ГЛАВА IV

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА

1. СООТНОШЕНИЕ ФОРМАЦИОННОГО И ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДОВ К КЛАССИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВ

Тип государства отражает совокупность общих, наиболее устойчивых черт и признаков государств одной классификационной группы. Если точнее, то тип государства указывает на общность (группу) государств, отличающихся единой сущностью.

В отечественной юридической науке длительное время основанием типологии государства и права выступало понятие общественно-экономической формации. Такой способ членения общественно-исторического процесса именуется формационным подходом. Согласно формационному подходу пяти известным способам материального производства соответствовали пять общественно-экономических формаций, а каждой из них (кроме первобытно-общинной) - определенный тип государства и права: рабовладельческой формации - рабовладельческое государство и право, феодальной - феодальное, буржуазной - буржуазное, коммунистической - социалистическое государство и право.

Слабым звеном теории формации является однолинейный подход к развитию человеческих сообществ. Согласно данному подходу все народы должны проходить путь от рабовладельческой до коммунистической формации. Между тем многие страны и народы не знали рабовладельческого способа производства. Соответственно, и рабовладельческое государство не является универсальным. С точки зрения формационного подхода в рамках одной и той же общественно-экономической формации, скажем буржуазной, оказываются "соседствующими" государства, которые принципиально разнятся по своей природе: тоталитарные и демократические, западного и восточного типа и т.п. За пределами формационного объяснения истории оказывается множество разновидностей государств.

42

С учетом современного уровня знаний формационный подход должен быть дополнен цивилизационным. Если формационный подход основывается на учете социально-экономических условий (способе материального производства, социальной структуре общества), то основой цивилизационного подхода является духовно-культурный элемент. Цивилизационный подход базируется на понятии "цивилизация", отражающем тип культуры, язык, историю, религию, традиции, бытовой уклад жизни людей.

Различные цивилизации отличаются друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующим типом культуры, но и присущим им специфическим типом государства.

Цивилизационный подход, несомненно, позволяет несколько по-иному подойти к проблеме преемственности государств различных общественных систем. Так, если при формационном подходе каждый последующий тип государства является более совершенным с точки зрения его развитости, его отличает специфическая экономическая основа, то с типами государств, выделенных соответственно перечисленным цивилизациям, дело обстоит иначе.

В этом случае оказывается вообще невозможным выстроить цивилизации по степени их развитости. Каждая цивилизация в чем-то уникальна, неповторима для своего времени и исторической обстановки. В силу этого невозможен и переход от одного типа цивилизации к другому, поскольку цивилизация представляет собой своеобразную социокультурную систему конкретного общества, отражающую определенный тип его культуры, образ жизни конкретного народа, его уклад, быт, присущую ему религию, традиции и др.

43

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.