2. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА



2. 1. РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Общее количество часов на самостоятельную работу - 72, из них:

  • закрепление лекционного материала - 14 ч;
  • подготовка студентов к семинарским занятиям - 28 ч;
  • самостоятельная подготовка к экзамену - 10 ч;
  • выполнение творческих заданий - 20 ч.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
МАТЕРИАЛОВ ЛЕКЦИЙ

Тема 1

1. После анализа материалов лекции ответьте на следующие вопросы:

  • Для чего необходимо изучать историю педагогики?
  • В чем сходство и различия курсов "История образования" и "История педагогики"?
  • Каковы межпредметные связи курса "История педагогики" с культурологическими и психолого-педагогическими блоками?
  • Какой из указанных подходов к изучению курса "История педагогики" показался Вам наиболее интересным?

Тема 2

1. Подготовьтесь к развернутому ответу на вопросы:

  • Какие методы используются для изучения воспитания на ранних стадиях первобытного общества?
  • Каковы основные педагогические традиции на этапе первобытнообщинной цивилизации?

20

  • Подберите отрывки из художественной литературы, отражающие особенности организации инициации в реликтовых обществах.

Тема 3

1. Ответьте на следующие вопросы:

  • Какой вклад в развитие педагогической культуры внесли народы стран Древнего Востока?
  • Выделите характерные культурные традиции каждой из Великих цивилизаций Востока?

2. Составьте краткую аннотацию на один из источников по педагогической культуре Древнего Востока.

Тема 4

1. Ответьте на следующие вопросы:

  • Каковы источники древнегреческой культуры?
  • Каковы общие идеи философов Древней Греции?
  • Назовите общекультурные традиции греческих полисов?

2. Составьте библиографию статей из периодических изданий о культуре эпохи Античности.

Тема 5

1. Ответьте на следующие вопросы:

  • В чем смысл религиозного идеала Средневековья?
  • Каковы характерные особенности схоластического обучения?

2. Подберите материал, иллюстрирующий особенности организации педагогического процесса в средневековых университетах.

Тема 6

  1. Подберите художественный иллюстративный материал, отражающий идеал человека, а также особенности организации гуманистически-ориентированного обучения в эпоху Возрождения.
  2. Определите характерные черты гуманизма, присущие культуре эпохи Ренессанса.
  3. Выявите влияние идей гуманизма на становление педагогических традиций эпохи Нового времени.

Тема 7

1. Составьте список педагогов, ученых и общественных деятелей эпохи Просвещения стран Западной Европы, России, Америки.

21

  1. Охарактеризуйте просветительские образовательные реформы российских самодержцев конца 17 - начала 18 вв.
  2. Выявите социокультурные предпосылки развития идей "свободного воспитания" в странах Западной Европы.

Тема 8

  1. Обоснуйте свой выбор наиболее репрезентативной для 19 в. педагогической теории или системы.
  2. Подберите иллюстративно-художественный материал об особенностях организации педагогического процесса в различных учебных заведениях 19 в. (на материале отечественных и зарубежных произведений по выбору студента).
  3. Охарактеризуйте прогрессивные тенденции развития педагогики России, явившиеся следствием проведения образовательных реформ (1804, 1827, 1862 гг.).

Тема 9

  1. Подготовьте биографию и характеристику педагогической деятельности одного из отечественных педагогов конца 19 - начала 20 века.
  2. Охарактеризуйте особенности организации педагогического процесса в различных типах детских садов конца 19 - начала 20 века.

Тема 10

1. Представьте в виде таблицы основные направления и течения реформаторской педагогики в соответствии с их геополитическим расположением.

Проблемные вопросы к курсу:

  • Выявите основные линии преемственности между историей психологии и историей педагогики.
  • Раскройте идею всестороннего развития личности в истории педагогической культуры (отечественной или зарубежной по выбору студента).
  • В чем заключаются социально-педагогические основы творчества Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори, М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого.

22

  • Представьте историографический анализ идей "гуманной педагогики" (от античности до нашего времени).
  • Проблема развивающего обучения в элитарных школах Западной Европы в 19 веке.
  • Покажите единство и различия в теории "свободного воспитания", представленной Дж. Локком; Ж.-Ж. Руссо; Л.Н. Толстым; К.Н. Вентцелем.
  • Выявите социально-исторические особенности образования женщин в России в разные эпохи.
  • Определите основные особенности развития дошкольной педагогики как науки (сравнительный анализ отечественных и зарубежных традиций).
  • Покажите характерные особенности генезиса отношения к ребенку и детству на разных исторических этапах.

23

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.