2. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Правовое государство в буквальном смысле означает господство права. Политической практикой и доктриной сформирован ряд требований (принципов), при наличии которых данное государство можно считать правовым.

1. Верховенство закона. Этот принцип предполагает приоритет, (господство) закона в двух аспектах. Во-первых, верховенство закона

68

на как совокупности общих норм (в отличие от индивидуальных команд, приказов, присущих авторитарному режиму или тоталитарному строю) в механизме социального управления общества. Закон в этом качестве выступает как легитимное средство обеспечения организованности и порядка в обществе. Во-вторых, рассматриваемый принцип предполагает верховенство закона в действующей национальной системе права. Это означает: а) что важнейшие отношения в обществе, его основополагающие ценности и приоритеты урегулированы с помощью закона-акта, изданного высшим органом государственной власти;.б) высшую юридическую силу и действие закона на территории всей страны без каких-либо изъятий; в) наличие эффективных юридических механизмов, снимающих противоречия между подзаконными актами (в том числе актами, издаваемыми главой государства) и законом в пользу последнего.

Утверждение верховенства закона в указанных сферах предполагает, что организация и деятельность государства устроены на принципе разделения властей. Известно, что уже в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. указывалось: "Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правом и не проведено разделение властей, не имеет конституции" (ст. 16).

2. Соответствие закона праву. Закон хотя и наиболее важная, но тем не менее - лишь одна из форм выражения права. В правовом государстве господствуют не всякие, а правовые законы, т.е. законы, которые согласуются с правом,,его принципами и не легализуют (узаконивают) произвол и насилие. Приоритет права над законом означает связанность законодателя неотчуждаемыми правами и свободами человека и теми ценностями, которые они выражают. Законодатель, создавая закон, не может нарушать границ права, узаконивать то, что по своей природе чуждо праву.

С этой точки зрения лишь тот закон способен выполнять роль приоритетного источника права, который выступает мерой свободы и справедливости, отображает общие или согласованные интересы в обществе. Значит, количество законов в указанном смысле еще не характеризует государство в качестве правового. Такую характеристику государству придает наличие особого качества этих законов - их соответствие праву. Связанность государства правом гарантирует предсказуемость и надежность его действий, ограждает население от произвола со стороны государства.

3. Реальность прав и свобод человека и гражданина, их гарантированность и защищенность. Данный принцип означает, что в правовом государстве не только провозглашены (декларированы) права и

69

свободы, но и созданы фактические условия и юридические механизмы для пользования ими. Правовое государство в таком (современном) его понимании предполагает развитое гражданское общество с утвердившимися принципами социального строя, эффективной рыночной системой хозяйства, т.е. такой социальный и экономический уклад, который обеспечивает достойный уровень жизни людей, их свободное развитие, возможность удовлетворять свои разнообразные интересы и потребности. Защищенность прав и свобод предполагает: безопасность личности, ее имущества, собственности; наличие в правовой системе механизмов, обеспечивающих восстановление нарушенных прав и препятствующих их нарушению.

4. Приоритет в выборе как гражданами, так и государством (в особенности) правовых средств над силовыми способами решения возникающих проблем. Это означает, что в правовом государстве право поставлено над целесообразностью, а сила, используемая государством, имеет исключительно характер правового принуждения, т.е. обладает свойством легитимности.

5. Правовой характер взаимоотношений индивида и публичной (государственной) власти. С точки зрения правового государства каждый из них - юридически равноправная сторона в правовом общении (отношении), имеет как права, так и обязанности, а равно несет взаимную ответственность. Правовой характер взаимоотношения власти и личности предполагает, что в государстве юридически определен порядок деятельности и поведения как гражданина, так и властных структур. В условиях правового государства деятельность граждан регулируется на основе общедозволительного принципа правового регулирования: разрешено все, что не запрещено законом. Деятельность властных структур регулируется в соответствии с принципом: разрешено то, что прямо предусмотрено законом.

Правовое государство формируется в определенных социальных, политических условиях. Оно есть элемент, составляющая конституционного строя и одновременно его гарантия. Поэтому правовое государство возможно лишь на основе утверждения в общественной жизни принципов конституционного строя: суверенитета народа; разделения властей; .признания человека, его прав и свобод высшей ценностью в обществе политического и идеологического плюрализма, многообразия форм собственности и др.

Не случайно, что уже Р. Моль, первым из исследователей сформулировавший определение понятия правового государства, определил

70

его как новый тип конституционного государства, базирующийся на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты индивида/

Правовое государство - это государство, которое характеризуется режимом конституционного правления, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, которые гарантируют правовую защищенность и безопасность личности, активное и беспрепятственное использование принадлежащих ей прав и свобод.

71

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.