3. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ

К правовым формам относят определенные законодательством формы деятельности государства, его органов и должностных лиц, направленные на реализацию функций государства. К таким формам относят правотворческую деятельность, исполнительно-распорядительную, правоприменительную и правоохранительную.

Посредством правотворчества устанавливаются общие нормы права (правила), в соответствии с которыми государство осуществляет свое управляющее воздействие, реализует ту или иную функцию государства. Так, чтобы обеспечить свободу конкуренции на рынке товаров и услуг и борьбу с монополизмом, государство вынуждено четко обозначить комплекс государственно-правовых мер, направленных на ограничение недобросовестной конкуренции, пресечение монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг. Такие меры находят отражение в законодательстве. В частности, этой цели служат федеральные законы: от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

Исполнительно-распорядительная деятельность (государственное управление) - это такая форма государственной деятельности, посредством которой обеспечивается организация исполнения содержащихся

50

в законодательстве общих норм. Это фактические и организационные меры государственных органов по осуществлению тех предписаний, которые адресованы им (предписаны по статусу). Так, очевидно, Что само по себе антимонопольное законодательство не способно обеспечить достижение тех целей, для которых оно принято. Достижению этих целей служит создание Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, имеющего свои территориальные управления. Антимонопольные органы вправе давать предписания о прекращении действий, носящих монополистический характер, а также налагать штрафы.

Реализация той или иной функции сопряжена с тем, что государственный орган должен давать соответствующее разрешение гражданам, организациям. Такие действия предполагают правоприменительную деятельность государства и его разнообразных структур. Так, в приведенном примере в качестве правоприменителя выступает федеральный антимонопольный орган, который вправе: а) давать финансовым организациям обязательные для исполнения предписания1 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о защите конкуренции; направлять в Правительство РФ, Банк России предложения об отмене принятых федеральными органами исполнительной власти нормативных и иных правовых актов или о приостановлении их действия, если таковые противоречат антимонопольному законодательству; вносить предложения о лишении финансовых организаций лицензий, устанавливать наличие доминирующего положения финансовых организаций на рынке финансовых услуг; издавать (в том числе Центральным банком РФ, федеральными органами исполнительной власти) нормативные акты, рекомендации и указания по защите конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг.

Нарушение антимонопольного законодательства влечет применение соответствующих санкций - это правоохранительная форма реализации функций государства. Это контрольно-надзорная, принудительная и иные формы охранительных действий государства.

Деятельность государства и его структур всецело подчиняется действию разрешительного типа регулирования (властные структуры могут совершать только те действия, которые прямо предписаны им законом). Поэтому всякие действия помимо указанных в законе есть незаконная, правонарушающая деятельность государства. В то же время некоторые организационно-технические действия, очевидно, могут совершаться и помимо прямого указания в законе,

51

если они не порождают правовых последствий. Это текущая оперативная работа, разработка и осуществление программ по развитию экономики и культуры, различные экстренные меры во время ликвидации последствий стихийных бедствий и др. Такие формы реализации функций в литературе относят к неправовым (точнее сказать, не имеющим ясно выраженного организационно-правового характера).

Основные методы осуществления функций государства. Это способы, приемы осуществления государственной деятельности. Принято различать экономические и .административные методы. Экономические методы связаны с использованием экономических рычагов в государственном управлении (снижение налогов на производство определенных товаров, инвестиции денежных средств в те или иные отрасли экономики, соответствующее распределение доходов от преференциальной торговли - для товаров разных стран взаимно устанавливаются более благоприятные условия импорта и экспорта). Выполняя экономическую функцию, государство осуществляет прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защиту потребителей и др.

Административные методы связаны с подчиненностью, обязанностью выполнять законные указания госорганов. Такими методами являются:

государственное стимулирование (поощрение). Например, освобождение на несколько лет предприятия с иностранным капиталом от уплаты налогов для стимулирования иностранных капиталовложений;

метод дозволения. Государство, к примеру, не запрещает создание тех или иных объединений, видов деятельности и тем самым выражает свое публичное позитивное отношение к учреждению подобного рода объединений и осуществлению тех или иных видов общественно-полезной деятельности;

метод запретов - форма отрицательного отношения государства к тем или иным видам деятельности. К примеру, государство запрещает производство оружия, сбыт наркотиков и др. Таким образом, государство препятствует Осуществлению нежелательной, вредной для общественных интересов деятельности.

Кроме того, государство может применять и принудительные средства - репрессии для достижения тех целей, которые обусловлены выполняемыми им функциями (например, при осуществлении функции охраны правопорядка).

52

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.