В зависимости от объема нормативности все действующие нормы права можно подразделить на две большие группы: 1) отправные нормы и 2) нормы-предписания (их еще именуют нормами-правилами). Отправные нормы - это исходные нормы, которые отличает высокий уровень нормативности, особая структура (нет санкции, гипотезы). Их специфика, собственно, выражена в диспозиции (например, "Президент Российской Федерации является главой государства" (ст. 80 Конституции РФ)). Удельный вес такого рода норм в общем их массиве достаточно значительный, хотя, безусловно, преобладают нормы-предписания. Наибольшее распространение среди отправных норм имеют нормы-дефиниции, учредительные нормы и нормы-принципы. Дефинитивные нормы права - нормы, закрепляющие в обобщенном виде признаки того или иного юридического понятия: преступления, вины, соучастия - в уголовном праве; правоспособности, дееспособности, эмансипации, юридического лица, сделки, обязательства, неустойки, договора и др: - в гражданском праве. Как правило, дефинитивные нормы (это характерно для всех отправных норм) содержатся в общей части кодифицированного
138
акта (кодекса), хотя их немало в его особенной части. В последнее время принятые федеральные законы субъектов Российской Федерации снабжены специальным разделом "Общие положения", в котором дается"перечень используемых понятий. Так, в Федеральном законе от 17 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" есть статья, специально посвященная законодательной характеристике таких понятий, как "выборы", "избирательные права граждан", "гарантии избирательных прав граждан", "активное избирательное право", "пассивное избирательное право", "избиратель", "избирательные комиссии", "список кандидатов" и др.
Нормы-принципы - это исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие содержание права в целом и его конкретных отраслей и институтов. Принципы права дают представление о праве, особенностях его отраслей. Обладая высоким уровнем нормативности, они в то же время способны оказывать и конкретно регулирующее воздействие, в частности при решении спора по аналогии права. Все принципы подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.
Нормы-предписания представляют собой нормы', сформулированные по типу правила. В их числе принято выделять: 1) регулятивные нормы права - нормы права, определяющие субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия; 2) охранительные нормы - нормы, определяющие условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Нормы-предписания устанавливают конкретную модель поведения участников регулируемых отношений. Нормативное предписание этого вида норм содержат, к примеру, особенные части Земельного, Уголовного кодексов Российской Федерации.
По методу правового регулирования принято выделять обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы. Обязывающие нормы, как следует из самого названия, возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия (например, уплатить квартплату, вернуть долг в установленный соглашением срок и т.п.). Предписания такого рода, как правило, начинаются словами: "обязан", "необходимо", "должен" и т.п. Примером обязывающих норм могут служить нормы, содержащиеся в ст. 106, 107, 108 (п. 2), 109 (п. 2), 116 Конституции Российской Федерации. Запрещающие нормы права - нормы, возлагающие на субъекта обязанность воздерживаться от совершения определенных действий. Такие нормы формулируются
139
в виде запрета совершать какие-либо действия. Так, п. 5 ст. 109 Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на роспуск Государственной Думы в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения. Или: "одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы" (п. 2 ст. 97 Конституции Российской Федерации). Управомочивающие нормы - нормы, представляющие субъекту право на совершение тех или иных действий (обратиться с иском в суд, распорядиться своим имуществом, принять завещание, стать членом того или иного объединения граждан и т.п.). В тексте эти нормы могут начинаться словами "вправе", "имеет право", "разрешается" и т.д. Примером управомочивающих норм являются ст. 104 (п. 1), 117 (пп. 1, 2, 3) Конституции Российской Федерации.
Важное значение имеет подразделение норм права на материальные (они содержатся, к примеру, в гражданском, уголовном праве) и процессуальные, закрепляемые, в частности, в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном праве. Материальные нормы права - нормы, закрепляющие права и обязанности субъектов и отвечающие на вопрос: "Что следует делать для их осуществления?". Процессуальные нормы права - нормы, закрепляющие процедуры (порядок) осуществления субъектами их прав и обязанностей и отвечающие на вопрос: "Как следует осуществить материальные предписания?".
По предмету правового регулирования (по отраслям права) различают нормы конституционного, уголовного, гражданского, административного права и др.
По методу правового регулирования принято выделять императивные и диспозитивные нормы права. Императивные нормы выражены в категорических, повелительных и строго обязательных предписаниях, действие которых не связано инициативой их адресатов. Диспозитивные нормы указывают определенный вариант поведения, но при этом предусматривают самостоятельность адресатов этих норм, позволяя им урегулировать отношения по собственному усмотрению. Типичным примером являются нормы гражданского права. Так, в соответствии со ст. 897 ГК РФ расходы на хранение вещи включаются в вознаграждение за хранение, если иное не предусмотрено договором хранения.
140