3.1. Особенности профессиональной позиции педагога

Профессиональная позиция учителя представляет собой сложное личностное образование, выражающее систему его отношений к своему месту и своей роли в образовательном процессе, к своим ученикам и коллегам как к субъектам совместной деятельности. В позиции отражается вся сложная совокупность ценностного отношения человека к миру, система взглядов и установок личности учителя, определяющая выбор линий поведения в обществе и в школе, а также способов организации взаимодействия с учениками и всеми, кто имеет отношение к его профессиональной деятельности.

Профессиональную позицию учителя следует отличать от психологической позиции, обозначаемой одним из терминов: "Родитель", "Взрослый" или "Дитя", которые ввел Э. Берн для осуществления трансактного анализа [8, с. 17].

При определении своей профессиональной позиции учитель должен задуматься над такими вопросами: кем я являюсь для своих учеников и воспитанников? Для чего я иду к ним? Кем мои ученики и воспитанники являются для меня? Иначе говоря, профессиональная позиция - это, прежде всего, отношение педагога-профессионала к своей миссии в школе, к своим ученикам и воспитанникам, которая предопределяет его действия и операции в общении с ними.

61

Кем же педагог может быть для своих учеников, в качестве кого он способен предстать перед ними? И кем могут быть ученики для него?

Изучение мнений учителей, а также анализ уроков в I - XI классах средней общеобразовательной школы позволяют выделить основные приоритеты в работе педагога с учащимися. В качестве таких приоритетов могут выступать: ориентация на содержание учебного материала и методы его изложения; забота о соблюдении дисциплины в классе и способах ее поддержания на уроке; чрезмерная опека своих учеников и защита их от возникающих в процессе обучения трудностей; защита собственной личности от излишних забот и хлопот в работе с учащимися, ориентация учителя на максимально упрощенные схемы проведения занятий; забота о сотрудничестве со своими учениками, стремление стать для них старшим товарищем и другом.

Основываясь на выделенных в работе педагога приоритетах, можно определить пять основных видов его профессиональной позиции.

Учитель может видеть свою основную задачу в том, чтобы быть источником нужной и полезной информации для своих учеников. Занимая такую позицию, педагог акцентирует свое внимание главным образом на источниках, откуда эту информацию можно почерпнуть, а также на способах ее изложения учащимся. Как правило, он сосредоточивает свои действия и операции на том, чтобы выстроить подачу учебной информации в определенной логике, красочно оформить ее изложение, использовать при объяснении различные технические средства, наглядные пособия, интересные опыты и эксперименты.

Порой учитель бывает настолько увлечен самим процессом работы с информацией, что ученики для него как бы уходят на второй план. Он понимает, что все, что он говорит и показывает, предназначено для учащихся, однако его захватывает роль интересного рассказчика, эдакого сказочника или даже волшебника. Сам процесс подачи учебного материала интересует его больше, чем те, для кого этот материал предназначен.

Следствием такой позиции часто бывает то, что учитель не соизмеряет особенности изложения своей информации с особенностями ее восприятия учениками. Ему кажется, что данная информация должна быть интересна для учащихся так же, как для него самого, что она несложна для понимания, что все ученики способны ее усвоить, а затем успешно применять в учебной работе. Но поскольку учитель акцентирует свое внимание на изложении учебного материала, т.е. на своей работе, на себе, то он практически не обращает внимания на то, как этот материал воспринимается учениками. А те, в свою очередь, могут совершенно иначе относиться к этому материалу. Он может быть для них

62

абстрактен и непонятен, сложен для понимания в изложении учителя или просто неинтересен. Поэтому при такой позиции возможны "потери" учителем некоторой части своих учеников.

Учитель может предстать перед учениками в роли человека, бдительно следящего за порядком в классе, в роли своеобразного надзирателя. С первых минут урока он подчиняет свои действия и операции дисциплинарным моментам. По его мнению, все ученики должны четко встать при появлении учителя в классе, у каждого на парте должны быть все необходимые для урока учебные принадлежности. Главная задача учеников - не отвлекаться и внимательно следить за действиями учителя, быстро реагировать на все его требования и вопросы.

Основной заботой учителя, придерживающегося такой позиции, является дисциплина в классе: чтобы ученики тихо сидели, внимательно слушали ответы своих одноклассников и объяснения учителя, все вместе открывали тетради и записывали то, что требует учитель. Если это соблюдается, урок доставляет учителю удовлетворение. Напротив, любые дисциплинарные отклонения со стороны учащихся вызывают раздражение и гнев педагога.

