Действие права не осуществляется самопроизвольно. Нужен специальный "агрегат", который бы всякий раз приводил в действие его механизм, когда возникают соответствующие потребности и интересы, удовлетворение которых возможно и объективно необходимо средствами права. Таким "агрегатом" в механизме действия, права выступает правовое регулирование. Оно призвано внедрять в систему социальной регуляции юридические средства организации поведения и деятельности индивидов и их коллективов, блокируя деструктивные формы их проявления и стимулируя конструктивную активность граждан и их организаций.
Правовое регулирование есть часть (аспект) действия права, которая характеризует специально-юридическое (неинформативное и ценностно-мотивационное) воздействие права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно с ними еще не связана. В результате правовой регуляции формируется юридическая основа, определяются фиксируемые в правовых велениях ориентиры для организации деятельности участников регулируемых отношений и достижения фактических целей права.
Содержанием правового регулирования охватываются два аспекта:
1) специфическая деятельность государства (его нормотворческих органов), связанная с выработкой юридических установлений и определением юридических средств обеспечения их деятельности. В указанном аспекте содержанием правового регулирования охватывается многообразная деятельность нормотворческих органов государства, связанная с выбором типа, методов, способов регламентации, определением соотношения нормативных и индивидуальных средств регулирования, т.е. формированием того юридического инструментария, который объективно необходим в данных социально-экономических и политических условиях для обеспечения нормаль-
105
ного функционирования гражданского общества, его институтов, организации жизнедеятельности людей на цивилизованных началах;
2) средства юридического регулирования, привлекаемые непосредственными участниками общественных отношений для согласования своего поведения с правом (его принципами, целями, назначением). Выделение данного вида правовой регуляции (наряду с государственным регулированием), думается, согласуется с современными взглядами на правопонимание и правообразование, исключает на практике утверждение монополии государства на "производство" права.
Итак, правовое регулирование может быть представлено как государственным регулированием, так и регулированием, осуществляемым непосредственно адресатами права, т.е. саморегуляцией. Значит, объективно существует область действия права, в которой - юридическое нормирование государством поведения граждан, их организаций не только не требуется, но даже и вредно. Это область саморегуляции, в которой действия (деятельность) людей хотя и имеют правовой характер, но не связаны со специальной юридической регламентацией и не нуждаются в ней. Такой вывод вытекает из самой природы общедозволительного принципа организации правовой жизни цивилизованного строя и, соответственно, из социальной обусловленности права, которая всегда динамичнее правотворческой деятельности государства. Главным образом государственное регулирование права распространяется на публично-правовую сферу, а саморегуляцией охвачена сфера действия частного права.
106