4.2. Внутригрупповые роли

Под внутригрупповой ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек с членами конкретной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений.

Каждый человек в течение жизни проходит через различные группы и коллективы. Группа детского сада, школьный класс, уличная компания, студенческая группа, спортивная команда, рабочая бригада - вот далеко не полный перечень подобных групп.

В каждой из групп человек ведет себя далеко не одинаково. В классе он может быть неприметным троечником, ничем не выделяющимся среди других учеников, а в спортивной секции являться лидером, капитаном команды, способным повести за собой в сложных ситуациях спортивной борьбы.

85

Можно указать причины такого неодинакового поведения одного и того же человека. Допустим, недостаточное интеллектуальное развитие не позволяет этому ученику "схватывать" учебный материал наравне со своими одноклассниками, а частые разъезды на спортивные сборы и соревнования не оставляют у него времени и сил на дополнительные занятия. Зато хорошее физическое развитие, отличная реакция и другие качества позволяют ему легко превосходить своих соперников в спорте.

Однако нас интересуют сейчас не причины, а как раз следствия неодинакового положения этого человека в различных группах.

Этот "троечник" знает, что класс не ждет от него блестящих ответов на уроках, что ученики не будут обращаться к нему за помощью на контрольных работах, поскольку в учебной деятельности такую помощь он им оказать не способен. Поэтому в классе он и занимает скромную позицию: старается не привлекать к себе внимания учителя, соблюдает его требования на уроке, не спешит поднимать руку, когда он задает вопросы, не горит желанием выходить к доске для ответов. Выстраивая свое поведение таким образом, он всякий раз подтверждает ожидания одноклассников, подтверждает роль "середнячка" в классе.

Когда же этот молодой человек попадает на спортивную площадку, то он знает, что товарищи по команде надеются на его силу, реакцию, выносливость и технику, что они ждут от него высоких результатов и готовы идти за ним к победе. Поэтому он будет смело идти вперед, брать на себя инициативу в состязании, держать высокий темп, поддерживать членов своей команды. И тем самым он оправдывает ожидания товарищей по спорту, подтверждая роль лидера команды.

Конечно, и "троечник", и "спортсмен" руководствуются в своем поведении не только ожиданиями группы. Оба стараются выстраивать его с учетом особенностей развития своих личных качеств. Человек ведет себя так, а не иначе не только потому, что хочет подтвердить чьи-то ожидания, а потому, что ему так удобнее, привычнее, лучше. Но, с другой стороны, очевидно, потому ему и лучше, и удобнее, и привычнее, что за счет именно такого поведения он как бы вступает в согласие с окружающими его людьми.

Учащиеся класса согласны не слушать слабый ответ этого ученика, согласны не видеть его затруднений и мучений при ответе, согласны не знать его позора при неудачах у доски.

Товарищи по спортивной команде, напротив, согласны видеть в этом ученике лидера, согласны радоваться его успехам, согласны делить с ним радости побед и горечь поражений.

Поскольку любой человек не является "оловянным солдатиком", которому безразлично, в каком окружении и в каком положении находиться, то подобное согласие имеет очень важное значение

86

для самочувствия личности в группе. Ориентация на достижение этого согласия и есть выстраивание своего поведения с учетом ожиданий конкретной группы, т.е. исполнение внутригрупповой роли.

Очевидно, что формирование той или иной внутригрупповой роли конкретного человека зависит от целого ряда факторов: особенностей его интеллектуального, физического и нравственного развития, черт характера, компетентности в различных сферах деятельности, особенностей данной группы.

Сильная воля, стремление к лидерству, высокая компетентность способствуют укреплению человека в роли лидера группы. Напротив, безволие, нерешительность, низкая компетентность являются препятствием к роли лидера.

Высокая общительность способствует тому, что человек легко вступает в контакт, легко завязывает отношения с окружающими и в силу этого способен занять в группе роль интересного рассказчика, эдакого балагура, стать душой компании.

Хорошо сформированное чувство справедливости, стремление к защите слабого, умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения могут стать предпосылкой к утверждению человека в роли мудреца, защитника и арбитра.

В школьной практике учащиеся, как правило, хорошо знают исполнителей тех или иных ролей и часто побуждают "актеров" к новым "творческим" действиям.