Учитель работает прежде всего на себя, а не на учеников. Во-первых, он отводит учащимся пассивную роль своеобразных марионеток, которые должны главным образом послушно реагировать на его действия. Инициатива учащихся, как правило, им не очень-то приветствуется, так как это может нарушить привычный ход урока, создать помехи дисциплине. Во-вторых, ориентируясь на дисциплинарные моменты, педагог отодвигает на второй план вопросы организации познавательной и практической деятельности учащихся: как создать интеллектуальное напряжение в классе? Как включить учащихся в поиски ответов на вопросы, возникающие в ходе исследования той или иной научной проблемы? Какие вопросы и в какой последовательности задавать на уроке, чтобы активизировать познавательную и практическую деятельность всех учащихся? Как убедиться в том, что учащиеся включены в познавательный процесс и что материал урока им понятен и доступен? Как его лучше закрепить?

Именно подобные вопросы должны стоять в центре процесса обучения. Поэтому такая позиция учителя также не создает благоприятных условий для плодотворного общения на уроке.

Учитель может занимать позицию "заботливой наседки", направляющей свои действия и операции на опеку и защиту своих "деток". Педагог исходит из того, что его ученики - это еще маленькие неразумные существа, которых в жизни, и конкретно в учебном процессе, поджидают постоянные трудности, неприятности, преграды. Поэтому он видит свою главную задачу в том, чтобы уберечь учеников от этих трудностей и неприятностей, максимально помогать им в преодолении всех препятствий.

63

Исходя из такой установки, педагог делает акцент на том, чтобы как можно подробнее объяснить учащимся новый материал, тщательно растолковать им самые трудные места, самостоятельно разобрать решения типовых задач. Он делает все, чтобы облегчить ученикам путь в свой учебный предмет, чтобы не перенапрягать и не переутомлять своих "деток". При опросе он внимательно следит за ответом каждого ученика, участливо кивает ему чуть ли не после каждой верно произнесенной фразы, а в случае затруднения сам стремится быстренько исправить ошибку и подсказать ученику необходимую мысль.

Учитель создает для своих учеников своеобразные тепличные условия, которые выражаются в том, что он тщательно "обрабатывает почву", убирая из нее все "камешки и сорняки", заботливо "поливает каждый кустик" и своевременно "подкармливает" его, осторожненько "снимает каждый созревший плод" и аккуратненько "складывает" его в специально приготовленную ячейку.

Следует отметить, что ученикам довольно уютно в такой "теплице", они с удовольствием принимают позицию "своего" учителя и быстро привыкают к тепличным условиям обучения. Более того, попадая к другому, "обычному" учителю, они сразу же ощущают различия в подходе к себе и довольно болезненно отмечают, что новый учитель "не такой", "невнимательный", "сердитый", "раздраженный", "безразличный". Привыкнув к работе в условиях постоянной опеки и поддержки, ученики испытывают определенный дискомфорт без "своего" учителя и не могут реализовать свой потенциал.

Ошибочность такой позиции очевидна, поскольку сущность процесса обучения заключается не в том, чтобы учитель преподносил ученикам готовые знания и оберегал их от интеллектуального перенапряжения, а в том, чтобы педагог специально создавал для учащихся ситуации затруднений, ставил их в активную позицию исследователей различных вариантов решений учебных задач. Ведь школа в целом и каждый конкретный учитель в частности призваны готовить своих учеников к "самостоятельному полету", к поиску ответов на нестандартные жизненные вопросы, к действиям без посторонней помощи и поддержки. А учитель, занимающий позицию "заботливой наседки", упускает это из виду.

Одним из проявлений подобного опекунства со стороны учителя является растерянность его лучших учеников и выпускников на межшкольных олимпиадах, конкурсах и особенно на вступительных экзаменах в средние и высшие образовательные учреждения. Довольно часто обычные вопросы, задаваемые экзаменаторами, ставят их в тупик не из-за своей сложности, а из-за отсутствия привычной поддержки со стороны педагога.

64

Позиция невмешательства также характерна для некоторой категории учителей. Придерживаясь такой позиции, учитель не очень-то обременяет себя лишними заботами. При подготовке к урокам он не утруждает себя поисками дополнительных источников информации и стремлением расширить свой методический арсенал: ему вполне хватает школьного учебника и методических рекомендаций, содержащихся в пособии по методике преподавания соответствующего предмета, либо им используются конспекты уроков прошлых лет.

