В качестве показателей освоения материалов курса выделены основные компоненты исторического сознания (М.А. Барг, Й.Я. Лийметс, А.Т. Кинкулькин и др.). Формирование у студентов основ исторической культуры в комплексном единстве ее основных компонентов является одной из задач изучения курса "История педагогики".
- обладает целостным представлением об эволюции мирового историко-педагогического процесса, знает основные педагогические события и факты, определяющие общую логику развития педагогической теории и практики, выделяет при этом основные закономерности, традиции и тенденции в развитии педагогической культуры каждой исторической эпохи в широком социокультурном контексте, не затрудняется при выделении особенностей авторских педагогических теорий, систем или концепций;
- владеет умениями историко-педагогического анализа материалов, авторских работ, первоисточников; выделяет основные положения педагогических концепций, определяя их качественное своеобразие и наличие преемственности с идеями других авторов;
- осознает социально-педагогическую и личностную значимость историко-педагогического наследия для решения современных проблем как теоретического, так и практического характера.
- обладает общим представлением об эволюции мирового педагогического процесса, как особой сферы социокультурной жизни; выделяет некоторые особенности педагогических авторских теорий и систем, затрудняется при выявлении основных традиций, новаций и тенденций в развитии педагогической теории и практики каждой исторической эпохи;
- владеет отдельными аналитическими умениями, необходимыми для работы с первоисточниками и трудами отдельных авторов; выделяет некоторые линии преемственности в решении отдельных педагогических проблем в их историческом развитии, но не осознает качественного своеобразия авторских концепций и систем;
123
- осознает только общую социальную значимость историко-педагогического опыта для решения современных проблем в сфере образования.
- обладает разрозненными, несистематизированными знаниями об основных этапах эволюции мирового педагогического процесса, возникают определенные затруднения при характеристике отдельных исторических периодов и особенностей развития педагогической культуры в различные исторические эпохи, а также при выявлении качественной самобытности отдельных педагогических систем;
- владеет отдельными аналитическими умениями при работе с первоисточниками, но затрудняется в выделении качественного своеобразия и преемственности при сравнении нескольких педагогических теорий;
- не осознает прогностической значимости изучения историко-педагогического наследия для решения современных проблем в области образования.
124