Отвергнув деление права на частное и публичное на том основании, что социализм не знает противоречий между личностью и обществом, отечественное правоведение попыталось найти собственные, свойственные советскому праву, основополагающие критерии деления его системы на отрасли. Решению этой проблемы' был посвящен ряд дискуссий. В ходе первой такой дискуссии, проходившей в 1938-1940 гг., был сделан вывод о том, что основанием деления права на отрасли является материальный критерий - особенности регулируемых правом отношений или предмет правового регулирования. На этом основании действующая система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное И судебное. Несколько позднее все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям. В системе права обособлялись: 1) государственное право как
145
основное звено системы; 2) материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.) и 3) процессуальные отрасли (ранее объединённые в одну отрасль - судебное право).
Последующее обсуждение данной проблемы в ходе специальной дискуссии, проходившей в 1958-1959 гг., подтвердило обоснованность материального основания деления права на отрасли. В то же время в ходе дискуссий тех лет вызревала мысль о недостаточности использования в качестве критерия предмета правового регулирования, поскольку в этом случае множилось число отраслей права: в качестве таковых следовало признать водное, воздушное, горное, лесное право и т. д. Придерживаться же прежней позиции означало признать существование отраслей права с различными предметами и тождественными методами правового регулирования. Дискуссия привела к выводу о необходимости, наряду с предметом правового регулирования как основным критерием, выделять дополнительный - метод правового регулирования.
Очередная дискуссия по проблеме системы советского права, проведенная журналом "Советское государство и право" в 1982 г., подтвердила вывод о предмете и методе правового регулирования как критериях деления права на отрасли.
Современная юридическая литература в вопросе об основаниях построения системы права осталась на прежних позициях. Действующая система права с учетом предмета и метода правового регулирования подразделяется на основные отрасли, внутри них - на профилирующие, при этом ведущее положение отводится государственному праву. Очевидно, что при данном подходе перечень отраслей права остается не только открытым, но, как и прежде, предрасположенным к их дроблению на бесчисленное количество (одни авторы называют 12, иные 14 и более отраслей российского права). Не случайно в этой связи предлагается вообще отказаться от категории "отрасль права" (соответственно, и понятия "система права"). Всевозрастающий массив законодательства (только за последние несколько лет принято свыше 400 федеральных законов) испытывает острую нужду в некоем объединяющем его начале. Представляется, что этой цели отвечает отвергнутый ранее принцип (идея) деления права на частное и публичное.
146