Акты применения права - официальный акт-документ, закрепляющий решение компетентного органа по юридическому делу и содержащий государственно-властное, индивидуально-конкретное правовое предписание.
Можно отметить следующие признаки актов применения: содержат индивидуально-властное предписание, обязательность исполнения которого гарантируется, в том числе принудительными возможностями государства; внешне выражены в форме акта-документа, т.е. имеют преимущественно письменную форму (хоть могут иметь устную форму или выражаться в форме конклюдентных действий); характеризуются специальными атрибутами, т.е. содержат указание о наименовании, дате и месте применения акта, кому адресовано содержащееся в акте предписание, подпись должностного лица (органа) и т.п., ссылки на применяемый закон. Отсутствие этих атрибутов может повлечь признание принятого решения незаконным. Так, если приговор не подписан кем-то из судей, он подлежит отмене (п. 10, ч. 2, ст. 381 УПК РФ). В акте применения права различают описательную, мотивировочную и резолютивную части. Требования, предъявляемые к некоторым правоприменительным решениям, закрепляются непосредственно в законе (ст. 197 ГПК РФ, ст. 303-309 УПК РФ); распространяют свое действие в отношении строго определенных фактов и персонально определенных субъектов; не имеют обратного действия во времени; доводятся до сведения заинтересованных лиц в установленном законом порядке (так, приговор суда должен быть немедленно провозглашен в зале судебного заседания председательствующим (ст. 310 УПК РФ).
Акты применения права следует отличать от нормативных правовых актов. Главное отличие заключается в том, что нормативный акт есть источник права, содержит нормы права, распространяется на неопределенное количество фактов и лиц, действует более или менее продолжительное время. Акт применения права не содержит норм права, он содержит предписание, которое касается конкретного лица, и, как правило, исчерпывается однократным применением (сравним Федеральный закон "О гражданстве" и Указ Президента Российской Федерации о приеме в гражданство конкретного лица).
Предписание, содержащееся в акте применения права, не может выходить за пределы общей нормы, содержащейся в нормативном акте. Правоприменитель не волен выходить за пределы общей нормы.
213
Виды актов применения права. По субъектам принятия различают: акты главы государства, правительства, органов государственного управления, юрисдикционных органов и т.д.; по юридической форме: указы, постановления, распоряжения, приказы, приговоры, определения, указания, разрешения, представления, протоколы и др.; по характеру индивидуального предписания: регулятивные и охранительные, императивные и диспозитивные, удостоверительные, обязывающие и др.; по способу выражения правоприменительного решения: акты-документы, акты-действия (выраженные вербально - удаление судом свидетеля из зала судебного заседания, в форме конклюдентных действий - сигналы регулировщика) и акты-символы (дорожные знаки, обозначения охраняемых объектов, запретных зон); по процедуре принятия - акты коллегиальные и единоличные; по своей цели - административно-исполнительные и юрисдикционные; по времени действия - акты однократного и длящегося действия.
214