В начале практики студент выбирает себе тему самостоятельной работы. Ниже приводится примерный перечень этих работ. Он отражает все основные направления полевого изучения фауны, населения позвоночных животных и особенно их экологии.
Примерный перечень тем самостоятельных работ.
- Фауна наземных позвоночных (или отдельных систематических групп) различных местообитаний района практики.
- Ихтиофауна водоемов разного типа района практики.
- Особенности пространственного размещения позвоночных животных и его причина на примере отдельных видов или групп видов:
- а) особенности размещения видов рыб в зависимости от особенностей физико-химического и гидробиологического режимов водоемов;
- б) биотопическое (микробиотопическое) размещение земноводных. Влияние на их размещение температуры, характера растительного покрова, влажности;
- в) влияние механического состава субстрата и растительности на биотопическое размещение пресмыкающихся;
- г) влияние растительного покрова на пространственное размещение (вертикальное и горизонтальное) птиц. Размещение птиц и кормовые ресурсы территории;
- д) биотопическое размещение ведущих видов грызунов района практики. Пространственная приуроченность колониальных поселений грызунов и кротов;
- е) суточные, сезонные пространственные перемещения вида (на примере земноводных, пресмыкающихся). Характер использования отдельных частей индивидуального или семейного участка.
- Население отдельных групп наземных позвоночных (земноводных, пресмыкающихся, птиц, мелких млекопитающих) из различных местообитаний. Структура населения: состав, плотность, трофическая, ярусная и пространственные группировки.
- Изменения населения конкретной группы позвоночных животных в зависимости от изменения факторов среды:
- а) изменение населения позвоночных (на примере птиц или млекопитающих) в результате лесохозяйственной деятельности. Сукцессия группировок позвоночных в ряду: свежая вырубка - зарастающая вырубка - молодой лес - взрослый лес;
- б) динамика населения различных групп наземных позвоночных открытых местообитаний, вызванная разными формами сельскохозяйственного использования территории (распашка, покосы, выпас, мелиорация);
11
- в) сравнительная характеристика населения конкретной группы позвоночных животных естественных и урбанизированных территорий.
- Половая и возрастная структуры популяции земноводных, пресмыкающихся, птиц или мелких млекопитающих различных местообитаний.
- Питание наземных позвоночных:
- а) питание массовых видов земноводных, пресмыкающихся. Суточная, биотопическая, возрастная специфики питания представителей вида;
- б) питание птиц модельных видов. Питание выводка гнездовых птиц. Суточная ритмика кормления птенцов, изменение состава и количества пищи в связи с изменением возраста птенцов. Кормодобывающая деятельность взрослых птиц. Питание хищных птиц на основе анализа содержимого погадок и остатков шерсти;
- в) питание грызунов избранных видов (путем анализа содержимого желудка). Питание ондатры и бобра по наблюдениям в районе их поселения;
- г) питание копытных (лось, благородный олень) путем выявления поедей, погрызов.
- Размножение и развитие позвоночных животных:
- а) онтогенез земноводных (по наблюдениям в аквариуме);
- б) биология размножения птиц модельного вида. Брачные отношения, гнездовая территория, гнездостроительная деятельность отдельных видов. Изучение насиживания, выкармливания птенцов. Темпы постэмбрионального развития птенцов. Жизнь выводка после покидания гнезда. Изучение плодовитости и выживания у разных видов птиц;
- в) размножение мелких млекопитающих (насекомоядных, грызунов) на основе изучения состояния половой системы пойманных зверьков и возрастной структуры изучаемой популяции.
- Биоценотическая роль наземных позвоночных животных:
- а) роль гнездостроительной деятельности дятлов в распределении и численности птиц - вторичных дуплогнездников;
- б) влияние роющей деятельности крота (грызунов) на структуру и возобновляемость фитоценозов;
- в) влияние копательной деятельности кабанов на структуру растительного покрова;
- г) роль копытных - потребителей древесных кормов на продуктивность и структуру растительности.
12
- Поведение позвоночных животных:
- а) суточная активность представителей отдельных групп позвоночных. Звуковая активность (птицы, некоторые земноводные), трофическая активность (на примере земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих);
- б) кормодобывающее поведение отдельных групп позвоночных;
- в) сезонный аспект внутривидовых отношений (на примере модельного вида);
- г) особенности поведения видов-синантропов в условиях населенных пунктов.
В каждом педвузе набор тем может быть изменен или дополнен в соответствии с географическими особенностями района практики, с направленностью научных исследований кафедры.
Самостоятельная работа может быть выполнена индивидуально или бригадой в 2-4 человека. При бригадной работе должны быть определены обязанности каждого ее члена.
Избрав тему самостоятельной работы, студенту следует подобрать соответствующую методику для ее выполнения. Различные методы полевой работы описаны в главе I настоящего пособия. Уточнение деталей применения методов полевой работы и условия выполнения темы производится при консультации с преподавателем. Затем составляется ориентировочный ежедневный план работы.
В процессе выполнения самостоятельной работы студент обязан вести записи в дневнике всех деталей сделанных наблюдений, зарисовать схемы, в конце каждого дня работы обобщить факты. Результаты самостоятельной работы должны быть оформлены в виде отчета. Он иллюстрируется таблицами, графиками, картосхемами, зарисовками, фотографиями и докладывается на заключительной отчетной конференции.
13