5. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

Особенностью правовых систем мусульманских стран является то, что они функционируют на религиозной основе ислама. Исполнение его предписаний выступает своеобразной формой богослужения, а личное благочестие должно гарантировать соблюдение правовых норм. Официальная доктрина ислама не допускает, чтобы законодатель мог изменять нормы права, которые составляют священное мусульманское право. Будучи тесно связанным с религией, мусульманское право не сливается с нею, относится не к религии, а к правовой системе. Особенностью мусульманского права является то обстоятельство, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм, выполняя свою правотворческую миссию косвенно, главным образом санкционированием выводов мусульманско-правовых толков. Роль основного юридического источника мусульманского права принадлежала правовой доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая кади (судей) и возлагая на них обязанность решать дела на основании воли Аллаха и учения определенного толка. В качестве источников мусульманского права выступают: 1) священная книга ислама Коран (высказывания Аллаха последнему из пророков и посланцев - Магомету). Коран содержит

160

нормы о религиозных обрядах, закрепляет моральные предписания, обычаи и традиции, регламентирующие уклад жизни и образ поведения мусульман. Напрашивается аналогия Корана с Ветхим Заветом и Евангелием. В то же время положения Корана имеют юридическое1 значение и именно в этом смысле выступают источником права. Правильнее даже рассматривать Коран как общую идеологическую основу всего мусульманского права;

2) Сунна (описание поступков, высказываний Магомета, инкорпорированное в шести канонических сборниках). При этом в традициях ислама признание установок Корана строго обязательно, в то время как положения Сунны признаются желательными для выполнения;

3) иджма - положения, сформулированные правовой доктриной на основе истолкования Корана и Сунны. Это общее, согласованное мнение мусульманских правоведов, догма шариата. Необходимость устранения многочисленных пробелов в регулировании самых разнообразных отношений обусловило появление такого источника, как иджма. Иджма - это положения, сформулированные правовой доктриной на основе истолкования Корана и Сунны; представляет собой сборник решений докторов ислама (муджтахидов) относительно разрешения вопросов, которые, не урегулированы Кораном и Сунной, учредивших новые общеобязательные правила поведения;

4) кияс - умозаключения по аналогии. Значение кияса состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и отыскать в самом шариате норму, необходимую для решения по аналогии любого дела, не создавая при этом новой нормы и не нарушая фикции мусульманской правовой доктрины (так, аренда земли, запрещенная шариатом, трактуется как соглашение о товариществе) о беспробельности этого права;

5) общие принципы, сформулированные различными богословско-юридическими школами. Учитывая архаический характер институтов мусульманского права и отсутствие систематизации, выработанные доктриной принципы права имеют высокое юридическое значение для этой правовой системы. В некоторых случаях в Коране и Сунне не сформулировано правило поведения, на основе которого можно было бы решить конкретное дело. Тогда такое правило формулируется исходя из анализа и толкования случаев из жизни пророка, его высказываний или молчания, которые имели отношение к ситуациям более или менее аналогичных тем, которую необходимо разрешить. Такой подход позволяет не только устранить

161

пробел в нормативных положениях Корана или Сунны, но и устранить имеющиеся в них противоречия (таких исламские правоведы насчитывают несколько десятков).

Длительное время мусульманское право не знало деления на отрасли. Группирование норм осуществлялось в зависимости от их тематической оценки (семья, религия и др.). Ныне мусульманские ученые подразделяют систему мусульманского права на следующие отрасли: нормы, регулирующие отправление религиозного культа; нормы, закрепляющие личный статус правоверных; нормы, образующие гражданское право; нормы, образующие отрасль "властных норм" (т.е. регулирующие государственно-управленческие, административные, финансовые отношения); нормы, образующие отрасль деликтного (уголовного) права.

Кроме того, к числу отраслей мусульманского права относятся судебное (процессуальное) и международное право. Современное мусульманское право претерпевает значительные изменения. Такие изменения связаны с его: во-первых, вестернизацией, т.е. заимствованием мусульманским правом некоторых идей, принципов, норм, присущих романо-германской или англосаксонской правовым семьям; во-вторых, кодификацией мусульманского права (так, практически во всех современных мусульманских странах приняты и действуют гражданский и гражданско-процессуальный кодексы); в-третьих, ограничением или упразднением деятельности традиционных судов, обеспечивающих неукоснительное применение положений шариата.

В то же время в современных условиях фактор исламского фундаментализма, официальное признание ислама государственной религией (Пакистан, Иран и др.) одновременно означает возрастающее влияние традиционного мусульманского права на законодательство, судебную систему, юридическую практику в целом.

162

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru