В отличие от избирательных технологий, эффект применения которых весьма ощутим и неоспорим, законодательные технологии лишь наметками определяют свое место в юридической теории. Но при этом уже заметен разрыв между запросами практиков и теми возможностями, которыми располагает правовая наука относительно данного феномена. Достаточно сказать, что термин "законодательные технологии" пока еще не устоялся в юридической лексике.
Законодательные технологии можно представить как своеобразную законодательную "кухню", связанную с приготовлением специфического "блюда" под названием "закон". В специально-правовом смысле законодательные технологии есть писаные и неписаные правила, приемы и средства, которые обеспечивают подготовку и принятие необходимого определенным специальным группам или всему обществу закона. Это также методы давления применительно к законодателям или в отношении общественного мнения,
168
направленные на достижение тех же целей. Технология "приготовления" закона - работа внутренняя, скрытая от не вовлеченного в законодательную деятельность субъекта. Законодательные технологии многообразны, в частности, существуют технологии согласования интересов, их лоббирования, технологии продвижения законодательных инициатив, блокирования законопроектов и др. Различные правотворческие действия (такие, как принятие закона, внесение в него изменений и дополнений, отмена действия закона) имеют свои внутренне связанные технологические циклы. Законодательные технологии отличаются своей направленностью; они специфичны в зависимости от тех или иных способов, задач и целей правового регулирования; могут содействовать принятию не только качественного закона, но и закона, противоречащего истинным целям общего, т.е. законодательные технологии могут быть направлены на внедрение в правовую систему ложных норм, реализация которых окажется невозможной или затруднительной. Очевидно, что на федеральном и региональном уровнях законотворческой деятельности технологии различны. Подобно "политтехнологиям" законодательные технологи и также могут быть "чистыми" и "грязными", с использованием подкупа, шантажа и т.п.
Законодательные технологии как составная часть правотворчества в чем-то сходны с законодательной техникой, хотя и имеют принципиальное от нее отличие. Цель законодательной техники, как совокупности неких технических приемов и средств - совершенствование юридического качества закона. В то время как законодательные технологии преследуют главным образом специальную цель - добиться закрепления (либо незакрепления) в законе тех или иных социально значимых интересов. В этой связи могут использоваться как юридико-технические инструменты, так и разнообразные средства неюридического характера (например, политические средства). Применение приемов и средств законодательной техники всегда вызывает улучшение качества закона и в конечном счете повышает его социальную полезность.
Применение законодательных технологий нередко преследует иные, прямо противоположные цели: придать закону эффективность со знаком "минус", вызвать возмущения в социально-правовой среде. Применение законодательной техники в особенности важно на'этапе, непосредственно предшествующем принятию закона (хотя, конечно, использование технико-юридических средств необходимо и при разработке законопроектами при его обсуждении). В отличие от законодательной техники законодательные
169
технологии охватывают все стадии законодательной деятельности: а) процесс выявления правотворческой потребности; б) разработку концепции будущего закона; в) подготовку законопроекта и внесение на рассмотрение его в Государственную Думу РФ; г) обсуждение законопроекта на всех последующих стадиях законодательного процесса. Более того, законодательные технологии применяются и в постзаконодательной деятельности (в частности, для привлечения возможностей конституционного контроля). Субъектом применения инструментария законодательной техники является преимущественно законодательный орган власти и его вспомогательные структуры (аппарат). Законодательные технологии используются множеством субъектов, так или иначе вовлеченных в орбиту законотворчества.
Сделать означенные технологии безопасными и полезными обществу - актуальная и злободневная задача юридической науки и практики.
170