Обратимся к примеру из повести В. Медведева "Клоун ИА".

Когда на уроке становится скучно, сразу все начинают поглядывать на меня. Давай, Игорек, мол, рассмеши нас. Выручи! Сфункционируй! Ну, я, конечно, поднимаю руку, а из кармана у меня, например, начинает дробь сыпаться. И по полу, конечно, раскатывается. Учительница меня, ясно-понятно, спрашивает:

  • - Антонов, а почему у тебя из кармана дробь сыплется? А я, ясно-понятно, отвечаю:
  • - А потому, что я пишу повесть "Записки охотника"! Хочу с Тургеневым потягаться!..
  • - Вероятно, это, - говорит учительница, - это будут "Записки охотника до неуместных шуток"!.. Зачем ты тянул руку?..
  • - Я хотел у вас спросить... - и с самым умным и глубокомысленным видом задаю учительнице какой-нибудь каверзный вопрос, вроде такого: "А скажите, Мария Ивановна, как вы считаете, молекула воды мокрая или сухая?!"

Девчонки тут же начинают фыркать, а мальчишки просто покатываются со смеха.

Или, предположим, вызывает меня Леокадия Петровна (английский преподает!) к доске. Я выхожу. Мне задают вопрос. Конечно, на английском. Я закрываю глаза и начинаю отвечать. Леокадия Петровна, конечно, спрашивает меня: "Вай ю ансвер ту ми лессонс с закрытыми глазами?.."

87

Все насторожились, ожидая моего ответа. Я нарочно тяну паузу, как Мартынов... комик такой был в Малом театре давно... еще при Щепкине... Значит, тяну время, держу паузу и говорю:

  • - Потому что я не могу видеть, как вы мучаетесь от моих ответов! - И даже пытаюсь изложить это по-английски (это с моими-то знаниями и с моим произношением!).

Леокадия Петровна, конечно, сразу начинает читать мне нотацию, забыв о том, что нас надо учить английскому уму-разуму! А время идет! А ребятам только этого и надо. Однажды учительница свое нравоучение закончила словами:

  • - Мне кажется, что все это я зря тебе говорю! У тебя слова в одно ухо влетают, а в другое вылетают!..

В следующий раз, когда в класс вошла Нина Петровна (учительница химии), я тут же достал из сумки большую пробку и, когда начался урок, воткнул ее себе в ухо. Раздался, ясно-понятно, смех. Учительница смотрит на меня, я смотрю на учительницу. Она спрашивает:

  • - Антонов, что у тебя торчит из уха?
  • - Пробка, - отвечаю я.
  • - Зачем она торчит у тебя из уха?
  • - Затем, что про меня говорят, что слова у меня влетают в одно ухо, а в другое вылетают, - отвечаю я вежливо. - Так вот, чтобы, влетая в одно ухо, они не вылетали бы из другого, я и придумал это приспособление.

В классе, конечно, смех, переходящий в хохот... Что и требовалось доказать!..

  • - М-да, - говорит задумчиво учительница, когда смех немного затихает, - не растешь ты, Антонов, не растешь!
  • - Ах, я не расту?.. Ну, ладно!.. Это мы еще посмотрим!.. Два дня ушло на обдумывание трюка с моим "ростом". На третий день приношу из дома длинный черный халат, надеваю его перед уроком на себя. Сажусь в этом халате на плечи толстяка Толи Фокина, что сидит на последней парте, пряча его лицо и плечи под полы халата. Еще до входа учительницы в классе раздается такой взрыв смеха, который отбрасывает ее метра на три от двери в коридор, но вот она заходит, боязливо, правда, но все-таки заходит в класс. Смотрит на парту, где я сижу, - меня нет. Облегченно вздыхает. Проходит к столу. Начинает перекличку. Очередь доходит до меня. Я отвечаю: "Здесь!" Нина Петровна вздрагивает, смотрит в угол, откуда исходит звук моего голоса. Я сижу длинный, как баскетболист, сложив руки на груди. Все от смеха начинают просто хрюкать.
  • - Что это такое? - чуть ли не кричит Нина Петровна.
  • - Я вырос, - отвечаю я с серьезной миной, - вы меня покритиковали за то, что я не расту. И вот я отреагировал на вашу критику!
  • - Вон из класса! - кричит Нина Петровна.