При проведении урока учитель идет по пути наименьшего сопротивления. Его действия и операции подчинены не задачам развития учащихся, а собственным интересам. Объяснение нового материала он строит на содержании школьного учебника, порой настолько близко к тексту, что некоторые ученики даже сверяют его речь с текстом. Довольно часто он вообще не утруждает себя объяснением учебного материала, а предлагает учащимся самостоятельно прочитать тот или иной параграф учебника. При опросе учеников учитель довольствуется выслушиванием их пересказов содержания соответствующих параграфов, иногда задает 1 - 2 "дежурных" вопроса и на основании этого оценивает их ответы.

Педагог порой смотрит на своих учеников как на обузу, как на досадную помеху в решении собственных проблем. Находясь "рядом, но не вместе" с учениками, он стремится не брать на себя лишней работы, дополнительной ответственности за все то, за что могут спросить. Он не любит дополнительных занятий со школьниками, не стремится к их участию в предметных олимпиадах, не заботится о проведении внеурочной работы по своему предмету. Его вполне устраивает "мирное сосуществование" с учащимися, работа по принципу: "Вы мне не мешайте, и я вам не помешаю".

Учитель может занимать позицию старшего товарища, мудрого и заботливого друга и наставника учащихся. Он видит свое назначение в том, чтобы понять каждого своего ученика, максимально учесть особенности его интеллектуального, физического и нравственного развития, оказать ему необходимую помощь и поддержку. Этому подчинены все основные действия и операции педагога. Учитель не позволяет себе унизить учеников, поскольку настоящая дружба предполагает взаимное уважение каждой личности. В то же время он не допускает и панибратства с учащимися, не позволяет им "садиться ему на шею".

Такая позиция предполагает, что в памяти педагога сохранились воспоминания о его школьных годах, когда он сам, возможно, не всегда отличался прилежанием, дисциплинированностью и абсолютно отличной успеваемостью по всем предметам. Как и у многих обыкновенных школьников, у него, вероятно, случались и неподготовленные домашние задания, и неудовлетворительные отметки по отдельным дисциплинам. Поэтому сохранение в памяти

65

особенностей многих характерных ситуаций своего детства позволяет учителю не идеализировать себя, не быть максималистом по отношению к своим ученикам, не требовать от них невозможного, с пониманием относиться к их затруднениям, ошибкам и недостаткам, по-родительски прощать их проступки.

Наряду с этим педагог не оставляет без внимания проявления у учащихся лени, небрежности, зазнайства, пытается активно бороться с безразличием к людям, с безнравственными поступками. Максимально ориентируясь на своих учеников и желая им добра, учитель умеет и призвать к порядку нерадивого, и пристыдить лентяя, и оказать необходимую помощь отстающему. Он стремится к сотрудничеству с каждым учеником и с классом в целом.

Таким образом, профессиональная позиция педагога изначально предрешает характер его общения с учащимися, определенным образом программирует его взаимодействие с классом.

Благодаря профессиональной позиции одни педагоги делают акцент на интересном изложении учебного материала и практически не замечают своих учеников как субъектов общения. Ученики для них становятся объектом приложения своих усилий по трансляции учебной информации. Ученик - это "чистая доска", на которой педагог должен оставить свой след. А доска, как известно, предмет неодушевленный.

Другие учителя сосредоточивают свои усилия на поддержании порядка в классе и подчиняют себя борьбе с недисциплинированностью учащихся. Ученики превращаются в объект предъявления их требований, приказов, замечаний и выговоров. Для них ученики - это люди, постоянно стремящиеся нарушить дисциплину, что-то напакостить, подстроить. С ними нельзя расслабляться, надо "держать ухо востро". Необходимо вовремя пускать в ход "кнут" или "пряник": что лучше сработает.

Третьи - озабочены созданием тепличных условий для своих учеников. Превращаясь в своеобразных садовников, они смотрят на учащихся как на объект своей заботы и опеки, как на красивые цветы, судьба которых зависит лишь от их воли и усилий.

Четвертые - идут по линии наименьшего сопротивления и особенно не утруждают себя в работе с учащимися.

