Вопрос о том, почему, в силу каких причин и как появилось государство, возник в глубокой древности. Существует множество обьяснений этого феномена. В теоретической мысли обособилось
26
несколько направлений, пытавшихся с тех или иных позиций обосновать причины происхождения государства.
Патриархальная теория, основателем которой является политический мыслитель XVII в. Роберт Филмер (хотя истоки этой теории мы находим уже у Аристотеля ), предполагает возникновение государства, государственной власти как власти опекунской, отеческой в результате соединения родов в племена, племен - в большие общности, вплоть до государства.
Теологическая теория связывает происхождение государства с божественным установлением (волей бога). Смысл данной теории заключается в том, чтобы доказать примат духовной власти (власти церкви) над светской, исходя при этом из того, что нет государства и власти "не от бога".
"Все христианские короли должны быть подчинены римскому первосвященнику, как самому господу Иисусу Христу", - утверждал Фома Аквинский (XII в.), богослов и схоласт (возведенный католической церковью в ранг святого), в трудах которого теологическая теория получила основательную разработку. Правитель (глава государства) рассматривается теологией не как один из существенных элементов государства, а именно как власть , стоящая над государством, от него не зависимая. "Правитель в государстве занимает такое положение, как Бог во Вселенной, как душа в теле. Управляющая государством воля властителя есть вместе с тем единственное объединяющее в нем начало: без нее государство бы распалось". Управление государством сравнивается с тем, "как Бог правит миром, как душа управляет телом".
Договорная, или естественно-правовая, теория возникает в XVII-XVIII вв., хотя уже в произведениях древнегреческого философа Эпикура (IV-III в. до н.э.) встречается представление о том, что "государство покоится на взаимном договоре". Основатели договорной теории Томас Гобсс, Джон Локк, Гуго Гроций, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и другие исходили из отрицания Божественного происхождения государства и власти монарха, рассматривая государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Государство согласно данной теории возникает из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Государство, отмечает Руссо, установлено, когда множество людей, договариваются и заключают соглашение каждый с каждым в целях водворения мира среди них и защиты от других.
27
Органическая теория. Она возникла в XIX в. в связи с успехами в естествознании, хотя уже Платон сравнивал государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики. Представители этой теории - Г. Спенсер, Прейс, Блюнчли и другие объясняют возникновение человечества как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие согласно этой теории приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм -государство. В понимании сторонников данной теории государство есть биологический организм ("органическая форма жизни"), "политический агрегат". Подобно живому организму, оно растет, увеличивается в размерах, усложняется в строении. Как всякий биологический организм, государство рождается, размножается, стареет и гибнет.
В государстве - "живом теле" - все части специализируются на выполнении определенных функций: правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемый мозгом импульс. Низшие классы реализуют внутренние функции, обеспечивают его жизнедеятельность, а господствующие классы - внешние, т.е. оборону.
Психологическая теория. Некоторые идеи этой теории восходят к Древнему Риму. Мыслители того времени считали, что на возникновение, упадок государства определяющее влияние оказывают человеческие слабости и страсти - жажда денег и власти, алчность, честолюбие, жестокость, упадок нравов населения и власть имущих. Цицерон утверждал, что "причина соединения людей в государство - не столько их беспомощность, сколько свойственная их природе общительность".
Психологическое объяснение причин возникновения государства присуще было и целому ряду мыслителей Нового времени. В частности, Никколо Макиавелли (1469-1527) считал "образование и устройство государства актом единичной, властвующей над государством воли".
Эти рассуждения получили развитие в трудах основателей психологической теории, которые исходили из того, что корни государства зиждятся в идее, рожденной человеческим гением. Известный ученый-правовед Л. Петражицкий - профессор Санкт-Петербургского университета - и его многочисленные последователи (представители психологической школы права) возникновение государства объясняют специфическими правовыми переживаниями людей, их стремлением подчинить свои поступки авторитету. Суть
28
происхождений государства согласно этой теории коренится в закономерностях человеческой психики.
Психологическими факторами - необходимостью подавления агрессивных влечений индивида - обосновывает возникновение государства всех соционормативных систем регулирования основатель теории психоанализа, австрийский ученый Зигмунд Фрейд в своем завершающем труде "Лекции по введению в психоанализ".
Достаточно распространенной является социально-экономическая теория происхождения государства. У истоков этой теории - взгляды Платона, обосновавшего причины происхождения государства обстоятельствами разделения труда и обособлением деятельности по руководству обществом. Впоследствии английские экономисты (прежде всего, Сен-Симон) и представители марксизма "достроили" эту теорию, придав ей в XIX в. завершенный характер.
По утверждению представителей теории насилия (завоевания) - немецкого философа и экономиста Дюринга, австрийского социолога и государствоведа Л. Гумпловича, немецкого социалиста К. Каутского, немецкого социолога Ф. Оппенгеймера - возникновение государства обусловлено необходимостью применения насилия в ходе постоянной войны родовых кланов друг с другом.
В понимании Оппенгеймера, государство возникает не в результате классового расслоения общества, а вследствие "внешних завоеваний и политического насилия", которые усиливают социальное неравенство, ведут в конечном счете к образованию классов и эксплуатации. Государство, заключает он, есть "правовой институт, насильственно навязанный одной группой людей - завоевателями - другой группе - завоеванным - в целях их эксплуатации".
Концепция Гумпловича и его сторонников имеет достаточно сильные стороны. Насилие действительно в целом ряде случаев сопутствовало образованию государств. Так, к примеру, возникло Франкское государство. Не без фактора насилия формировалось Восточно-славянское государство и некоторые другие. Однако насилие - скорее всего, вторичный, сопутствующий фактор, хотя и наиболее заметный, лежащий, так сказать, на поверхности, в отличие от иных причин, которые менее заметны, "скрыты". Но именно они, а не насилие - по сути, первопричины образования государства. Подробнее об этом речь пойдет далее.
Расовая теория. Ее основателями считают француза Ж. Гобино и немецкого философа Ф. Ницше. В основе этой теории лежит идея физической и психологической неравноценности человеческих рас, превосходства одних рас над другими и, соответственно, - деления
29
рас на высшую и низшую. Представители высшей расы выступают как создатели цивилизации, вершители человеческих судеб, призваны господствовать, навязывать свою волю остальным группам людей, не относящихся к этой расе. Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации, они суть объекты господства. Государство, отмечал Ницше, является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. Только железные тиски государства, по утверждению Ницше, могут сплотить друг с другом большие массы настолько, чтобы "могло начаться то химическое разложение общества и образование его пирамидальной надстройки, т.е. государства".
Марксистская теория. Согласно марксизму непосредственной причиной возникновения государства явился раскол общества на классы с непримиримыми противоречиями. "Государство возникает там, тогда и постольку, - писал в работе "Государство и революция" В.И. Ленин, - где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены". Общий вывод основоположников научного коммунизма сводится к тому, что "государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий".
30