Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых раскрываются его социальная сущность и назначение в обществе. Функции характеризуют то, чем призвано заниматься государство в определенных исторических условиях, что предписано, задано ему особенностями развития самого общества и от чего оно не должно и не может отказываться. Содержанием функций является деятельность государства в определенной сфере общественной жизни, т.е. то, чем призваны заниматься государство и его органы в конкретных исторических условиях.
Как и сущность государства, функции характеризуются двойственной природой: в зависимости от сочетания тех или иных факторов в них превалируют классовые или общесоциальные начала. В этом смысле характер функций напрямую зависит от приверженности государства классовым или общесоциальным интересам. Известны периоды истории, когда государство всецело выступало организацией политически и экономически господствующего класса (буржуазные государства второй половины XIX - начала XX в., постреволюционный период в нашей стране и др.). Современное государство призвано строить свою деятельность таким образом, чтобы подчинить классовое общесоциальному. Пренебрежение этим обстоятельством неизбежно ввергнет общество в пучину социальных и политических потрясений. При этом усиливается агрессивность государства, его приверженность силовым методам, ущемлению прав и свобод граждан, поиску внутреннего врага, подавлению им классовых противников и т.п.
Напротив, чем в большей степени выражено общесоциальное в деятельности государства, тем весомее его роль как инструмента обеспечения социального мира и согласия в обществе, гаранта утверждения правовых начал во взаимоотношениях между различными группами населения, между властью и личностью. Общесоциальная
47
направленность придает государственной власти характер легитимной, цивилизует ее, делает гуманной и демократической по своей природе.
Специфика функций государства заключается и в том, что все они осуществляются в специальных организационно-правовых формах - законодательной, правоприменительной, правоисполнитель-ной, правоохранительной и контрольно-надзорной. Это означает, что круг предметов ведения государства, его полномочия исчерпывающе определены в законе (ином нормативном акте), а сами эти полномочия реализуются в специфической юридической форме.
48