Под формальной ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества при выполнении конкретной социальной функции.
У каждого из нас в процессе жизни формируются определенные представления о том, как должны вести себя те или иные представители общества: родители, воспитатели детского сада, учителя школы, продавцы, врачи, начальники и подчиненные.
О том, что подобные представления обязательно формируются у каждого человека, свидетельствуют детские игры "в маму и папу", "в школу", "в больницу", "в магазин"... В этих играх мы можем видеть не только "ласковую маму", "отца-дебошира", "строгую учительницу", "грубого продавца", но и отношение детей к тому, "что такое хорошо и что такое плохо". Дети позитивно относятся к добрым персонажам своих игр и осуждают многие негативные проявления своих "героев". Поэтому по мере взросления каждый из нас довольно хорошо представляет, чего могут ждать от него окружающие, если он станет исполнять конкретную социальную функцию.
В больнице от врача ждут помощи для больных, а от больного - строгого соблюдения предписаний врача. В школе от учителя ждут грамотного объяснения учебного материала, тактичного обращения с учениками. От ученика ждут выполнения требований педагогов, положительного отношения к учению, к своим одноклассникам и учителям. А от директора ждут грамотного управления школой, умелого ведения школьного хозяйства, требовательного, но справедливого взаимодействия с педагогами, учениками и их родителями.
83
Каждый исполнитель конкретной социальной функции будет учитывать эти ожидания и в известной степени будет стремиться соответствовать им.
Так, директор школы при выполнении своих служебных обязанностей требует от работников соблюдения распорядка дня, обязательного проведения уроков согласно расписанию. Он может зайти в любой класс, пригласить к себе в кабинет любого ученика или учителя. И все это будет восприниматься окружающими как норма, как соответствие формальной роли директора школы.
Если же директор вдруг заболеет и придет на прием к врачу, то в больнице он вынужден выполнять другую формальную роль - роль больного. В соответствии с этой ролью он запишется на прием, будет ждать своей очереди, будет выслушивать и выполнять рекомендации врача. И это тоже воспринимается как нормальное соответствие формальной роли больного.
Попав на спектакль или концерт, наш директор будет выполнять формальную роль зрителя: придет в театр к началу спектакля, займет свое место, будет аплодировать, дарить актерам цветы. Он станет вести себя в соответствии с ожиданиями окружающих о поведении зрителя.
Дома, в своей семье, этот человек выполняет иные формальные роли: мужа, отца, главы семейства. В соответствии с этими ролями он будет оказывать знаки внимания своей жене и детям, общаться с ними, принимать участие в решении их жизненно важных вопросов, заботиться о решении бытовых проблем своего дома.
Следует отметить, что выход за рамки формальной роли при выполнении определенной социальной функции может быть истолкован окружающими людьми как нетактичность, невоспитанность, несдержанность или глупость.
В своей школе директор свободно может зайти в любой класс, в любое помещение и поговорить с любым преподавателем, учеником или работником. Если подобный разговор протекает без нарушений этических норм, то поведение директора, его указания, замечания и распоряжения будут встречать понимание со стороны окружающих, поскольку директор имеет на это право.
Если же этот директор будет вести себя подобным образом в больнице, куда он придет в качестве больного, или в магазине, где он появится в роли покупателя, то окружающие не поймут и не примут такого поведения. Они могут назвать действия человека, являющегося к тому же директором школы, нетактичными, бесцеремонными и оскорбительными. Аналогично "директорское" поведение неуместно в театре, в общественном транспорте и в семье.
Точно так же не всегда уместен перенос элементов семейного поведения на работу. Появление директора школы в своем кабинете
84
или учительской не в традиционном костюме, а в домашнем халате и тапочках вряд ли встретит одобрение у учителей, учеников и их родителей.
Характерной особенностью формальных ролей в школе является то, что довольно часто многие требования к выполнению конкретных социальных функций (директора школы, учителя-предметника, классного руководителя) находят отражение в различных нормативных документах: законах, уставах, приказах, правилах. Например, поведение директора школы регламентируется Законом "Об образовании", Уставом школы, приказами Министерства образования и региональных органов управления образованием (районо, гороно) и другими нормативными документами. Поведение учителей и учащихся в школе также регулируется положениями Устава школы, правилами внутреннего распорядка, приказами по школе и иными документами.
Как видим, у всех, кто работает или учится в школе, есть определенные ориентиры, к которым они обращаются при выстраивании своего поведения. Однако регулирование этого поведения осуществляется не только в силу записанных на бумаге нормативных актов, но и благодаря тем нормам, которые "записаны" и живут в общественном сознании. Так, многие родители, не читавшие ни Закона "Об образовании", ни Устава школы, имеют довольно четкие представления о том, что такое "директор школы", "классный руководитель", "учитель", "ученик" и иные формальные роли в школе.
Таким образом, исполнение формальных ролей связано с тем, что исполнитель знает определенные требования общества к выполнению конкретных социальных функций и стремится учитывать эти требования при выполнении той или иной функции.
85