Идея правового государства была весьма актуальной в политической и правовой мысли России конца XIX - начала XX в. В ее обсуждении принимали участие крупнейшие русские юристы: А.С.Алексеев, В.М. Гессен, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский, С.А. Котляровский, П.И. Новгородцев, Г.Д. Шершеневич, Б.Н. Чичерин и др. Однако политическая практика того времени не давала оснований для практического ее воплощения. Советское государство изначально формировалось как государство, отрицающее право (отказ от принципов парламентаризма, неприятие принципа разделения властей, отношение к праву как к пережитку прошлого и т.п.).
Современная Россия, закрепив в Конституции страны задачу построения правового государства (ст. I), тем самым приняла на себя обязательство войти в число стран, в практике которых утвердились принципы правовой государственности. Решение этой задачи предполагает осуществление в качестве ближайших и безотлагательных следующих проблем: 1) реформирование всей системы права, формирование новых отраслей законодательства, ориентированных на утверждение принципов социального рыночного хозяйства, господство разнообразных форм собственности, приоритет общечеловеческих ценностей; 2) осуществление судебной реформы, целью которой является утверждение в механизме российской государственности судебной власти как авторитетной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей; 3) принятие радикальных мер в сфере борьбы с преступностью, обеспечение безопасности личности, общества и государства и в этой связи - надлежащее материально-финансовое обеспечение организации и деятельности судебной системы и правоохранительных
71
органов, социально-юридическая защита персонала этих органов и др.; 4) действенная борьба с коррупцией в судебной и правоохранительной системе, в аппарате государства, злоупотреблениями власти по отношению к гражданам.
72