ВВЕДЕНИЕ
Полевая практика по зоологии позвоночных - важнейшая часть подготовки будущих учителей-биологов к работе в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах и других образовательных учреждениях. Она не может быть заменена никакими другими видами биологической подготовки студентов. Только с помощью наблюдений в природе, экспериментов, сбора фактического материала можно практически закрепить теоретические положения курса зоологии позвоночных, убедиться в сложности существующих в природе взаимосвязей организмов между собой и окружающей средой, познакомиться с местной фауной, познать основные биологические особенности позвоночных животных.
Основные задачи учебно-полевой практики:
- Ознакомление студентов с основными эколого-фаунистическими комплексами позвоночных животных района полевой практики, показ многообразия видов и сложности существующих в природе взаимодействий и взаимосвязей организмов между собой и окружающей средой.
- Ознакомление с населением позвоночных животных основных типов биотопов, биологическими особенностями основных видов и их ролью в природе и жизни человека. Распознавание этих видов по внешнему облику, голосам и следам деятельности; понимание сезонной и многолетней динамики биоценозов. Особое внимание уделено видам, занесенным в Красную книгу.
- Приобретение навыков проведения экскурсий в природу, постановки длительных наблюдений за позвоночными животными и сборе коллекций без нанесения ущерба окружающей среде.
- Познание основных принципов организации и методов проведения самостоятельных научных исследований по фауне, населению и экологии позвоночных животных.
- Формирование эколого-природоохранного мировоззрения.
Особое внимание должно быть уделено выбору стационара.
Следует отдавать предпочтение тем территориям, на которых соседствуют разные естественные ландшафты: леса, болота, водоемы, сельскохозяйственные поля, населенные пункты, где хорошо сохранились разнообразные биотопы и фауна позвоночных.
6
Наиболее доступными объектами наблюдений служат земноводные, птицы, мелкие млекопитающие, на которых можно показать многие общебиологические закономерности. Важно, чтобы стационар располагал удобными помещениями для лабораторных занятий, отдыха, приготовления пищи, имел транспортную связь с городом. Во многих педвузах используются специальные биологические станции, базы заповедников и охотничьих хозяйств.
На полевой практике необходимо познакомить студентов с основными сезонными явлениями годового жизненного цикла позвоночных животных. Поэтому в последние годы педагогические вузы разбивают практику на три части: летнюю, осеннюю и весеннюю. Летняя практика наиболее важная часть полевой работы студентов, поскольку связана с изучением сложных, разнообразных явлений: питания, сезонных миграций и размножения животных. В связи с этим на нее отводится основная часть учебного времени: например, в МПГУ - две с половиной недели и по три дня - на весеннюю и осеннюю практики. Необходимо, чтобы основная часть практики приходилась на время репродуктивного периода основного числа местных животных. Например, в средней полосе Европейской России - это конец мая и июнь, когда гнездится большинство птиц, активны земноводные, мелкие млекопитающие. Весенняя практика приходится на конец апреля - май: в это время проходит массовая миграция птиц, размножение земноводных, выходят после зимовки мелкие зверьки и пресмыкающиеся. Осенью (конец сентября-октябрь) наблюдается подготовка животных к зиме: пролет птиц к югу, кочевки стай, оставшихся на зимовки, скопление амфибий и рептилий в местах зимовки, подготовка зверьков к перенесению неблагоприятных зимних условий. При удачном выборе сроков проведения практики можно получить максимум информации по экологии животных.
Практика складывается из следующих основных форм работы: экскурсий, самостоятельной работы студентов и отчетности.
Экскурсия с преподавателем - основная форма работы, ей отводится наибольшее время. Студенты учатся распознавать виды животных по внешнему облику, голосам, следам деятельности; знакомятся с закономерностями их территориального размещения, структурой населения, важнейшими чертами биологии, существующими в природе взаимосвязями и т.д.
На первой экскурсии преподаватель знакомит студентов с природными условиями района, его географическим положением, указывает на типичные ландшафты и характерные для них
7
виды позвоночных животных; перечисляет основные задачи полевой практики; отмечает степень антропогенной трансформации естественных природных ландшафтов и влияние хозяйственной деятельности людей на животных; подчеркивает, что студенты должны знать "в лицо" определенное число видов позвоночных, выявить и усвоить важнейшие биологические закономерности.
Для повышения эффективности экскурсий необходимо заранее намечать маршруты с учетом объектов, которые могут встретиться. Однако при встрече любого другого животного не следует оставлять его без внимания. Во время экскурсий идет процесс постепенного ознакомления студентов с элементами основных методов научных исследований, сбор коллекционного материала, в основном следов деятельности животных: поедей, погрызов, погадок, пометов, опустевших гнезд и др. При этом важно не нанести вред животным.
Экскурсии должны проводиться по подгруппам. Техника безопасности предусматривает не более 15 человек на одного руководителя.
Наиболее благоприятное время для проведения экскурсий - раннее утро, однако необходимо рационально использовать и остальную часть дня. Продолжительность экскурсии в среднем длится около четырех часов. Студент должен иметь бинокль, компас и записную книжку. Преподаватель рассказывает о наблюдаемом животном, обращая внимание на его внешний облик, особенности поведения, биологию, систематическую принадлежность, места распространения и хозяйственное значение. При необходимости студенты проводят измерения норы, гнезда, дупла, делают соответствующие зарисовки. Основные методы наблюдений на экскурсии визуальные. Их по возможности следует дополнять экспериментами.
Во второй половине дня студенты обрабатывают материал: оформляют полевой дневник, переносят в него записи, которые ведутся в записной книжке кратко, нередко с элементами условных значков, схем, рисунков. При оформлении дневника все расшифровывается, уточняется, дополняется; используется специальная литература для уточнения полевых признаков животного, его биологии, распространения и т.д. Студенты разбирают принесенный с экскурсий материал по следам деятельности позвоночных животных, составляют коллекции, пишут этикетки.
Помимо ознакомления с позвоночными животными в природе студенты приобретают навыки ведения природоведческих экскурсий со школьниками. Преподаватель поручает
8
студентам ведение отдельных отрезков экскурсий. В конце практики проводится зачетная экскурсия, обязательная для каждого студента.
Очень важно, чтобы к концу практики у студентов сложилась цельная картина общего характера и специфики фауны позвоночных исследуемого района. Поэтому к зачетному дню студенты составляют общий отчет (один на всю группу) об исследованной фауне. Отчет составляют два-три активных студента, а другие рисуют схемы, карты. Эта работа может быть дополнена фотографиями и общим списком всех отмеченных на практике видов позвоночных животных. Отчет обсуждается на заключительной конференции.
Самостоятельная работа студентов имеет важное значение при подготовке будущего учителя-биолога. Студенты приобретают навыки сбора материала, его обработки, анализа, обобщения. Развитие самостоятельного мышления - ценнейшее качество, без которого трудно рассчитывать на эффективность работы учителя.
Основное внимание должно быть уделено самостоятельной деятельности студента в выбранном им направлении и тематике. Тематика самостоятельных работ разрабатывается заранее с учетом конкретных природных условий района полевой практики. По своему содержанию самостоятельные работы должны служить не только иллюстрацией к тому или иному разделу теоретического курса зоологии позвоночных, но и могут использоваться будущими учителями в классной и внеклассной работе со школьниками, на занятиях с юннатами, служить краеведению и т.д.
Полевая практика раскрывает возможности для сбора материала для будущих курсовых и дипломных работ. Самостоятельная работа часто становится стимулом пробуждения интереса к зоологии, профессиональной специализации, проведению собственных исследований.
На самостоятельную работу обычно отводится около четверти всего времени практики. В эти дни проводятся полевые наблюдения и эксперименты, обрабатывается собранный материал. Все эти работы выполняются под наблюдением преподавателя.
Очень важно, чтобы конкретные темы для самостоятельных работ студенты получили в первые дни практики. В этом случае у них будет больше времени для сбора материала и проведения необходимых наблюдений. От хорошо продуманного подбора тематики зависит успех практики и желание студентов заниматься собственными исследованиями. Важно окончательную формулировку
9
темы соотнести с конкретными условиями каждого нового периода практики.
Целесообразно одну тему поручать двум-трем студентам, что облегчит организацию наблюдений, сбор и обработку материала, обсуждение и написание отчета. Большое число студентов в бригаде нецелесообразно, ибо часть студентов останется пассивной. Исследуя тему, каждый из студентов должен иметь свой четкий участок работы. Это потребует более пристального внимания преподавателя.
При проведении экскурсий и самостоятельных наблюдений необходимо заботиться об охране природы в целом и охране животных в частности, а также соблюдать технику безопасности.
Отчетность студента по полевой практике складывается из следующих разделов.
- Оформление полевого дневника по результатам экскурсии; последовательное описание каждой экскурсии, дополненное сведениями, полученными при чтении специальной литературы. Дневник можно вести систематически, с описанием встреченных видов и наблюдений за ними на отдельных страницах дневника или карточках, которые могут дополняться при каждой новой экскурсии, или исторически, последовательно описывая наблюдения на каждой экскурсии.
- Письменный отчет по самостоятельной работе и краткое сообщение о ней на итоговой конференции; обзорный доклад о фауне позвоночных животных района практики, подготовленный подгруппой.
- Подготовка и оформление коллекции. Такими коллекциями могут быть следы деятельности птиц и зверей, например, поеди, погрызы, остатки еды, а также гнезда птиц, собранные после вылета из них птенцов. В качестве иллюстраций к самостоятельной теме могут быть карточки с рисунками, фотографии, магнитофонные записи голосов птиц, видеофильм.
- Зачетная экскурсия. В процессе практики отдельные этапы экскурсий поручается проводить студентам, обучая их методике. Для зачетной экскурсии обычно выделяются один-два наиболее активных и хорошо успевающих студента. В конце дня проводится итоговая конференция. Она складывается из сообщений студентов по итогам своих самостоятельных работ, общего отчета группы, их обсуждения. Преподаватель подводит итоги практики. Каждая форма работы студента на практике оценивается отдельно. Успешно выполнившие все задания полевой практики получают зачет. Выделяются и поощряются наиболее удачные самостоятельные работы и итоговые экскурсии.
10