6. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СПОСОБЫ И ТИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Содержание предмета правового регулирования в значительной мере определяет специфику содержания правового регулирования, в конечном счете - структуру права. Предмет является основанием для структурирования права на частное и публичное, выделения в его составе относительно самостоятельных образований, норм, образующих институты, подотрасли, отрасли права. Соответственно, изменение в содержании отношений, составляющих предмет правового регулирования, влечет за собой и изменение содержания отрасли права - отмену, изменение или появление новых юридических норм, институтов.

Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые

108

подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые: являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей; допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля; вызывают заинтересованность государства и общества в их урегулировании.

Характер регулируемых правом отношений предопределяет специфику доридического воздействия на эти отношения или, другими словами, указывает на метод правового регулирования. Метод правового регулирования - это совокупность своеобразных приемов юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование применительно к регулируемым отношениям специфического набора юридических средств. В отличие от предмета правового регулирования, отвечающего на вопрос, что регулируется правом, метод правового регулирования указывает на то, как регулируются эти отношения.

Особенности метода правового регулирования характеризуют: основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.); способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений; характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.).

На этом основании принято выделять два основных метода правового регулирования: 1) диспозитивный, характеризующийся автономией и равноправием сторон регулируемых отношений, и 2) императивный, или метод власти и подчинения, основанный на подчиненности одних участников другим. Диспозитивный метод признается господствующим в гражданском праве, императивный - в административном, хотя в действительности они имеют более широкое проявление. Можно считать, что диспозитивный метод характерен для всех отраслей частного права, а императивный для отраслей публичного права.

Императивный, или властно-побудительный, метод - строго обязательный, не допускающий отступления от требований юридического установления. Данный метод в качестве основного юридического средства использует властное предписание. Что предписано, то и следует делать, не допуская каких-либо отступлений. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случае является государственно-властное предписание (приказ о переводе на другую работу, решение суда и др.).

109

Диапозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности участников регулируемых отношений в выборе того или иного поведения. Он позволяет сторонам отношения регулировать собственные действия по своему усмотрению. Законом лишь определяются пределы такого усмотрения либо устанавливаются определенные процедуры. В основе диспозитивного метода лежит свободное (неподчиненное) положение участников правоотношения и договор как источник его возникновения. Если императивный метод как бы вынуждает участников отношения вступать в юридическую связь, то диспозитивный связан с тем, что фактические действия граждан, их организаций, складывающиеся на этой основе отношения имеют приоритет перед юридическим установлением.

Метод - это совокупность юридических способов правового регулирования. Способы являются составляющими метода, его, так сказать, "строительным материалом" (юридическим "веществом"). Принято различать следующие основные способы правового регулирования: а) позитивное обязывание - возложение на лиц (субъектов) обязанности к активному поведению; б) дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия; в) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом. В качестве дополнительных способов называют поощрение и рекомендации - своеобразные стимулы к правомерному поведению.

В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования: 1) общедозволительное, т.е. такое, в основе которого находится общее дозволение и которое поэтому строится по принципу "дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом"; 2) запретительное или разрешительное, т.е. такое, в основе которого лежит общий запрет и которое поэтому строится по принципу "запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом".

На преобладание общедозволительного или разрешительного регулирования влияют разнообразные факторы - исторические традиции, уровень культуры, характер правовой системы, особенности регулируемых отношений (так, для имущественных Отношений характерно преобладание дозволительного регулирования, а для охранительных - разрешительного) и др.

В современном обществе значительное влияние на соотношение указанных типов правового регулирования оказывает характер государственности. В правовом государстве отношения, связанные с деятельностью государства, его органов и должностных лиц, строятся

110

по принципу разрешительного регулирования. Отношения же между гражданами и организациями преимущественно урегулированы на основе общедозволительного принципа.

111

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.