Право формируется под влиянием комплекса разнородных причин объективного и субъективного характера. Обстоятельства объективного порядка, влияющие на формирование права, охватываются понятием "правообразование". Правотворчество - составная часть правообразования, его завершающий этап. Под правотворчеством принято понимать специализированную деятельность компетентных органов государства (или иных уполномоченных законом органов и лиц) по изданию нормативных правовых актов. Правотворчество в этом смысле есть специализированная форма государственной деятельности и форма государственного руководства обществом, связанная с созданием правовых норм, их изменением, а при необходимости - и отменой. Правотворчество, кроме того, направлено на упорядочение, приведение в определенную систему изданных нормативных актов, т.е. связано не только с их изданием, но и систематизацией.
Содержанием (сущностью) правотворчества является процесс (процедура) возведения объективно формирующихся норм и принципов естественного права в форму закона и таким образом закрепление в нем общей или согласованной воли или общего интереса, в котором учтены, согласованы самые разнообразные специфические частные интересы разных групп населения. На этом основании выделяют несколько функций правотворчества. Главная и основная из них - выработка новых правовых норм. Не менее важными функциями правотворчества, хотя и производными от первой из отмеченных, являются .функции, связанные с: а) изменением действующего законодательства; б) отменой устаревших норм права; в) систематизацией законодательства (нормативного хозяйства).
163
Как специфическая деятельность правотворчество характеризуется следующими признаками: 1) является преимущественно деятельностью государства; 2) имеет организационную направленность; 3) отображается в нормативных правовых актах ("продукте правотворчества"); 4) строго регламентируется правовыми нормами. Специфика правотворчества заключается также в его субъекте. Субъектами правотворчества являются государство, его органы, компетентные принимать нормативно-правовые акты, и уполномоченные на то должностные лица. В том случае, если акт правотворчества является результатом непосредственного волеизъявления народа, его субъектом признается народ. Кроме того, юридическая возможность "творить право" признается также и за некоторыми другими субъектами.
С учетом отмеченного можно сделать вывод о том, что правотворчество охватывает своим содержанием: а) познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации; б) определение органа или иного субъекта,,правомочного принять нормативный правовой акт; в) выбор юридической формы предполагаемого акта; г) подготовку, принятие или изменение правового акта в соответствии с установленными законодательством процедурами. Все эти составные части правотворчества находятся между собой во взаимосвязи и единстве. Отсутствие какого-либо из этих элементов указывает на дефективность правотворчества. Так, неадекватная оценка потребности правового регулирования в том случае, когда целесообразнее было ограничиться внесением изменений в уже действующий нормативный акт, неадекватный выбор формы правового акта способны привести к девальвации закона.
164