Пятые - нацеливают себя на организацию сотрудничества с учащимися, на включение их в совместный поиск и диалог. А поскольку сотрудничество и диалог возможны лишь с живыми людьми, с личностями, то такие учителя настраивают себя на субъект-субъектное взаимодействие. Они готовят себя к тому, что каждый ученик способен к самостоятельному поиску решения любой учебной задачи, может иметь свою точку зрения, отличную от точки зрения учителя, обладает правом не только отвечать на вопросы педагога, но и задавать вопросы своему учителю. Они видят в учениках интересные личности, потенциал которых необходимо

66

раскрыть с помощью делового и личностного общения. Поэтому взаимодействию с учащимися учителя придают самое серьезное значение.

Очевидно, описанные выше особенности поведения учителя - это всего лишь внешние проявления профессиональной позиции педагога, только видимая, надводная часть своеобразного педагогического айсберга. А что содержится в скрытой, подводной части этого айсберга?

Поскольку профессиональная позиция педагога формируется на протяжении всей жизни, она непременно отражает его мировоззрение, систему нравственных ценностей, его жизненный и профессиональный опыт. Позиция - это внутренняя готовность педагога к выбору определенных способов общения со своим партнером, к конкретным действиям и операциям по отношению к нему.

Если изначально учитель рассматривает своего ученика в качестве объекта приложения своих усилий, всего лишь как исполнителя воли педагога, "одного из" членов класса, то при таком подходе педагог непременно будет заботиться о том, чтобы этот ученик "не выпадал" из общей массы, был бы таким, "как все". Он будет использовать в общении с этим учеником различные манипулятивные приемы и оценивать, прежде всего, исполнительность учащегося.

Если же учитель подходит к ученику как к субъекту совместной деятельности, как к личности, имеющей яркие индивидуальные особенности, то его действия по отношению к ученику будут носить иной характер. Педагог будет принимать индивидуальность ученика как данность, которую обязательно необходимо учитывать в совместной деятельности. Ученик будет встречать уважительное отношение к себе, ощущать поддержку при принятии самостоятельных решений, не противоречащих логике урока и этическим нормам.

Следовательно, профессиональная позиция - это тот фундамент, на котором педагог, включаясь в деятельность и общение со своими партнерами, возводит различные конструкции своих отношений с каждым из них.

Профессиональная позиция учителя тесно связана с таким понятием, как "дистанция общения".

Дистанция общения - это, прежде всего, то физическое (метрическое) расстояние между партнерами, на котором они осуществляют взаимодействие: обмениваются улыбками, приветствиями, информацией. Известно, что дружеские доверительные беседы обычно осуществляются на расстоянии не более одного метра между партнерами, при производственных совещаниях руководитель устанавливает между собой и подчиненными дистанцию в 1,5 - 3 метра, а на митинге это расстояние может составлять десятки и даже сотни метров.

67

Объяснять учебный материал для группы в 20 - 30 человек, сидящих в обычном школьном классе, преподавателю значительно удобнее, нежели для большого лекционного потока в 300 - 500 человек, находящихся в актовом зале. В классе педагог имеет возможность не только излагать учебный материал, но также видеть лица всех своих учеников, чувствовать состояние каждого из них, подойти к любому ученику настолько близко, насколько это необходимо для оказания помощи и поддержки.

Дистанция общения проявляется и в том, где педагогу удобнее находиться во время разговоров с директором школы и своими коллегами, куда он обычно садится во время педагогических советов и собраний. Предпочитает ли он быть поближе к ведущему или же держится подальше от него, на задних партах.

Однако дистанция общения - это не столько метры, разделяющие партнеров, сколько те отношения, которые складываются между ними. Прежде всего это проявляется в обращениях учащихся и учителей: "на ты" или "на Вы", в реакциях учителя на позитивные и негативные действия учеников. Некоторые студенты-практиканты или молодые учителя разрешают старшеклассникам обращаться к себе "на ты", позволяют себе курить вместе с учениками, рассказывать им сомнительные анекдоты, "не замечать" проявлений грубости и хамства со стороны школьников, полагая, что тем самым они станут ближе к своим ученикам. Подобное панибратство, как правило, не приносит желаемых результатов, и вместо установления дружеских контактов ученики "садятся на шею" учителю. И в отличие от педагога, допустившего панибратские отношения с ними, чувствуют себя довольно уютно. Не случайно в педагогической практике бытует выражение: "Соблюдай дистанцию со своими учениками". Кто-то из учителей обращается ко всем школьникам только "на ты", отдельные педагоги выделяют старшеклассников, обращаясь к ним "на Вы", а есть и такие, кто удачно сочетают оба обращения по отношению к одним и тем же ученикам, а также к своим коллегам.

Как же должен вести себя педагог? Какое обращение использовать в общении с учениками и коллегами? Существуют ли какие-то рекомендации на этот счет?

Очевидно, задача заключается не в выявлении каких-то конкретных возрастных или иных параметров для использования обращения "на ты" или "на Вы" и установления той или иной дистанции общения. Проблема в том, чтобы определить подходы к выбору учителем целесообразной позиции общения со своими учениками в конкретной ситуации.

Интересный подход к решению данной проблемы предлагает Н.Е. Щуркова, которая использует для в этих целях такие понятия, как "дистанционная позиция", "уровневая позиция" и "кинетическая позиция".

68

Дистанционная позиция отражает то расстояние по горизонтали, на котором могут находиться учитель и ученик. Эта позиция может быть далекой, близкой и "рядом".

При далекой позиции учитель обращается к ученикам и коллегам довольно официально: "Уважаемые господа учащиеся!" или "Милостивый Сергей Иванович!", "Товарищ директор!".

Когда педагог выходит на близкую позицию, то он использует более теплые обращения: "Мои дорогие!", "Мои любимые!".

О позиции "рядом" могут свидетельствовать обращения типа: "Друзья!", "Коллеги!".

Уровневая позиция отражает положение педагога и воспитанника по вертикали. Учитель может находиться "сверху", "снизу" и "наравне" с учеником.

Очевидно, в начале урока, когда предстоит поставить цель и наметить задачи, педагог находится "сверху", так как владеет инициативой, задает ритм урока, включает учащихся в учебную деятельность. В ходе урока учитель может предоставить инициативу ученикам, дать им возможность проявить себя, показать свои способности. Здесь педагог как бы отступает на задний план и находится "снизу". Однако этот "низ" не унижает учителя, не умаляет его педагогической роли. Напротив, раз учитель способен создать условия для возвышения ученика и при этом порадоваться его успеху, то, следовательно, он верно понимает и реализует свою педагогическую миссию - способствовать развитию инициативы, самостоятельности и субъектности у своих подопечных. Когда же учитель анализирует отдельные моменты совместной с учащимися деятельности и использует выражения "Мы с вами...", он занимает позицию "наравне" со своими учениками.

Кинетическая позиция характеризует местонахождение педагога в различные моменты совместного движения со своими воспитанниками. Здесь педагог может находиться "впереди", "сзади" или "вместе" с учениками.

Например, когда учитель ведет свой класс в поход, то в начале пути, а также на самых ответственных участках (при переходе реки вброд) он находится "впереди". Педагог ведет школьников, задавая им направление, темп, показывая личный пример. В ходе движения учитель может выдвинуть на роль лидера кого-то из учеников и тем самым сделать его направляющим. Заняв позицию "сзади", педагог получает возможность понаблюдать, как чувствуют себя менее сильные и менее подготовленные к походу ученики. На привале, у костра, учитель занимает позицию "вместе", т.е. наравне с учащимися участвует в разбивке лагеря, в приготовлении обеда, в различных конкурсах.

Позиция педагога может быть открытой и скрытой. При открытой позиции учитель не скрывает своих намерений, открыто заявляет о них, а порой специально сообщает партнерам по общению

69

свои взгляды, убеждения и задумки. Например, учитель, ориентированный на поддержание порядка в классе, порой подчеркивает это в разговорах со своими коллегами и родителями учащихся: "Для меня главное - дисциплина!", "Может детям и не нравятся мои требования, но я считаю, что только так можно заставить их работать!"

Занимая скрытую позицию, педагог предпочитает не говорить о своих истинных намерениях либо сознательно упоминает о каких-то иных, второстепенных в данный момент деталях. В частности, позиция старшего товарища и заботливого друга учащихся многими учителями не рекламируется, ибо дружба проявляется не в словах, а во взаимоотношениях, поступках.

Таким образом, позиция педагога - это не что-то раз и навсегда установленное и неизменное. Напротив, позиция - это нечто динамичное и подвижное. Очевидно, задача педагога заключается в том, чтобы умело занимать ту позицию, которая наиболее целесообразна в конкретной ситуации общения со школьниками.

70

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru