2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Правотворчество подчинено определенным требованиям или принципам. Принципы правотворчества - те руководящие начала, которым должна соответствовать правотворческая деятельность государственных органов. К числу фундаментальных, наиболее значимых принципов правотворчества относятся:

принцип демократизма, означающий, что исключительное право издавать законы принадлежит высшему представительному органу государственной власти либо непосредственно народу; демократические процедуры обсуждения и принятия нормативных правовых актов, в особенности законов (гласность, участие граждан, их

164

объединений в правотворчестве, использование института всенародных обсуждений законопроектов, освещение законотворческого процесса в средствах массовой информации, наличие независимой экспертизы законопроекта и др.); обнародование принятых законов и иных нормативно-правовых актов. В современных цивилизованных государствах действует "презумпция (неопровержимая, законная): неопубликованные законы и иные нормативные акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, не подлежат применению;

принцип законности, предполагающий, что нормативно-правовые акты: а) издаются правомочными на то органами и должностными лицами. Их принятие основывается на учете принципа разделения властей, а в федеративном государстве, кроме того, на неукоснительном соблюдении принципа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъекта федерации; б) соответствуют конституции страны и законам; в) принимаются в соответствии с установленными законом правотворческими процедурами; г) внешне выражены в форме, предусмотренной законодательством (закон, нормативные акты, указы, постановления, инструкции и т.д.);

научный характер правотворчества, означающий, что правотворчество призвано отображать объективные потребности общественного развития при принятии, отмене, изменении нормативных актов, придании им той или иной юридической формы; учитывать достижения юридической науки и потребности общественной практики; основываться на компетентном мнении ученых-правоведов, их непосредственном участии в разработке и подготовке проектов нормативно-правовых актов;

принцип компетентности, или профессионализма, правотворчества, предполагающий привлечение к правотворческой работе специалистов, обладающих специализированными профессиональными познаниями и опытом в области правотворчества, в совершенстве владеющих технологией законопроектной работы. Использование такого рода специалистов (юристов, социологов, лингвистов, политологов, экономистов, финансистов и др.) должно обеспечивать подготовку качественного законопроекта, свободного от законотворческих ошибок как социального, так и юридического свойства. Важным требованием принципа компетентности (профессионализма) правотворчества является высокий профессионализм как разработчиков законопроектов и экспертов, так и тех субъектов правотворчества, кто принимает правотворческое решение, соглашаясь с экспертными оценками либо отвергая их;

165

принцип обеспеченности правотворческого процесса, заключающийся в использовании в правотворческой практике системы специальных средств (организационных, технических, юридических и др.) организации правотворческой деятельности, призванных обеспечить выработку эффективных способов правотворческого воздействия на принятие обоснованных нормативных правовых актов. К средствам обеспечения правотворческой деятельности относятся: информационное обеспечение правотворчества; планирование и программирование правотворческой деятельности; использование правотворческого эксперимента, правотворческого экспертного заключения; организационно-юридическое обеспечение правотворчества; демократическая поддержка правотворчества.

166

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.