7. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ

Слово "режим" (от фр. regime - строй, образ правления, режим, порядок) означает совокупность средств, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели. Поэтому правовой режим можно рассматривать как специфический вид правового регулирования, выраженный в своеобразном сочетании нормативных правовых средств (дозволений, запретов, связываний, правовых ограничений, стимулов, общедозволительного и разрешительного порядка регулирования и др.). Правовой режим выражает степень жесткости правового регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Правовой режим связывает воедино целостный комплекс правовых средств: способы правового регулирования (дозволение, запрещение и связывание), его типы (общедозволительный и разрешительный), методы - централизованный (императивный) или децентрализованный (диспозитивный), использование публично-правовых или частно - правовых средств регуляции поведения. При этом правовой режим может включать все способы, методы, типы, правовые средства, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других. Так, внутри отрасли конституционного права правовой режим регулирования статуса органов государственной власти отличается от правовой регламентации федеративных отношений. Если в сфере регулирования статуса органов государственной власти приоритетным является централизованный, императивный, метод, возложение обязанности - превалирующим способом, а разрешительный тип - господствующим, то в сфере федеративных отношений наряду с централизованными средствами регулирования применяется также и децентрализованный метод, диспозитивные правовые средства и общедозволительный порядок регулирования..

Правовой режим создает известный климат, настрой в регулировании. Он вводится законодательно. Об использовании той или иной разновидности правового режима свидетельствуют либо специальные оговорки законодателя, либо общие положения законодательного акта - его цели, задачи, принципы регулирования.

111

В зависимости от доминирующих юридических средств режимы могут быть либо стимулирующими, либо ограничивающими. Если первые создают благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные (режим наибольшего благоприятствования - в международном, конституционном, административном праве), то вторые нацелены на их комплексное сдерживание (например, используемый в регулировании правового статуса иностранных граждан режим реторсий).

Правовой режим выбирается в зависимости от различных обстоятельств - в частности, от субъектов регулируемых отношений. Например, в зависимости от тех или иных категорий заявителей, ходатайствующих о приеме в российское гражданство, Российская Федерация может применять к ним общий или упрощенный порядок приема в гражданство.

Выбор правового режима определяется как законодательной политикой в целом, так и технико-юридическими особенностями конструирования законодательного акта. Своеобразие используемых технико-юридических приемов позволяет выделить интенсивно используемый современной законотворческой практикой режим исключения. Он вводится законодателем как изъятие из общего порядка. Компонентами режима исключения являются, во-первых, общее правило ("все") и, во-вторых, исключения из него (чаще всего это исчерпывающий перечень исключений). При этом исключения не могут предполагаться, они всегда должны быть точно указаны в нормативных актах. Достоинство применения такого режима в том, что он, с одной стороны, обеспечивает высокий уровень нормативности правовых установлений, а с другой - позволяет учесть своеобразие жизненных ситуаций, обеспечивая тем самым высокую степень казуальности (конкретности) правовых предписаний. Законодатель, таким образом, конструирует и достаточно общую, и в то же время достаточно конкретную правовую норму. Для конституционного права, использующего большое число так называемых общих установлений (принципов права, норм-дефиниций и т.п.), чрезвычайно важны разновидности этого режима. Так, Федеральный закон от 6 июня 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" в ст. 16 перечисляет основания, по которым отклоняется заявление о приеме в российское гражданство.

Разновидностью режима исключений является режим, основанный на широком применении законодателем такого технико-юридического приема, как "исчерпывающий перечень". Устанавливая исчерпывающий перечень, можно достичь высокой степени точности

112

в регулировании общественных отношений, очертить строгие рамки поведения участников регулируемых отношений, исключить неопределенность в регулировании (например, споры о компетенции и т.п.). Такая разновидность режима регулирования используется, в частности, при определении исключительной компетенции Федерации, полномочий органов государственной власти, других конституционных органов, в иных случаях. Например, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. "О военном положении" в ст. 7 закрепляет исчерпывающий (закрытый) перечень мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение.

113

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.