ГЛАВА II

ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВА

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОСУДАРСТВЕННОГО (РОДОВОГО) СТРОЯ. ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Основой организации первобытного общества была община - род, племя, их объединения. Род - это группа лиц, состоящих в действительном или предполагаемом родстве друг с другом (первоначально со стороны матери) и не допускающих брачных отношений между собой (экзогамия). Род возник из групповой семьи: группа родных, двоюродных и более отдаленных сестер, входящих в эту семью с их детьми и их братьями с материнской стороны, составляет именно тот круг лиц, из которого образовался род в его первоначальной форме - по кровно-родственному принципу. Суть родового устройства состоит в том, что и производство, и потребление продуктов труда, а равно весь уклад жизни людей - сородичей - носят коллективный (общий) характер. Цель коллективистских усилий -' сохранить род, обеспечить его воспроизводство (выживание и продолжение). Какого-либо иного, помимо общего интереса, первобытное общество (по крайней мере, на раннем этапе развития) не знает.

Экономической основой первобытного общества являлась общественная или коллективная собственность. В сфере производства, потребления и распределения материальных благ господствовали два принципа или обычая: I) рецепроктность - все, что производилось, являлось достоянием всех; 2) редистрибуция - все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю. Два периода в развитии первобытного общества и соответствующие ему два способа существования и воспроизводства: I) присваивающая экономика (охота, рыболовство, собирательство); 2) производящая экономика (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство).

17

Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму - патриархальный (патриархат).

Власть и управление в первобытном обществе. Власть возникает вместе с человеческим обществом. В первобытном обществе власть носила общественный характер и осуществлялась всеми членами рода. Органами власти являлись родовые собрания, старейшины, вожди, военачальники. Управление делами рода представляло собой общинное самоуправление и носило коллективный, общественный характер. Порядок в первобытном обществе поддерживался преимущественно обязательными обычаями и институтами общественной власти. Власть в первобытном обществе - это власть рода в целом, а не власть отдельных членов рода.

Основным институтом власти в родовой общине было родовое собрание, на котором взрослые сородичи решали основные вопросы жизни общины. Решения собрания были обязательными для всех так же, как и указания вождя. В северных племенах в собрании принимали участие все воины. Родовое собрание избирало вождя (старейшину) рода и других должностных лиц (военачальника, руководителя по делам охоты и др.).

Если родовое собрание выполняло функции представительной власти, то исполнительная власть вручалась старейшинам (вождям), являвшимся предводителями, главами семей, родов. Старейшины рода, как правило, избирались всем составом рода и являлись как бы первыми между равными. Власть их носила чисто отеческий характер. Важнейшая функция старейшины - организация жизни рода, руководство повседневной хозяйственной и общественной жизнью рода. При возникновении конфликтных ситуаций старейшина выступал в качестве арбитра, он рассматривал и разрешал возникающие споры внутри рода. В то же время должность старейшин имела, выражаясь современным языком, общественный характер. Лицо, занимающее эту должность, равно как и другие его сородичи, участвовало в общественном производстве. И лишь на этапе разложения родового строя эта должность возвышает старейшину.

В условиях зрелости первобытного строя, на том его этапе, когда отдельные роды объединяются во фратрии, а те - в племена и, соответственно, возникает круг вопросов, общих для всех соседствующих общин, возникает такой коллегиальный орган управления первобытного общества, как совет старейшин. Совет старейшин разрешал наиболее важные вопросы жизнедеятельности: споры между родами, согласование действий семей общины в осуществлении общественных работ и др. Совет старейшин племен (куда

18

входили старейшины, вожди объединившихся племен) избирал вождя племени и других должностных лиц. Аналогично совет вождей объединившихся племен избирал вождя союза племен, военачальника, должностных лиц.

Кроме названных, институты власти были представлены военачальниками (таковыми, как правило, являлись главы племен) и жрецами (колдуны, гадатели, шаманы, священники, знахари). Последние выполняли своего рода идеологическую функцию (влияние на психику,\сознание первобытных людей). И кроме того, жрецы являлись хранителями, блюстителями обычаев общины.

19

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.