Закон как нормативный регулятор достигает своей цели в том случае, если он обладает определенным качеством, т.е. отображает интересы участников регулируемых отношений и совершенен по своей форме. Качество закона - внутренне присущая его форме ц содержанию совокупность социальных и юридических свойств, обусловливающих пригодность закона удовлетворять определенные потребности как общества, так и отдельной личности.
Юридическое совершенство закона обеспечивается законодательной техникой - системой научно обоснованных правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре законопроектов, обеспечивающих наиболее полное и точное соответствие формы нормативных предложений их содержанию, исчерпывающий охват регулируемых вопросов, доступность, простоту, легкую обозримость правового материала, его высокую регулятивность.
189
Законодательная техника - это техника подготовки высококачественного в юридическом отношении проекта закона. В этом смысле законодательная техника представляет собой применение апробированной практикой, научно обоснованной системы правил и приемов наиболее рационального конструирования закона соответственно его природе и назначению. Законодательная техника не ограничивается техникой составления законопроекта. Она пронизывает все этапы законотворчества, а также обеспечивает деятельность по упорядочению законодательства.
Законодательная техника обладает набором разнообразных инструментов, позволяющих придать мысли законодателя адекватную ей юридическую форму. Соответственно тому инструментарию, который специфичен для законодательной техники, в ее содержании принято выделять следующие компоненты: 1) выбор внешней формы правовых норм; 2) выбор способов правового регулирования; 3) технические средства; 4) технические приемы. При этом среди технико-юридических средств и приемов особо существенными являются: а) средства изложения содержания юридических предписаний (терминология, понятия, нормативное изложение, юридические конструкций, примечания, оговорки, исключения и др.); б) приемы формулирования отдельных норм или положений в правовых актах (абстрактный, казуистический и др.); в) средства и приемы построения правовых актов в целом (подразделение на разделы, главы, статьи и др.).
190