3. ВИДЫ (ФОРМЫ) ПРАВОТВОРЧЕСТВА

В зависимости от субъекта правотворчества, т.е. от того, кто "творит" право, принято выделять следующие основные формы (виды) правотворчества:

1. Правотворческая деятельность государства. Это наиболее распространенный вид нормотворчества. Он осуществляется различными государственными структурами, обладающими правотворческими полномочиями. В Российской Федерации правом издавать нормативные акты наделены Государственная Дума, Совет Федерации Федерального Собрания, Президент РФ, Правительство, федеральные министерства и иные ведомства, представительные (законодательные) органы субъектов Федерации, главы администраций краев, областей, руководители (администрация) предприятий и учреждений в пределах их полномочий. Правотворческая деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти, связанная с принятием законов федерального и регионального уровней, именуется законотворчеством. На федеральном уровне законотворческую деятельность осуществляет парламент - Федеральное Собрание Российской Федерации. Все иные государственные органы вправе в том или ином качестве (в зависимости от своего статуса) принимать участие в законотворческой деятельности. На региональном уровне (в субъектах Федерации) функцию законотворчества осуществляют представительные (законодательные) органы государственной власти. Иные государственные органы осуществляют правотворческую деятельность соответственно закрепленной в законе (ином нормативном правовом акте, определяющем правовой статус органа) компетенции. Такая деятельность имеет

166

подзаконный характер. Такой же подзаконный характер носят и те правовые акты, которые принимаются в результате их правотворческой деятельности.

2. Правотворческая деятельность народа, или референдум (непосредственное правотворчество). Это всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Порядок, основания проведения референдумов определены в законодательстве. В Российской Федерации этому посвящен Федеральный конституционный закон "О референдуме". Референдумы могут быть общенациональные, региональные и местные. Акт референдума не требует утверждения или принятия со стороны органов государства и вступает в действие с момента, определенного в законе.

3. Правотворчество органов местного самоуправления. Этот вид правотворчества следует обособлять от правотворческой деятельности государственных органов по той причине, что местное самоуправление отделено от государственной власти, т.е. органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

4. Делегированное правотворчество (законотворчество). Предполагает правотворческую деятельность органов исполнительной власти (как правило, правительства), осуществляемую ими по поручению (делегации) парламента. В результате такой правотворческой деятельности принимаются нормативно-правовые акты по вопросам, входящим в компетенцию парламента. Это специфический вид нормотворчества государственных органов, он применяется для оперативного решения определенных проблем при соблюдении определенных условий: нельзя принимать акты, имеющие обратную силу; не допускается субделегация делегированных нормотворческих полномочий; акты принимаются по строго определенному кругу вопросов и др.

167

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.