Толька Фокин, шатаясь под тяжестью моего тела, вылезает из-за парты, и мы вместе направляемся к двери и вдруг валимся на пол в проходе между партами. Шумный смех переходит в шумный хохот!.. Что и требовалось доказать.

(Медведев В. Клоун ИА // Школьная пора. - М.: Молодая гвардия, 1989. - С. 247 - 249.)

88

Если бы в описанных ситуациях учителя могли "прочитывать" поведение Игоря Антонова как исполнение конкретных внутригрупповых ролей, то, вероятно, они не создавали бы благоприятных условий для проявления его "творческих" способностей по переводу уроков в развлекательное русло.

Существенно то, что члены группы запоминают роли входящих в нее представителей и при последующих контактах ждут подтверждения этих ролей. Так, при встречах одноклассников, спустя много лет после окончания школы, каждый из партнеров помнит, кем он был в своем классе, какую внутригрупповую роль исполнял. От Лидера ждут проявления организаторских способностей по организации встречи одноклассников, от Мудреца ожидают мудрых жизненных советов, от Арбитра - помощи в разрешении жизненных ситуаций, а от Шута - внесения в компанию шуток, прибауток и прочих несерьезностей.

Это, однако, не означает, что человек должен всю жизнь исполнять одну и ту же роль. Напротив, переход в другие группы и коллективы часто бывает связан с изменением внутригрупповых ролей. Вчерашний классный балагур и весельчак спустя годы вполне может предстать в трудовом коллективе в роли серьезного и компетентного специалиста. Несколько робкий и застенчивый школьник способен стать требовательным и справедливым учителем. Перед педагогом, у которого не сложились отношения с учениками в одной школе, открываются возможности изменить эти отношения при переходе в другую школу. Правда, для этого ему необходимо не только сменить место своей работы, но, прежде всего, подвергнуть тщательному анализу особенности своего взаимодействия с учащимися, увидеть причины формирования нежелательных отношений, настроить себя на иной стиль общения с ними. А самое главное, суметь реализовать свои задумки в новом коллективе.

Таким образом, исполнение внутригрупповых ролей связано с тем, что группа "помнит" предысторию взаимоотношений своих членов, а исполнитель знает об этом и стремится учитывать это в общении с членами данной группы.

Поведение человека в группе может задаваться теми или иными приказами, инструкциями и правилами. Например, армейские уставы довольно однозначно регулируют взаимодействие командиров и подчиненных: командир имеет право приказывать, а подчиненный обязан выполнять приказ. Аналогично строятся взаимоотношения внутри трудовых коллективов, где руководитель обладает полномочиями управлять своими подчиненными при выполнении совместной деятельности (бригадир расставляет членов своей бригады по участкам, распределяет технику и материалы, необходимые для совместной работы, ведет учет деятельности каждого работника и оформляет его заработную плату).

89

В общении педагога и воспитанников нормативная составляющая также имеет место: учитель выступает как полномочный представитель системы образования, имеющий право на обучение и воспитание школьников. Однако его внутригрупповая роль не должна ограничиваться лишь нормативной стороной. Ведь учащихся интересует не столько формальное право человека с дипломом учителя объяснять им новый материал, спрашивать и оценивать их знания, сколько сама личность педагога, его умение быть интересным рассказчиком, умелым организатором их деятельности, защитником их интересов.

Задача каждого педагога заключается также и в том, чтобы задумываться о тех внутригрупповых ролях, которые приходится исполнять, общаясь с той или иной группой школьников. Для педагога это могут быть роли "строгого учителя", "интересного рассказчика", "заботливого классного руководителя", "умелого организатора внеучебных дел", "справедливого арбитра". Однако за учителем могут закрепиться и нежелательные для него роли: "придирчивого учителя", "несправедливого педагога", "занудливого рассказчика", "нетребовательного педагога", "строгого надзирателя" и т.п.

Школьник может исполнять роли "неформального лидера", "знатока музыки (спорта, техники)", "веселого шута", "золушки", "козла отпущения", "недотепы" и многие другие роли, о которых также важно знать педагогу.

90

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.