Общее количество часов на самостоятельную работу - 72, из них:
- закрепление лекционного материала - 14 ч;
- подготовка студентов к семинарским занятиям - 28 ч;
- самостоятельная подготовка к экзамену - 10 ч;
- выполнение творческих заданий - 20 ч.
1. После анализа материалов лекции ответьте на следующие вопросы:
- Для чего необходимо изучать историю педагогики?
- В чем сходство и различия курсов "История образования" и "История педагогики"?
- Каковы межпредметные связи курса "История педагогики" с культурологическими и психолого-педагогическими блоками?
- Какой из указанных подходов к изучению курса "История педагогики" показался Вам наиболее интересным?
1. Подготовьтесь к развернутому ответу на вопросы:
- Какие методы используются для изучения воспитания на ранних стадиях первобытного общества?
- Каковы основные педагогические традиции на этапе первобытнообщинной цивилизации?
20
- Подберите отрывки из художественной литературы, отражающие особенности организации инициации в реликтовых обществах.
1. Ответьте на следующие вопросы:
- Какой вклад в развитие педагогической культуры внесли народы стран Древнего Востока?
- Выделите характерные культурные традиции каждой из Великих цивилизаций Востока?
2. Составьте краткую аннотацию на один из источников по педагогической культуре Древнего Востока.
1. Ответьте на следующие вопросы:
- Каковы источники древнегреческой культуры?
- Каковы общие идеи философов Древней Греции?
- Назовите общекультурные традиции греческих полисов?
2. Составьте библиографию статей из периодических изданий о культуре эпохи Античности.
1. Ответьте на следующие вопросы:
- В чем смысл религиозного идеала Средневековья?
- Каковы характерные особенности схоластического обучения?
2. Подберите материал, иллюстрирующий особенности организации педагогического процесса в средневековых университетах.
- Подберите художественный иллюстративный материал, отражающий идеал человека, а также особенности организации гуманистически-ориентированного обучения в эпоху Возрождения.
- Определите характерные черты гуманизма, присущие культуре эпохи Ренессанса.
- Выявите влияние идей гуманизма на становление педагогических традиций эпохи Нового времени.
1. Составьте список педагогов, ученых и общественных деятелей эпохи Просвещения стран Западной Европы, России, Америки.
21
- Охарактеризуйте просветительские образовательные реформы российских самодержцев конца 17 - начала 18 вв.
- Выявите социокультурные предпосылки развития идей "свободного воспитания" в странах Западной Европы.
- Обоснуйте свой выбор наиболее репрезентативной для 19 в. педагогической теории или системы.
- Подберите иллюстративно-художественный материал об особенностях организации педагогического процесса в различных учебных заведениях 19 в. (на материале отечественных и зарубежных произведений по выбору студента).
- Охарактеризуйте прогрессивные тенденции развития педагогики России, явившиеся следствием проведения образовательных реформ (1804, 1827, 1862 гг.).
- Подготовьте биографию и характеристику педагогической деятельности одного из отечественных педагогов конца 19 - начала 20 века.
- Охарактеризуйте особенности организации педагогического процесса в различных типах детских садов конца 19 - начала 20 века.
1. Представьте в виде таблицы основные направления и течения реформаторской педагогики в соответствии с их геополитическим расположением.
- Выявите основные линии преемственности между историей психологии и историей педагогики.
- Раскройте идею всестороннего развития личности в истории педагогической культуры (отечественной или зарубежной по выбору студента).
- В чем заключаются социально-педагогические основы творчества Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори, М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого.
22
- Представьте историографический анализ идей "гуманной педагогики" (от античности до нашего времени).
- Проблема развивающего обучения в элитарных школах Западной Европы в 19 веке.
- Покажите единство и различия в теории "свободного воспитания", представленной Дж. Локком; Ж.-Ж. Руссо; Л.Н. Толстым; К.Н. Вентцелем.
- Выявите социально-исторические особенности образования женщин в России в разные эпохи.
- Определите основные особенности развития дошкольной педагогики как науки (сравнительный анализ отечественных и зарубежных традиций).
- Покажите характерные особенности генезиса отношения к ребенку и детству на разных исторических этапах.
23