134

2. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА

Норма права имеет только ей присущую структуру, состоит из трех взаимосвязанных между собой элементов - гипотезы, диспозиции и санкции. С позиции формальной логики структура правовой нормы выражается формулой: "если - то - иначе". В развернутом виде она звучит так: если будут иметь место указанные в норме обстоятельства (гипотеза), то одно лицо вправе, а другое обязано совершить предусмотренные нормой действия (диспозиция), а иначе для лица, не исполнившего обязанность, наступают неблагоприятные последствия (санкция).

Нормы права формируются в статьях нормативных актов. Далеко не всегда статья нормативного акта воплощает в себе все структурные нормы. Чаще всего какой-то один элемент нормы отсутствует. Это-обстоятельство, а также специфика различных видов норм, прежде всего регулятивных и охранительных, породили споры, разделившие всех их участников на две группы. Одна из них исходит из признания трехчленной структуры нормы; другая настаивает на том, что норме права присущи два элемента - гипотеза и диспозиция (или санкция). Своего рода компромиссной является позиция о так называемой логической норме и норме-предписании. Если норма-предписание, согласно данной позиции, совпадает со статьей нормативного акта, то логическая норма позволяет логическим путем воспроизвести недостающую часть нормы и, таким образом, представить ее в виде трех"элементов. Действительно, логическим

135

путем можно найти диспозицию охранительной нормы, например, в особенной части уголовного кодекса, кодекса об административных правонарушениях. Однако такая логико-юридическая операция требует совершенного знания законодательства, правил и принципов законодательной техники.

Трехчленная структура нормы (выражена в логической норме) имеет важное практическое значение: законодателя такой подход ориентирует конструировать в законе полноценную норму, способную выступать действенным регулятором, а правоприменителя нацеливает на тщательный и всесторонний анализ нормативного материала во всем его объеме, воспроизводя в нем весь набор элементов, образующих одно целое - нормативное предписание, представленное гипотезой, диспозицией и санкцией.

Гипотеза - это такая часть нормы, которая содержит указание на те условия (фактические обстоятельства), с наступлением которых действует данная норма. Гипотеза - неотъемлемый элемент нормы, ее точность и определенность есть условия реализации нормы. Отсутствие такой определенности затрудняет использование предусмотренных нормой возможностей ее адресатами - гражданами и их объединениями. Если же норма закрепляет полномочия государственного органа, то неопределенность перечисленных в ее гипотезе обстоятельств наделяет властные структуры дискреционной властью, т.е. легальной (узаконенной) возможностью поступать по своему усмотрению.

В зависимости от характера закрепленных в норме обстоятельств, с которыми она связывает наступление (прекращение) юридических последствий, различают простые, сложные и альтернативные гипотезы.

Простая - это гипотеза, в которой указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие нормы (наступление юридических последствий). Так, в соответствии с ч. 3 ст. 47 УК РФ "увольнение от должности может применяться судом в случае признания невозможности оставления осужденного в занимаемой им должности". В данном случае достаточно одного обстоятельства - решения суда о невозможности оставления, чтобы отстранить осужденного от должности. Помимо этого, каких-то других обстоятельств закон не требует.

Сложная гипотеза предполагает наличие или отсутствие одновременно двух или нескольких обстоятельств, с которыми данная норма связывает определенные правовые последствия. К примеру, ст. 72 Трудового кодекса РФ предусматривает, что работников, нуждающихся

136

по состоянию здоровья в предоставлении более легкой работы, администрация предприятия, учреждения, организации обязана перевести, с их согласия, на такую работу в соответствии с медицинским заключением... Перевод на более легкую работу в данном случае предполагает: 1) наличие медицинского заключения; 2) согласие работника; 3) решение администрации о переводе.

Альтернативная гипотеза связывает действие нормы с одним из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. Так, в соответствии со ст. 18 и 19 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционный судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены по следующим основаниям: истечение срока полномочий или достижение судьей предельного возраста пребывания в должности; личное письменное заявление об отставке; ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 10 месяцев) исполнять обязанности судьи. Наличия хотя бы одного из перечисленных обстоятельств достаточно для того, чтобы конституционный судья считался ушедшим в отставку.

