ГЛАВА IX

ПРОИСХОЖДЕНИЕ
И СУЩНОСТЬ ПРАВА

1. ПРИЧИНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

Вопрос о происхождении права является остро дискуссионным. При этом позиции представителей различных школ и направлений разнятся в зависимости от отстаиваемого типа правопонимания. Если право отождествляется с законом, то историю права связывают с появлением государства. "Все нормы права исходят от самого государства". "Право не может ни сформироваться, ни существовать до, вне, помимо закона, других государственных официальных норм". Таковы аргументы и методологическая позиция сторонников данного подхода. Право с точки зрения такого подхода в буквальном смысле создается государством, государство придает ему общеобязательный характер и необходимую форму.

Если же право понимается так, что оно не сводится к закону, то причины его (права) происхождения выводят из иных методологических посылок.

В действительности же подобно государству право никто "не изобретал". Отношения, сложившиеся при родовом строе, регулировались с помощью простейших норм - обычаев, традиций, религиозных норм, позднее - мононорм. До тех пор пока интересы соплеменников совпадали, эти механизмы были достаточными. Общность интересов обусловила сходство представлений о должном и допустимом, правильном и ошибочном поведении. Отсюда вполне достаточны были и простейшие механизмы, обеспечивающие действие таких норм, - сила привычки, авторитет институтов власти, а также и принудительные меры - порицание, остракизм (изгнание из рода) и др. Особых органов для применения такого рода мер первоначально не существовало.

Изменившиеся условия жизни, обособление специфических интересов, не совпадающих с общими интересами, которые уже не

76

могли быть урегулированы обычаями, возникающие конфликтные ситуации, ранее неизвестные родовому укладу, требовали новых регуляторов, основывающихся на иных механизмах действия.

Возникшие в силу этой исторической необходимости правовые системы историки стали именовать примирительными. Первоначально они были направлены на то; чтобы препятствовать разжиганию борьбы между сородичами, которая очень часто заканчивалась кровной местью. При слабости человеческих объединений перед силами природы перед лицом враждебных племен подобные акции были опасны для самого существования человеческих сообществ. В этом смысле можно сказать, что право, как и государство, возникает из необходимости возвыситься над борьбой частных интересов.

Мощным правообразующим фактором явился переход общества от присваивающей к производящей экономике. Становление новых типов производственной деятельности, увеличение числа связей в сфере потребления материальных благ, их присвоение и распределение объективно потребовали нормирования и учета трудового вклада каждого участника производства. Обусловленная этими обстоятельствами необходимость урегулировать повторяющиеся изо дня в день акты производства, обмена и распределения продукта с помощью общих правил поведения и обеспечить подчинение поведения отдельного человека этим условиям производства, оградив тем самым общество от частного случая и произвола, явилась той причиной, которая вызвала к жизни появление нового типа нормативного регулирования. Прежние социальные регуляторы уже не отвечали новым условиям производства и общения людей.

Первоначально .мерой, масштабом поведения участников производства выступала деятельность, являвшаяся своего рода типичной (правильной, нормальной для данных условий), наиболее рациональной формой человеческой активности в сфере общественного производства. На ее основе складывался фактический порядок вещей, которому подчинялись товаропроизводители. Осуществление такого рода деятельности предъявляло к участникам производства определенные требования, неоднократное воспроизведение которых становилось обычным поведением, его эталоном, образцом. Таким образом,,из деятельности, активности людей вырастали обычные (фактические) нормы, имевшие общий, обязательный и типичный, т.е. правовой, характер.

Из фактически складывающихся отношений возникает право -принципиально новая система нормативного регулирования, которая требовала государственной власти. Возникает обычное право,

77

а затем - законодательство, формируется правовая система. Вслед за этим должно было возникнуть государство, которое всей своей мощью и ресурсами призвано было создать условия для действия новой системы нормативного регулирования. Выдающийся немецкий юрист XIX в. Рудольф Иеринг по этому поводу отмечал, что у государства "есть одна цель, превосходящая все иные цели, первоначально государству указанная и даже вызвавшая его к жизни и постоянно ему присущая, именно правовая цель - развитие и обеспечение права..." Забота о праве, т.е. управление социальной принудительной властью, составляет важнейшую жизненную, функцию возникшего государства.

Хотя первоначально возникающее право в значительной мере было приспособлено к защите интересов собственников, тем не менее полностью к этому его назначение не сводилось. Главное достоинство права заключалось в установлении и Поддержании единого для всей страны правового порядка с целью создания единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, для сохранения патриархально-семейного уклада сельской общины, а также, что немаловажно, для обеспечения единой власти в государстве. С развитием таких связей между различными народами шло одновременно становление и развитие международного права, вытесняя агрессию и силу как средство решения межэтнических (межплеменных) проблем.

Таким образом, экономическая и социальная жизнь всякого общества нуждается в определенном упорядочении действий людей, участвующих в производстве, обмене и распределении материальных благ, а также в урегулировании брачно-семейных, трудовых, межличностных отношений. Такая урегулированность достигается с помощью различных социальных норм, представляющих собой сплетение обычаев, ритуалов, традиций родового строя, религиозных и моральных требований. Изменившиеся социальные условия, возникший новый материальный базис и последовавшая за этим дифференциация общества на обособленные по интересам группы людей требовали принципиально новой формы регулирований формирующихся отношений. Возникла потребность в появлении таких норм, которые распространяли бы свое действие на всех членов общества, обладали гораздо более высокой степенью обязательности и регулятивными возможностями и тем самым оказывались способными в новых условиях придать производственным, политическим, управленческим, трудовым и иным отношениям форму правовых отношений. Возникающее право взяло на себя выполнение этих функций.

78

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.