2. ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

В начале практики студент выбирает себе тему самостоятельной работы. Ниже приводится примерный перечень этих работ. Он отражает все основные направления полевого изучения фауны, населения позвоночных животных и особенно их экологии.

Примерный перечень тем самостоятельных работ.

  1. Фауна наземных позвоночных (или отдельных систематических групп) различных местообитаний района практики.
  2. Ихтиофауна водоемов разного типа района практики.
  3. Особенности пространственного размещения позвоночных животных и его причина на примере отдельных видов или групп видов:
    • а) особенности размещения видов рыб в зависимости от особенностей физико-химического и гидробиологического режимов водоемов;
    • б) биотопическое (микробиотопическое) размещение земноводных. Влияние на их размещение температуры, характера растительного покрова, влажности;
    • в) влияние механического состава субстрата и растительности на биотопическое размещение пресмыкающихся;
    • г) влияние растительного покрова на пространственное размещение (вертикальное и горизонтальное) птиц. Размещение птиц и кормовые ресурсы территории;
    • д) биотопическое размещение ведущих видов грызунов района практики. Пространственная приуроченность колониальных поселений грызунов и кротов;
    • е) суточные, сезонные пространственные перемещения вида (на примере земноводных, пресмыкающихся). Характер использования отдельных частей индивидуального или семейного участка.
  4. Население отдельных групп наземных позвоночных (земноводных, пресмыкающихся, птиц, мелких млекопитающих) из различных местообитаний. Структура населения: состав, плотность, трофическая, ярусная и пространственные группировки.
  5. Изменения населения конкретной группы позвоночных животных в зависимости от изменения факторов среды:
    • а) изменение населения позвоночных (на примере птиц или млекопитающих) в результате лесохозяйственной деятельности. Сукцессия группировок позвоночных в ряду: свежая вырубка - зарастающая вырубка - молодой лес - взрослый лес;
    • б) динамика населения различных групп наземных позвоночных открытых местообитаний, вызванная разными формами сельскохозяйственного использования территории (распашка, покосы, выпас, мелиорация);

11

  • в) сравнительная характеристика населения конкретной группы позвоночных животных естественных и урбанизированных территорий.
  1. Половая и возрастная структуры популяции земноводных, пресмыкающихся, птиц или мелких млекопитающих различных местообитаний.
  2. Питание наземных позвоночных:
    • а) питание массовых видов земноводных, пресмыкающихся. Суточная, биотопическая, возрастная специфики питания представителей вида;
    • б) питание птиц модельных видов. Питание выводка гнездовых птиц. Суточная ритмика кормления птенцов, изменение состава и количества пищи в связи с изменением возраста птенцов. Кормодобывающая деятельность взрослых птиц. Питание хищных птиц на основе анализа содержимого погадок и остатков шерсти;
    • в) питание грызунов избранных видов (путем анализа содержимого желудка). Питание ондатры и бобра по наблюдениям в районе их поселения;
    • г) питание копытных (лось, благородный олень) путем выявления поедей, погрызов.
  3. Размножение и развитие позвоночных животных:
    • а) онтогенез земноводных (по наблюдениям в аквариуме);
    • б) биология размножения птиц модельного вида. Брачные отношения, гнездовая территория, гнездостроительная деятельность отдельных видов. Изучение насиживания, выкармливания птенцов. Темпы постэмбрионального развития птенцов. Жизнь выводка после покидания гнезда. Изучение плодовитости и выживания у разных видов птиц;
    • в) размножение мелких млекопитающих (насекомоядных, грызунов) на основе изучения состояния половой системы пойманных зверьков и возрастной структуры изучаемой популяции.
  4. Биоценотическая роль наземных позвоночных животных:
    • а) роль гнездостроительной деятельности дятлов в распределении и численности птиц - вторичных дуплогнездников;
    • б) влияние роющей деятельности крота (грызунов) на структуру и возобновляемость фитоценозов;
    • в) влияние копательной деятельности кабанов на структуру растительного покрова;
    • г) роль копытных - потребителей древесных кормов на продуктивность и структуру растительности.

12

  1. Поведение позвоночных животных:
    • а) суточная активность представителей отдельных групп позвоночных. Звуковая активность (птицы, некоторые земноводные), трофическая активность (на примере земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих);
    • б) кормодобывающее поведение отдельных групп позвоночных;
    • в) сезонный аспект внутривидовых отношений (на примере модельного вида);
    • г) особенности поведения видов-синантропов в условиях населенных пунктов.

В каждом педвузе набор тем может быть изменен или дополнен в соответствии с географическими особенностями района практики, с направленностью научных исследований кафедры.

Самостоятельная работа может быть выполнена индивидуально или бригадой в 2-4 человека. При бригадной работе должны быть определены обязанности каждого ее члена.

Избрав тему самостоятельной работы, студенту следует подобрать соответствующую методику для ее выполнения. Различные методы полевой работы описаны в главе I настоящего пособия. Уточнение деталей применения методов полевой работы и условия выполнения темы производится при консультации с преподавателем. Затем составляется ориентировочный ежедневный план работы.

В процессе выполнения самостоятельной работы студент обязан вести записи в дневнике всех деталей сделанных наблюдений, зарисовать схемы, в конце каждого дня работы обобщить факты. Результаты самостоятельной работы должны быть оформлены в виде отчета. Он иллюстрируется таблицами, графиками, картосхемами, зарисовками, фотографиями и докладывается на заключительной отчетной конференции.

13

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.