Диспозиция - часть нормы, указывающая на возможное и должное поведение субъектов, саму цель действия данной нормы. Диспозиция - это само правило поведения, то, что должны совершить адресаты данной нормы.

В зависимости от способа формулирования в статьях нормативных актов принято выделять простые, описательные, ссылочные и бланкетные диспозиции. Простые диспозиции только указывают на само правило поведения. Примерами таких диспозиций являются ст. 5.3,5.5, 5.34, 11.18, 12.20, 12.22, 14.25, 20.12, 20.14 и др. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Описательные диспозиции содержат указания на существенные признаки поведения (правила). Такие диспозиции содержатся в ст. 5.2, 5.6, 5.9, 5.12, 5.13, 12.36, 13.34, 21.12, 21.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ссылочными являются диспозиции, которые не содержат правила поведения, а отсылают к другой норме. Примером ссылочной диспозиции может служить ст. 30 Арбитражного процессуального кодекса РФ или ст. 85 ГК РФ, согласно которой права и обязанности сторон по договору банковского счета, "связанные с кредитованием счета, определяются правилами о займе и кредите (глава 42), если договором банковского счета не предусмотрено иное". В отличие от ссылочной бланкетные диспозиции отсылают не к нормам, а к нормативным актам. Так, в соответствии со ст. 40 Федерального

137

закона от 31 декабря 1999 г. "О выборах Президента Российской Федерации" порядок предоставления эфирного времени кандидатам на каналах государственных телерадиокомпаний определяется Инструкцией^ Центральной избирательной комиссии РФ или ст. 129 ГК РФ: "Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами".

Санкция - часть нормы, содержащая указания на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы. По степени юридической определенности различают абсолютно определенные и относительно определенные санкции. Абсолютно определенными именуют те санкции, которые предельно точно определяют размер (объем) неблагоприятных последствий (например, отстранение от работы работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (ст. 76 Трудового кодекса РФ). Относительная определенность санкции проявляется в том, что в ней определяются рамки неблагоприятных последствий - от минимальных до максимальных. Формула этого вида санкций в охранительных отраслях права (прежде всего в уголовном) вписывается в схему "наказывается "от" и "до" либо только до определенного срока). Например, похищение человека наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет (ст. 126 УК РФ).

По характеру последствий, сформулированных в норме, различают санкции штрафные, или карательные, и правовосстановительные. Штрафные санкции связаны с неблагоприятными последствиями личного или имущественного характера, которые обязано претерпеть лицо, совершившее правонарушение (штраф, общественное порицание, исправительные работы, лишение свободы, конфискация имущества - в уголовном праве; компенсация морального вреда - в гражданском праве и др.). Правовосстановительные санкции направлены на восстановление нарушенного права. Это так называемые санкции ничтожности (признание правонарушающего нормативного акта неконституционным, сделки - недействительной; приостановление деятельности общественного объединения, нарушающего закон; восстановление допущенных нарушений законности в процессуальной деятельности - ст. 94, 109, 134, 138, 369, 379- 387 УПК РФ и др.), а также санкции, содержащие требование принудительного исполнения невыполненной обязанности (взыскание в судебном порядке алиментов на содержание Детей или нетрудоспособных родителей и др.).

138

В зависимости от характера предусмотренных санкцией последствий выделяют простые, альтернативные и кумулятивные санкции. Простые санкции характеризуются тем, что в них предусматривается только один вид наказания. Такой вид санкций в основном характерен для вступившего в действие с 1 июля 2002 г. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Альтернативные санкции предусматривают несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменителю подлежит выбрать только один. Абсолютное большинство санкций в действующем Уголовном кодексе сформулированы как альтернативные. Особенность кумулятивных санкций заключается в том, что правоприменитель обязан слагать все предусмотренные санкцией неблагоприятные последствия, не упуская при этом ни одного из них. Так, в соответствии со ст. 69 УК РФ при совокупности преступлений (т.е. когда лицо совершило два и более преступлений, предусмотренных разными статьями Уголовного кодекса или разными частями одной и той же статьи и ни за одно из этих преступлений не было осуждено) наказание назначается по каждой статье отдельно, а затем по совокупности. При этом по каждой статье назначаются и дополнительные наказания, которые могут складываться или поглощаться (ч. 1-5 ст. 69 УК РФ).

139

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru