2. 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА

Совершенствование форм и методов обучения в педагогических университетах обеспечивает повышение уровня подготовки будущего педагога. В общей системе подготовки специалиста одно из важных мест занимает самостоятельная исследовательская деятельность студента, задачей которой является:

  • развитие умений по установлению связей теории с практикой;
  • развитие навыков самообразования;
  • приобщение студента к научно-исследовательской работе;
  • углубление и расширение теоретических знаний студента в области психолого-педагогических дисциплин.

Программа курса "История педагогики" включает в себя ряд научно-исследовательских работ студентов: реферат; курсовая работа.

108

Реферат - этап самостоятельной учебной работы студента по усвоению научной информации, приобщение к научному исследованию. Сам термин "реферат" (в пер. с лат. - докладывать, сообщать) имеет два значения: 1 - краткое изложение научной работы, содержания прочитанного текста; 2 - доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

Особенностью реферата по истории педагогики является тот момент, что он должен представлять собой не только изложение определенной научной публикации, но и критический ее анализ, не компиляцию из ряда работ, а аналитический обзор по историко-педагогической проблеме.

Написание реферата целесообразнее начинать с изучения и конспектирования предложенной литературы.

После конспектирования источников и глубокого их изучения можно приступить к написанию реферата, который может быть трех видов:

  1. Критическая рецензия на педагогическое произведение или цикл взаимосвязанных работ и включает в себя: оценку актуальности рецензируемой работы; краткое изложение теоретической позиции автора рецензируемой работы и критический ее анализ; доказательства личной позиции по данной проблеме и выводы.
  2. Аналитический обзор по историко-педагогической проблеме построен в виде изложения истории изучаемого вопроса и опыта его реализации на современном этапе. Анализ и сопоставление работ должен дать представления студентам об прогрессивных авторских концепциях и видение ее применения на современном этапе.
  3. Критический анализ дискуссии представляет собой глубокое изучение противостоящих точек зрения по какому-либо педагогическому вопросу в различные исторические периоды. Главная его цель - выявить существо полемики. Для этого требуется с историко-педагогических позиций проанализировать теоретические положения, выдвигаемые различными сторонами и сформулировать личностное отношение к выявленному противоречию, а также наметить пути решения данной проблемы.

Критериями качественно выполненной работы являются следующие:

  • правильно оформленная работа - составлен план (с введением, в котором дается обоснование актуальности; теоретической основной частью, в которой раскрывается главное содержание темы; заключением, где представлены выводы и рекомендации), указана библиография, грамотно сделаны ссылки на используемые литературные источники;

109

  • теоретический материал должен опираться на авторские работы, имеющие практические выводы, т.е. следует показать как идеи того или иного педагога послужили дальнейшему развитию педагогических теорий, педагогического опыта, как они послужили развитию современной педагогики.

Тематика рефератов

  1. Усилия русских педагогов-эмигрантов по развитию теории и практики дошкольного образования (В.В. Зеньковский, С.И. Гессен).
  2. Внедрение системы Фребеля в практику дошкольного образования в России во второй половине 19 в.
  3. Гуманистическая направленность педагогической деятельности Е.Н. Водовозовой.
  4. Педагогическая журналистика как источник изучения дошкольного образования в России второй половины 19 в.
  5. Проблема возрастной периодизации в историко-педагогическом наследии.
  6. Роль педагогических съездов в разрешении проблем дошкольного образования в России начала 20 в.
  7. Монтессори-педагогика - педагогика свободы.
  8. Просветительско-педагогические организации России второй половины 19 - начала 20 в. и их роль в становлении и развитии дошкольного образования.
  9. Педагогическая природа понятия "свободы": история и современность.
  10. Дошкольная педагогика России в контексте мирового педагогического процесса 20 в.
  11. Гуманистические идеи Е.И. Тихеевой в области дошкольного образования.
  12. Альтернативные педагогические концепции в России начала 20 в.
  13. Сравнительный анализ деятельности отечественных детских садов в конце 19 - начале 20 в.
  14. Системы дошкольного образования в странах Западной Европы и Америки в 19 в.

110

  1. Сравнительный анализ систем дошкольного образования за рубежом: традиции и перспективы.
  2. Основные типы дошкольных образовательных учреждений в России и странах Западной Европы (сравнительный анализ).
  3. Особенности семейного и домашнего воспитания детей дошкольного возраста в России.
  4. Особенности семейного и домашнего воспитания детей дошкольного возраста в Западной Европе.
  5. Разработка программ дошкольного образования в России: исторические традиции и перспективы.
  6. Проблемы дошкольного образования (одна из проблем по выбору студента) в отечественной педагогической периодике конца 19 - начала 20 в.
  7. Становление национальных систем дошкольного образования в России после 1917 г.
  8. Особенности организации профессиональной подготовки работников сферы дошкольного образования.
  9. Система дошкольного образования в Советской России (1917 - 1940 гг.).
  10. Основные направления развития дошкольной педагогики в постреволюционный период.
  11. Педологические реформы в сфере отечественного дошкольного образования в первой трети 20 в.

Курсовая работа - это итоговая самостоятельная научно-исследовательская работа студента по истории педагогики на III курсе. Целью данного исследования является развитие умений многопланово анализировать историко-педагогические проблемы на основе интеграции ряда наук (педагогики, истории, психологии, культурологии, философии), совершенствование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Также как написание реферата, курсовую работу надо начинать с отбора, изучения и конспектирования историко-педагогической литературы по выбранной теме. Второй этап работы заключается в определении понятийно-категориального аппарата исследования, где студент самостоятельно определяет цель, задачи, актуальность исследования, выбирает методы для написания историко-педагогической работы. На следующем этапе - студенту необходимо оформить теоретическую часть работы, которая заключается в основном в обзоре и анализе историко-педагогических

111

источников по проблеме исследования. В заключительной части работы формулируются выводы, даются конкретные рекомендации по реализации исторического наследия в современных учебно-образовательных учреждениях.

Оформление курсовой работы должно отвечать ряду требований:

  1. Содержание курсовой работы должно быть изложено на 20 машинописных страницах.
  2. Работа должна завершаться самостоятельными, аргументированными выводами и рекомендациями.
  3. Библиография оформляется в алфавитном порядке, при четком указании фамилии, инициалов автора, выходных данных.
  4. Если отдельные выписки приведены в форме цитат, то студент должен указать конкретные данные об источнике и страницу, с которой сделана выписка.

Примерная тематика курсовых работ

Тема 1. Генезис домашнего воспитания в России
как историко-педагогическая проблема

План

  1. Основные этапы становления и развития домашнего воспитания в России.
  2. Социально-экономические и собственно педагогические предпосылки создания в России института гувернерства.
  3. Основные типы домашних воспитателей и учителей в России.
  4. Особенности организации домашнего воспитания и обучения в семьях различных сословий (дворянство, купечество, мещанство, интеллигенция).
  5. Проблема взаимоотношений между домашними наставниками и их воспитанниками (по материалам художественной и мемуарной литературы).
  6. Перспективы возрождения традиций гувернерства в России.

Методические рекомендации

На основе изучения культурологической и исторической литературы необходимо выявить основные традиции домашнего воспитания в России, связанные с особенностями развития отечественной культуры и образования. Анализ рекомендуемой литературы

112

позволяет определить основные группы населения, которые использовались в качестве домашних учителей и наставников. Используя материалы исторических мемуаров и художественную литературу, следует выявить сложившиеся традиции воспитания детей в домашних условиях в семьях дворян, мещан, интеллигенции, обусловленные общими и сословными воспитательно-образовательными идеалами и культурными стереотипами. Анализ отдельных эпизодов художественных произведений отечественных авторов позволит охарактеризовать основные "типажи" педагогов-наставников и стиль их взаимодействия со своими учениками.

Предшествующий анализ создает основу для теоретических рассуждений о возможности использования историко-педагогического опыта по данной проблеме для повышения эффективности семейного и общественного воспитания и образования в их взаимосвязи в современных условиях.

В приложении рекомендуется представить отрывки из культурологической, исторической, мемуарной и художественной литературы, иллюстративный материал и собственный проект программы подготовки гувернеров к работе в домашних условиях в соответствии с современными требованиями.

Рекомендуемая литература:

  1. Барышкин П.А. Москва купеческая. - М., 1991.
  2. Ганичева А. Каким быть домашнему воспитателю-гувернеру? // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9.
  3. Герцен Л.И. Былое и думы // Собр. соч. - М., 1988. - Т. 1-4.
  4. Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей памяти. - М., 1869.
  5. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. - М., 1977.
  6. Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России. - М., 1944.
  7. Мудрость воспитания. - М., 1989.
  8. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. - М., 1995.
  9. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. I половина XIX века. - М., 1975.
  10. Яковкина Н.И. Очерки русской культуры I половины XIX в. - Л., 1989.

Тема 2. Генезис домашнего воспитания в Западной Европе
как историко-педагогическая проблема

План

1. Становление системы домашнего воспитания и обучения в западной цивилизации (характеристика основных исторических эпох).

113

  1. Традиции семейно-домашнего воспитания в странах Западной Европы.
  2. Национальные особенности домашнего воспитания и образования в Западной Европе.
  3. Основные типы домашних наставников.
  4. Характеристика современного состояния системы домашнего воспитания в западноевропейских странах.
  5. Педагогические выводы.

Методические рекомендации

Анализ историко-педагогической литературы по теме позволяет выявить исторические периоды, когда проблема домашнего и семейного воспитания была наиболее актуальна для педагогики. Данный анализ способствует выделению основных тенденций и закономерностей в развитии института гувернерства в различных европейских государствах.

Следует показать место домашнего воспитания в национальных образовательных системах.

Анализ мемуарной и художественной литературы станет основной для выявления общих характеристик различных типов педагогов, гувернеров, наставников. Особое внимание следует обратить на стиль взаимодействия педагогов и их воспитанников; выявить те конструктивные идеи в организации домашнего воспитания, которые можно активно использовать в отечественной образовательной среде в адаптированном виде.

В выводах необходимо показать основные пути и условия переноса зарубежного педагогического опыта в систему образования России.

Рекомендуемая литература:

  1. Антология христианской педагогики в эпоху средневековья. - М., 1995. -Т. 1-2.
  2. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. - М., 1990.
  3. Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. - СПб., 1896-1910. - № 12, 19, 24, 33, 36, 55.
  4. Корф М. Брауншвейгское семейство. - М., 1993.
  5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. - М., 1988.
  6. Педагогические идеи Великой французской революции. - М., 1926.
  7. Платон. Государство // Соч. - М., 1972. - Т. 1 - 3.

114

Тема 3. Воспитание царских наследников как прообраз
института гувернерства в России

План

  1. Генезис воспитания и обучения наследников престола в традициях педагогической культуры Византии.
  2. Внедрение традиций Византийской империи в систему воспитания царских наследников в культуре Киевской и Московской Руси.
  3. Реформирование системы императорского образования в конце 17 - начале 18 в.
  4. Характеристика царских наставников и воспитателей.
  5. Особенности содержания, форм и методов педагогической работы с наследниками царского престола.
  6. Педагогические выводы.

Методические рекомендации

Выполняя работу, студенты должны особое внимание обратить на национальные и культурные традиции семейного, домашнего и общественного воспитания в Византийской империи, которые оказали особое влияние на становление педагогической культуры Древней Руси и Российского государства. Следует проследить генезис требований к наследникам царского престола и соответственно особенностей их обучения. На основе изучения исторической и мемуарной литературы необходимо выявить тенденции развития системы царского воспитания.

