Наиболее универсальной является классификация, в основу которой положен принцип разделения властей. С учетом этого выделяют три вида органов государства (органов государственной власти) - законодательные, исполнительные и судебные.
Законодательные органы (законодательная власть) - это образуемые непосредственно народом представительные органы, которые осуществляют государственную власть в форме издания законов, а также путем осуществления парламентского контроля за исполнительной властью.
Законодательная власть, по мнению Дж. Локка, "по необходимости должна быть верховной" (что не означает ее полновластия). Ее верховенство обусловлено исключительными прерогативами воплощать в законах высшую 'волю народа.
В различных странах высшие представительные (законодательные) органы власти называются по-разному. В Германии - бундестаг, в США - конгресс, в Испании - кортесы, в Англии - парламент. Общепринятое собирательное название законодательных органов - парламент. Представительным и законодательным органом Российской Федерации, ее парламентом является Федеральное Собрание, представленное двумя палатами: верхней - Советом Федерации/в которую входят по два представителя от каждого из 89 субъектов Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов власти); и нижней - Государственной Думой, избираемой сроком на 4 года и состоящей из 450 депутатов. Палаты заседают раздельно, самостоятельно формируют свои органы (избирают председателя, образуют комитеты и комиссии). Круг их полномочий, порядок взаимодействия с иными ветвями власти исчерпывающе закреплены в Конституции РФ (глава 5).
На уровне субъектов Федерации представительными (законодательными) органами власти являются законодательные, собрания, думы (областные, краевые, городские - в городах федерального значения). По предметам исключительного ведения субъекта Федерации эти органы принимают законы.
Исполнительные органы власти - органы государства, которые формируются представительными (законодательными) органами
55
или иным путем и осуществляют государственную власть в форме исполнительно-распорядительной деятельности. В Российской Федерации исполнительную власть осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Президентом РФ по предложению Председателя Правительства назначаются на должность заместители Председателя и федеральные министры. Порядок деятельности Правительства определяется федеральным конституционным законом. Правительство издает постановления и распоряжения.
В структуру федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства (транспорта, связи, путей сообщения, по атомной энергии, экономики, финансов, образования, культуры, обороны, юстиции, внутренних дел, иностранных дел и др.); федеральные агентства; федеральные службы и др.
Судебные органы (органы правосудия) - государственные органы, которые осуществляют государственную власть в форме разбирательства уголовных и гражданских дел, а также путем конституционного судопроизводства. Судебные органы образуют сложную систему, в которую входят органы конституционного контроля (конституционный суд), суды общей юрисдикции, возглавляемые верховным судом, и система арбитражных судов. В Российской Федерации судебную систему образуют:
1) Конституционный Суд, который в форме конституционного судопроизводства: разрешает дела о соответствии Конституции действующего законодательства; решает споры о компетенции между органами государственной власти; рассматривает конституционные жалобы граждан и запросы судов в отношении конституционности закона, примененного или подлежащего применению; дает толкование Конституции РФ и др. Правовой статус Конституционного Суда регламентируется Конституцией (глава 7) и Федеральным конституционным законом, принятым в 1994 г.;
2) Верховный Суд РФ и возглавляемая им система общих судов (суды краев, областей, городские, районные суды);
3) Высший Арбитражный Суд и система арбитражных судов, определяемая Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах Российской Федерации": федеральные окружные арбитражные суды (всего 10); арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
В систему федеральных органов государственной власти России входит Президент РФ, который в соответствии с Конституцией РФ
56
является главой государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент не входит ни в одну из описанных выше ветвей власти, его задача - обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Конституция (глава 4) подробно регламентирует статус главы государства, его полномочия, взаимоотношения с федеральными органами власти.
По способу осуществления компетенции можно выделять органы: коллегиальные (в РФ - Федеральное Собрание, областные и краевые думы, избирательные комиссии и др.) и единоначальные (Президент РФ, Уполномоченный по правам человека и др.).
Органы государства можно классифицировать применительно к видам государственной деятельности. На этом основании можно выделять правоохранительные органы, к которым относятся органы внутренних дел, органы налоговой полиции, государственные инспекции, осуществляйэщие правоохранительные задачи, и др.
Уместно выделять органы, которые действуют в обычных, и в чрезвычайных условиях (к последним можно отнести Временный государственный комитет РФ по ликвидации осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 г., действовавший в качестве особой формы управления на основе Указа Президента РФ от 4 февраля 1995г.).
57