ГЛАВА XVIII

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

Нормативный правовой акт представляет собой письменный официальный документ установленной формы, который направлен на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативный правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем отражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности интересы и потребности общественных отношений.

Нормативные правовые акты необходимо отличать от всех иных правовых актов. Во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, разовым вопросам (например, назначение на должность, поручение передать имущество), так как нормативный акт содержит нормы права. Во-вторых, от интерпретационных актов, актов толкования, т.е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например "постановление", "разъяснение"). Виды нормативно-правовых актов. По объему и характеру действий нормативные правовые акты подразделяются на: акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории (гражданский, уголовный, земельный, семейный кодексы); акты ограниченного действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории (например, закон о правовом положении иностранных граждан, о беженцах и т.д.); акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (военных действий,

178

стихийных бедствий), на которые рассчитан акт (закон о введении чрезвычайного положения).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы, регламенты и постановления палат парламента), акты исполнительной власти (нормативные акты Правительства, федеральных министерств, глав администраций), акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера), а также акты главы государства.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее важным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние принимаются на основе нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Законы подразделяются на: а) конституцию, или основной, своего рода заглавный закон - основополагающий учредительный нормативный акт страны, закрепляющий основы государственного и общественного строя, права и свободы человека и гражданина, форму правления и территориальной организации государства, систему органов государственной власти и местного самоуправления и др.; б) конституционные или органические законы - законы, которые вносят изменения и дополнения в действующую конституцию страны; в) обычные (текущие) законы, регулирующие в соответствии с конституцией те отношения, которые относятся к предмету законодательного регулирования.

Подзаконные - это те правотворческие акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Соответственно, они обладают меньшей юридической силой в сравнении с законом, их правовой характер определяет, соответствуют ли они закону или входят в противоречие с ним.

К подзаконным актам относятся: а) нормативные акты главы государства (в Российской Федерации они могут издаваться в форме указов и - крайне редко - в виде распоряжений); б) акты Правительства, принятые в соответствии с законами Российской Федерации и нормативными указами Президента. Такие акты принимаются в форме постановлений, они носят общий характер, действуют

179

на всей территории страны; в) нормативные правовые акты органов исполнительной власти (приказы, инструкции федеральных министерств, постановления глав краевых, областных, администраций); г) внутриорганизационные или локальные подзаконные акты -нормативно-юридические акты, издаваемые различными организациями в пределах их правотворческих полномочий.

180

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.