9. ЗНАЧЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
ПО ЗООЛОГИИ ПОЗВОНОЧНЫХ

Основной формой работы на полевой практике по зоологии позвоночных служат экскурсии в природу. Они имеют важное образовательное значение. Под руководством преподавателя

61

студенты-биологи учатся наблюдать животных в естественной для них обстановке, знакомятся с фауной позвоночных животных конкретного района. При правильной постановке экскурсий студенты смогут узнавать животных по внешнему облику, по голосам, следам деятельности, устанавливать их биотопические и трофические связи, место и роль в биоценозах. Экскурсии являются основой для дальнейших, самостоятельных наблюдений студентов, позволят развивать полученные на практике навыки наблюдений за животными и проведении зоологических экскурсий, применять их затем в своей педагогической работе со школьниками.

Организация и проведение экскурсий.

Преподаватель проводит экскурсию в природу с группами студентов в 10 - 12 (до 15) человек. Это примерно соответствует числу студентов в учебной подгруппе. Большее число экскурсантов затрудняет наблюдение за пугливыми подвижными животными из-за создаваемого большой группой людей шума, приводит к нарушению мест обитания животных. Примерно это же число людей предусмотрено на одного руководителя техникой безопасности при проведении экскурсий и походов в природу со студентами и школьниками.

Чаще всего экскурсии для наблюдений за позвоночными животными в природе проводятся в конце весны - начале лета, в период наибольшей активности животных, связанной с размножением. На этот период ориентировано в основном и настоящее руководство. В некоторых случаях специально оговариваются особенности проведения осенних экскурсий, например, для наблюдений за миграциями птиц. Зимние экскурсии имеют свою специфику, требуют специальной экипировки, нуждаются в особом оборудовании и подготовке.

Каждая экскурсия планируется и готовится заранее. Преподаватель определяет основную тему предстоящей экскурсии: животные леса, луга, поля, населенного пункта, болота, водоема. При этом он должен иметь в виду, что любая экскурсия будет в той или иной степени комплексной, например, при экскурсии в смешанный лес будут встречены представители классов птиц, млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Наиболее специализирована экскурсия по изучению пресноводных рыб, поэтому описание биологии, особенности наблюдений за пресноводными рыбами приводятся в специальном разделе настоящего руководства.

При подготовке экскурсии преподаватель по карте или плану местности намечает основной маршрут, проходит его заранее, отмечает возможные объекты для наблюдений: следы, поеди,

62

погрызы, погадки, гнезда, норы и др. Он должен представлять, какие примерно животные (обычные и массовые виды) могут встретиться на экскурсии. Например, в средней полосе европейской части России наиболее заметными и многочисленными будут птицы (около 300 видов), намного меньше млекопитающих (50 - 60 видов), увидеть их труднее, очень мало земноводных (10 - 12 видов) и пресмыкающихся (6 - 8 видов).

Заранее следует подготовить оборудование и одежду. Одежда должна быть легкой и теплой. На ранние утренние экскурсии из-за обильной росы нужны резиновые сапоги, желательна теплая и легкая куртка (или свитер), которые днем при наступлении тепла, можно снять. В теплую солнечную погоду необходимы легкие головные уборы. Каждый студент должен иметь записную книжку и карандаш. Для наблюдений за птицами и крупными зверями необходим полевой бинокль (не менее 7 - 8-кратного увеличения). Желательно иметь не менее одного бинокля на двух экскурсантов. Время для нахождения животного сократится, если каждый студент на экскурсии будет иметь собственный бинокль. На группу нужно иметь компас, план местности или подробную карту, измерительные инструменты (штангенциркуль, линейку, мерную ленту длиной 10 - 20 м). На экскурсии по изучению роющей деятельности зверьков нужно иметь саперную лопату. Для сбора следов деятельности животных: погрызов, погадок, старых гнезд и др. - необходимо иметь рюкзак и упаковочную или газетную бумагу. Каждый образец тщательно упаковывается и на него пишется этикетка, на которой указывается дата, географическое место и биотоп, фамилия коллекционера.

Очень желательно на группу иметь фотоаппарат (видеокамеру), портативный магнитофон (диктофон) для записи и воспроизведения голосов животных. Удобен на экскурсии полевой определитель птиц (млекопитающих и др.) с цветными изображениями животных.

Экскурсия проводится при благоприятной погоде. Не следует проводить экскурсию при обильных осадках, грозе, сильном ветре. Желательно выбрать такое время суток, когда животные наиболее активны и их легче наблюдать.

Экскурсия делится на несколько частей: вступление, основная часть и заключение. В начале экскурсии преподаватель делает небольшое введение, знакомит студентов с целью экскурсии, ее продолжительностью, примерным маршрутом. На первой экскурсии студенты должны познакомиться с географическим положением, рельефом, гидрографией района, почвами, растительностью. Преподаватель обращает внимание студентов на

63

изменение естественных природных ландшафтов хозяйственной деятельностью людей. Напоминает, каковы правила поведения на экскурсии, объясняет, почему важно строго соблюдать их. Показывает, как правильно пользоваться биноклем, чтобы быстро обнаружить подвижное животное на значительном расстоянии, как незаметно подойти к нему, чтобы рассмотреть, услышать, зарисовать, сфотографировать. Студенты визуально определяют и записывают в записные книжки состояние погоды: ясность солнечного сияния, степень и характер облачности, наличие или отсутствие тумана, дымки, осадков, направление и силу ветра. После такой небольшой вступительной беседы и определения состояния погоды группа направляется на экскурсию.

Важно соблюдать определенный порядок следования на экскурсии: преподаватель идет впереди, студенты следуют за ним компактной группой. При обнаружении животного преподаватель делает знак, чтобы все остановились и обратили внимание на наблюдаемый объект.

На экскурсии преподаватель рассказывает только о том, что удается наблюдать. Результаты экскурсии представляют собою то, что студентам удалось наблюдать, услышать, зарисовать, измерить (сфотографировать, снять камерой), записать в записную книжку. Преподаватель дает лишь небольшие пояснения наблюдаемым явлениям. Экскурсия не должна превращаться в длительные монологи преподавателя, тем более в его лекцию. Основа экскурсии - это наблюдения и небольшие самостоятельные работы студентов. Они рассматривают, определяют, измеряют, рисуют схемы. Записи делаются краткими, с использованием значков, в дальнейшем в лаборатории во время камеральной обработки собранного материала студенты расшифровывают полевые записи.

Используя специальную литературу, каждый студент составляет дневник полевой практики, в котором помещает все собранные и обработанные в лаборатории сведения. Дневник может быть хронологическим, когда в него последовательно вносятся сведения по каждой следующей друг за другом экскурсии. В этом случае в хронологическом дневнике бывает много повторов, требуется специальная работа для обобщения наблюдений в конце практики. Более совершенную форму представляет собою систематический дневник. В него в систематическом порядке на отдельных страницах дневника вносятся наблюдения по каждой встрече и каждому наблюдению за животным. Так последовательно заполняются систематический дневник. Наиболее заполненными становятся страницы, посвященные обычным и многочисленным видам, которые часто встречаются на экскурсиях.

64

Нужно тщательно описывать маршрут, природную обстановку (рельеф, растительность и др.), погодные условия каждой экскурсии. Помещают эти описания обычно в начале дневника. На странице, посвященной каждому виду, отмечается дата, место встречи и что удалось наблюдать. Здесь же делаются необходимые рисунки, схемы. Тем самым в процессе заполнения систематического дневника делается первичная обработка и систематизация наблюдаемых явлений.

Обычно экскурсия продолжается 3 - 4 часа, за которые начинающие практиканты проходят 3 - 5 км, опытные 5 - 7 км.

Следует обратить особое внимание на обучение студентов способности узнавать животных в природе по внешнему облику, голосам, следам деятельности. Для этого требуется неоднократное наблюдение, последовательность и целенаправленное внимание студентов. Одна из важнейших задач полевой практики - научить студентов узнавать животных "в лицо", уметь распознавать их в разной обстановке. Специальные усилия требуются для того, чтобы студенты научились узнавать виды птиц по голосам: пению, позывам, тревожным сигналам и др.

Большую пользу в обучении оказывают магнитофонные записи пения птиц. Можно использовать магнитофонные записи голосов птиц и во время экскурсий, например, в лесу для подманивания скрытно держащихся видов. В конце практики, на зачетной экскурсии студенты должны продемонстрировать, как они усвоили материал, научились наблюдать животных, распознавать их по голосам, внешнему облику, следам деятельности.

В конце экскурсии подводятся ее итоги, отмечаются все наблюдаемые виды животных, уточняется фенологический период их жизни, отмечаются редкие, обычные и многочисленные виды.

Помещенные далее краткие очерки по биологии позвоночных животных основных биотопов могут служить для ориентации преподавателя при подготовке экскурсий и должны использоваться студентами при обработке проведенных на экскурсии наблюдений, составлении дневниковых записей.

65

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru