ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение позвоночных животных в естественных для них условиях, как говорят, "в природе" - наиболее важная и сложная задача зоологии. Изучать приходится множество видов, обитающих в различных местах, используя разнообразные методы. Для овладения современными методами полевой зоологии требуется время, упорство и сноровка. Умению наблюдать за подвижными животными, активными в ранние утренние часы, в сумерках и ночью нужно учиться. Многие сложности возникают при определении животных по внешнему облику, по голосам, следам деятельности. Поэтому так важно создание книг-руководств, описывающих методы полевых зоологических наблюдений, изучение животных в естественных условиях.

Первой отечественной работой по полевой зоологии, адресованной учителям, студентам и школьникам, была книга "Зоологические экскурсии" Б.Е. Райкова и М.Н. Римского-Корсакова (1924 г. - ч. I и 1928 г. - ч. II). В ее создании принимал участие известный орнитолог А.Н. Промптов. К настоящему времени эта книга вышла семью изданиями, последнее - в 1994 г. В ней показано большое воспитательное и научное значение экскурсий, изложены основные методические принципы проведения экскурсий в природу. Помимо практических советов по технике снаряжения и организации экскурсий, в книге приводятся биологические характеристики важнейших животных, которые могут встретиться на экскурсиях. Главное внимание в пособии уделяется экскурсиям по беспозвоночным животным, в основном - насекомым. Отдельная глава посвящена экскурсиям по изучению птиц, написанная А.Н. Промптовым и А.С. Мальчевским. Удивительным долголетием отличаются и другие книги по полевой зоологии: А.Н. Промптова "Птицы в природе" (1957), А.Н.Формозова "Спутник следопыта" (1974). В 1956 г. появилось пособие для студентов педагогических институтов "Учебно-полевая практика по зоологии беспозвоночных" Н.Г. Кременецкого.

В этом же, 1956 г., впервые была издана книга для студентов-биологов и преподавателей педвузов "Летняя полевая практика по зоологии позвоночных" А.Г. Банникова и А.В. Михеева. Многолетний опыт работы с этим руководством показал, что его содержание полностью отвечало задачам такого рода изданий. Однако оно было издано малым тиражом и давно стало библиографической редкостью. Другая книга "Учебно-полевая практика по зоологии позвоночных" Е.Н. Дерим-Оглу и Е.А.Леонтьева (1979) была небольшой по объему, что отрицательно

3

сказалось на ее качестве. В последнее время специальных книг по наблюдениям за позвоночными животными не издавалось, нет учебных руководств по полевой зоологии, а необходимость в них студентов, учителей биологии и преподавателей вузов очевидна.

Настоящая книга представляет собой руководство по наблюдениям за позвоночными животными в разные сезоны года. Создано оно на основе многолетнего опыта работы во время научных экспедиций, проведения полевой практики и экскурсий со студентами и школьниками коллективом преподавателей кафедры зоологии и экологии МПГУ с участием профессора Орехово-Зуевского педагогического института Е.Н. Дерим-Оглу.

Книга содержит три основных раздела: методы полевых исследований по зоологии позвоночных, позвоночные животные основных мест обитания, позвоночные животные как объект работы учителя биологии в школе и других средних образовательных учреждениях. Сравнительно новыми в настоящем руководстве следует считать рекомендации по проведению наблюдений в разные сезоны года: весной, летом и осенью. Значительное место уделено описанию современных методов полевых наблюдений и экскурсиям. Предложены темы самостоятельных наблюдений, успех которых во многом зависит от специального оборудования. Разнообразие его в последние годы чрезвычайно возросло: от простейших биноклей, оптических труб, приборов ночного видения до ловчих сетей, измерительных приборов, препаровальных инструментов.

В некоторых университетах и педагогических институтах используют самодельные "скрадки", "засидки", искусственные гнездовья, "смотровые домики" и другие приспособления для наблюдений за животными. Несмотря на трудное материальное положение учебных заведений, без минимального наличия приборов и оборудования обойтись невозможно. Это еще одна проблема, решать которую необходимо при организации наблюдений в природе.

Учебное пособие адресовано студентам-биологам, преподавателям биологических предметов в средних и высших образовательных учреждениях, натуралистам-любителям. Названия и объем видов позвоночных животных даны для птиц - по Л.С. Степаняну (1990), для млекопитающих - по В.Е. Соколову (1973 - 1979), для земноводных и пресмыкающихся - по А.Г. Банникову и др. (1977), для пресноводных рыб - по Г.У. Линдбергу и др. (1972, 1983).

Участие авторов в написании основных разделов настоящего учебного пособия было следующим. Предисловие и введение

4

написаны В.М. Константиновым, А.В. Михеевым, С.П. Шаталовой. Ими же выполнено научное редактирование книги.

В написании первой главы "Методы полевых исследований по зоологии позвоночных" принимали участие следующие авторы: В.Т. Бутьев, И.А. Жигарев, В.М. Константинов, И.Ф. Куприянова, А.В. Михеев, А.Г. Резанов, С.П. Шаталова, второй главы "Позвоночные животные основных мест обитания" - Е.Н. Дерим-Оглу, В.М. Константинов, А.В. Михеев, С.П. Шаталова. Заключение написано В.М. Константиновым.

5

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.