Основы профессионально-педагогического общения - это раздел педагогики, изучающий особенности взаимодействия учителей и воспитателей со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса: с учениками и их родителями, со своими коллегами, с представителями органов управления образованием и различных общественных объединений.
Основной круг вопросов, рассматриваемый в этом разделе педагогики, прежде всего обусловлен сочетанием слов "профессионально-педагогическое общение", каждое из которых несет определенную смысловую нагрузку. Термин "профессионально" означает направленность на профессиональную деятельность, т.е. на выполнение тем или иным человеком определенной работы, связанной с его профессией. Слово "педагогическое" свидетельствует о том, что эта деятельность находится в сфере педагогики, т.е. связана с обучением и воспитанием людей.
А что означает слово "общение"?
Перед каждым студентом педагогического вуза рано или поздно возникает проблема взаимодействия с теми, ради кого он осваивает программу своей профессиональной подготовки, - со своими учениками и воспитанниками. Опыт свидетельствует, что знания и умения, приобретаемые за годы обучения в вузе, потребуются будущему специалисту в качестве своеобразного инструмента обучения своих учеников и приобщения их к истокам общечеловеческой культуры.
Следовательно, и содержание учебных предметов, составляющих стержень квалификации учителя (истории, математики или иного предмета), и частные методики их преподавания необходимы будущему специалисту для того, чтобы вступать в контакт со своими учениками, воздействовать на мотивы их учения, заинтересовывать школьников преподаваемым предметом и собственной личностью. Без этого процесс обучения будет носить формальный, безличностный характер и не принесет удовлетворения ни самому педагогу, ни его ученикам, ни обществу в целом.
Курс "Основы профессионально-педагогического общения" сформировался как результат разрешения одного из противоречий, возникающих при подготовке учителя. Это - противоречие между довольно солидной подготовкой будущего учителя по предмету, который он будет преподавать, и недостаточно полной
3
подготовкой его к общению с живыми людьми - учениками и воспитанниками, коллегами, родителями учащихся, руководителями школы и системы образования. Своеобразный дефицит такой подготовки хорошо просматривается как в период педагогической практики студента, так и в первые годы самостоятельной работы начинающего учителя.
Термин "основы" в педагогической лексике не имеет однозначного толкования. Основы составляют некие фундаментальные компоненты отраженного и закрепленного в педагогической науке знания: закономерности, категории, принципы, методология педагогики и т.п. Но к основам также можно отнести обобщенные и систематизированные факты педагогической действительности, которые нуждаются в теоретическом осмыслении.
При описании тех или иных компонентов профессионально-педагогического общения важно использовать известные в педагогической науке подходы и опираться на то, что уже разработано педагогами и психологами. Иначе все исследователи постоянно будут заниматься открытием своеобразного "педагогического велосипеда".
Очевидно, задача заключается в том, чтобы и провести некоторый анализ существующих подходов различных авторов к тем или иным характеристикам профессионально-педагогического общения, и дать описание новых подходов и характеристик. Поэтому автор стремился представить читателю, прежде всего будущему педагогу, учебное пособие, которое позволило бы ему познавать сущностные вопросы феномена общения, понимать поведение всех субъектов педагогического общения, проектировать собственное поведение в своей профессиональной деятельности.
В последние годы в школах России учебно-воспитательный процесс становится все более диалогичным. Он практически исключает простое "перекачивание" знаний от учителя к ученикам. Это - процесс взаимодействия педагога и воспитанников, в ходе которого учитель имеет право не только на истину в последней инстанции, но и на публичное сомнение в ней. Ученик в этом процессе - не пассивный объект для воздействий со стороны учителя. Он также имеет право и на вопрос к учителю, и на ошибку, и на свое понимание истины. И учитель, и ученик не имеют лишь права на унижение человеческого достоинства друг друга, на отступление от принятых в обществе законов и нравственных норм поведения. На это обращается особое внимание будущего педагога.
Основными задачами данного курса являются:
- вооружение студентов системой знаний о сущности человеческого общения;
- ознакомление будущих учителей и воспитателей со спецификой профессионально-педагогического общения;
4
- формирование у них умений анализировать процессы взаимодействия педагогов и воспитанников и моделировать предстоящие контакты с учениками, их родителями и своими будущими коллегами.
Подход к курсу "Основы профессионально-педагогического общения" как к одному из разделов педагогики освобождает автора от необходимости специально уделять внимание вопросам о содержании, принципах и методах обучения и воспитания школьников. Это, однако, не свидетельствует об игнорировании столь важных общепедагогических категорий. Но поскольку о них можно прочитать в любом учебнике по педагогике, автор, прежде всего, заботился о том, чтобы осветить в настоящем пособии проблемы именно педагогического общения, не рассматриваемые или недостаточно полно рассматриваемые в этих учебниках.
Изучение основных теоретических понятий не должно быть абстрактным, поэтому в пособии используется хрестоматийный материал, позволяющий конкретизировать основные характеристики профессионально-педагогического общения, протянуть связующие нити между теорией и практикой школьной жизни.
Представленные в пособии материалы прошли проверку в преподавании соответствующих курсов во Владимирском государственном педагогическом университете.
В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов второго поколения данный курс может быть включен в региональный (вузовский) компонент либо в дисциплины по выбору студентов.
5