Для более глубокого анализа выбранной проблемы должна быть прослежена связь между методикой педагогического взаимодействия отдельных наставников со своими воспитанниками и особенностями политики, которую проводили члены царской семьи во время своего восшествия на престол.

В заключении курсовой работы следует сделать вывод и дать рекомендации по совершенствованию образовательной системы в России с учетом имеющегося историко-педагогического опыта.

Рекомендуемую литературу см. в предыдущей теме.

Тема 4. Педагогические взгляды и просветительская
деятельность декабристов

План

1. Общественно-политическое положение России первой четверти 19 в.

115

  1. Идея декабристов об общественном переустройстве посредством просвещения народа.
  2. Деятельность декабристов в вольных школах и ссылке.
  3. Значение идей и деятельности "дворянских революционеров" для развития педагогической мысли в России в последующие времена.

Методические рекомендации

При определении роли и места просвещения в общественном переустройстве, необходимо учитывать тот момент, что взгляды дворянских революционеров на воспитание формировались в связи с общим развитием их мировоззрения, общественной и политической активности.

В работе следует особое внимание уделить цели - воспитание "сына отечества", прежде всего гражданина и патриота. В период существования тайных обществ декабристы создавали школы для рабочих, солдат и крестьян, применив в них метод взаимного обучения.

Педагогическая, просветительская деятельность многих декабристов продолжалась в ссылке. В заключении необходимо показать значение деятельности дворянских революционеров для развития идей просвещения русского народа.

Рекомендуемая литература:

  1. Базанов В.Т. Владимир Федосеевич Раевский. - М.; Л., 1949.
  2. Барановская М.Ю. Декабрист Николай Бестужев. - М., 1954.
  3. Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. - М.; Л., 1958.
  4. Воспоминания Бестужевых. - М.; Л., 1951.
  5. Гессен С.Я., Коган М.С. Декабрист Лунин и его время. - Л., 1926.
  6. Дружинин Н.М. Декабрист Н. М. Муравьев. - М., 1933.
  7. Завалишин Д.И. Записки декабристов. - СПб., 1906.
  8. Лунин М.С. Сочинения и письма. - Пг., 1923.
  9. Нечкина М.В. Движение декабристов. - М., 1955. - Т. 11.

Тема 5. Великий русский педагог К.Д. Ушинский

План

  1. Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского.
  2. Антропологический принцип, принцип народности в воспитании - основа педагогического мировоззрения К.Д. Ушинского.
  3. К.Д. Ушинский о роли учителя-воспитателя, требования к нему и системе его подготовки.

116

  1. Вклад великого русского педагога в становление и развитие дошкольной педагогики в России во второй половине 19 в.
  2. Развитие идей К.Д. Ушинского в русской педагогике.

Методические рекомендации

Основоположником научной педагогики, реформатором русской школы, женского образования в России является К.Д. У шинский.

В курсовой работе целесообразно дать характеристику социально-политических взглядов педагога, которые определили жизненный путь, педагогическую деятельность и идеи великого русского педагога.

В своей работе студенту необходимо показать гуманистичность педагогики К.Д. Ушинского, раскрыть основные дидактические принципы построения процесса обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Большое внимание стоит уделить личности педагога, его подготовке и роли в воспитании детей дошкольного возраста.

В заключительной части работы покажите значение педагогического учения К.Д. Ушинского в развитии русской педагогики, влияние его идей на педагогическую мысль и практику других народов, а также на современную педагогику и отношение к его творческому наследию на современном этапе.

Рекомендуемая литература:

  1. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974.
  2. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. - М., 1974.
  3. Романовский А.К. Басук И.Я. Жизнь моя во имя будущего. - М. 1974.
  4. Струминский В.Я. Основы и система дидактики К.Д. Ушинского. - М., 1957.
  5. Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах // Избр. пед. соч. - М., 1974. - Т. 2.
  6. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Там же.
  7. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Там же.
  8. Ушинский К.Д. Родное слово // Там же.
  9. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Там же.

117

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.