Нормативный правовой акт представляет собой письменный официальный документ установленной формы, который направлен на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативный правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем отражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности интересы и потребности общественных отношений.
Нормативные правовые акты необходимо отличать от всех иных правовых актов. Во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, разовым вопросам (например, назначение на должность, поручение передать имущество), так как нормативный акт содержит нормы права. Во-вторых, от интерпретационных актов, актов толкования, т.е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например "постановление", "разъяснение"). Виды нормативно-правовых актов. По объему и характеру действий нормативные правовые акты подразделяются на: акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории (гражданский, уголовный, земельный, семейный кодексы); акты ограниченного действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории (например, закон о правовом положении иностранных граждан, о беженцах и т.д.); акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (военных действий,
178
стихийных бедствий), на которые рассчитан акт (закон о введении чрезвычайного положения).
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы, регламенты и постановления палат парламента), акты исполнительной власти (нормативные акты Правительства, федеральных министерств, глав администраций), акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера), а также акты главы государства.
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее важным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние принимаются на основе нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
Законы подразделяются на: а) конституцию, или основной, своего рода заглавный закон - основополагающий учредительный нормативный акт страны, закрепляющий основы государственного и общественного строя, права и свободы человека и гражданина, форму правления и территориальной организации государства, систему органов государственной власти и местного самоуправления и др.; б) конституционные или органические законы - законы, которые вносят изменения и дополнения в действующую конституцию страны; в) обычные (текущие) законы, регулирующие в соответствии с конституцией те отношения, которые относятся к предмету законодательного регулирования.
Подзаконные - это те правотворческие акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Соответственно, они обладают меньшей юридической силой в сравнении с законом, их правовой характер определяет, соответствуют ли они закону или входят в противоречие с ним.
К подзаконным актам относятся: а) нормативные акты главы государства (в Российской Федерации они могут издаваться в форме указов и - крайне редко - в виде распоряжений); б) акты Правительства, принятые в соответствии с законами Российской Федерации и нормативными указами Президента. Такие акты принимаются в форме постановлений, они носят общий характер, действуют
179
на всей территории страны; в) нормативные правовые акты органов исполнительной власти (приказы, инструкции федеральных министерств, постановления глав краевых, областных, администраций); г) внутриорганизационные или локальные подзаконные акты -нормативно-юридические акты, издаваемые различными организациями в пределах их правотворческих полномочий.
180