Разграничивая частные или специфические интересы, право тем самым способно сконцентрировать в себе общую волю или общий интерес. При этом общая воля не есть механическое сложение индивидуальных воль. Общая воля есть результат их (индивидуальных воль) согласования, сочетания, результат достигнутого общественного компромисса (баланса) различных специфических интересов. Значит, сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности людей, характером взаимоотношения классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.
Признание сущностью права общей (согласованной) воли или общего интереса выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе; исключает сведение права к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли; служит методологическим ориентиром для законодателя, вынуждая его всякий раз при отображении специфических интересов в принимаемом законе искать эту общую волю.
Воля, закрепляемая в праве, характеризуется следующими особенностями: она официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью. В этом смысле (воля приобретает государственное выражение, является общегосударственной; отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права и т.д. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, господствующей воли, вследствие чего право приобретает реально действующий характер, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.
84