Форма правления (или тип государственного правления) - это организация верховной власти государства, т.е. устройство высших органов государственной власти, их структура, порядок образования и взаимоотношения друг с другом и с населением, а также степень участия населения в их формировании. Как и государство, государственная власть, форма правления формируется под непосредственным влиянием условий развития общества, борьбы и взаимодействия в нем господствующих социальных и политических сил. Уяснение формы правления позволяет разобраться в том, как устроена или организована система государственной власти в обществе. Принято различать две формы правления - монархическую (монархию) и республиканскую (республику).
Монархия (в переводе с греческого - единовластие) есть такая форма правления, при которой верховная власть пожизненно полностью или частично принадлежит единолично главе государства. Монархическую форму правления характеризуют следующие юридические признаки: концентрация в руках монарха всей полноты
58
власти (монарх издает законы., возглавляет исполнительную власть, вершит высший суд); персонификация государства в лице монарха; придание власти священного (Божественного) происхождения, наделение ее религиозным ореолом. Монархия - это государство, где власть принадлежит одному лицу, которое ею пользуется по собственному усмотрению и по праву. Передача власти по наследству и бессрочный характер ее осуществления - еще один отличительный признак монархии. Освобождение монарха от какой-либо ответственности, неответственность монарха выражались в принципе: "Король не может быть неправ". Перечисленные признаки характеризуют так называемую абсолютную (неограниченную) монархию (ей предшествовали раннефеодальная и сословно-представительная), характеризующуюся всевластием монарха и отсутствием каких-либо представительных учреждений власти.
Абсолютная монархия в современных условиях - исключение. Она сохранилась лишь в Саудовской Аравии и Омане. Современные развитые государства имеют конституционную (парламентскую) форму монархии. Эта форма правления в чем-то сходна с современной парламентской республикой и характеризуется правовым закреплением в конституции страны принципа разделения властей при одновременном принципе верховенства парламента над исполнительной властью. Монарх применительно к данной форме правления не больше чем символ нации, своего рода декорация. Правовое положение монарха, образно говоря, можно определить так: "Царствует, но не правит". Монарх наделен правом относительного вето, но использует его крайне редко. Его решения требуют процедуры контрассигнации (скрепления подписью министра или главы исполнительной власти). Конституционная(парламентская) монархия -достаточно распространенная форма правления. Она существует в Дании, Нидерландах, Канаде, Австрии и в других странах (всего их около 65).
Республиканская форма правления (республика) представляет собой форму правления, которая характеризуется выборностью главы государства. Принято выделять три вида республиканской формы правления: президентская республика; полупрезидентская, или парламентская, республика и парламентско-президентская, или смешанная, форма республиканского правления. Главное отличие каждого из них заключено в правовом положении главы государства, а также во взаимоотношениях парламента и правительства.
Для президентской республики характерны следующие особенности: президент наделен полномочиями главы государства и главы
59
исполнительной власти; президент избирается на всеобщих выборах, вследствие чего не только законодательная, но и исполнительная власть получает мандат от народа; отсутствует ответственность исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику; правительство формируется президентом, он же назначает на высшие должности и смещает с должности в аппарате исполнительной власти. Типичной страной с президентской формой правления являются США.
Статус президента в парламентарной республике схож со статусом монарха в конституционных парламентарных монархиях. Главная отличительная особенность парламентарной республики заключается в провозглашении принципа политической ответственности правительства перед парламентом. К парламентарным республикам можно отнести Италию, Финляндию, ФРГ, Венгрию, Чехию, Словакию, Эстонию - всего около '/|5 современных государств.
Существуют и так называемые смешанные (гибридные), или парламентско-президентские, республики, сочетающие в себе черты парламентарной и президентской республики (Франция, Украина, Россия и др.).
60