Учебный курс "История педагогики (общая и дошкольная)" предназначен для студентов бакалавриата педагогических вузов (факультеты дошкольного образования), обучающихся на 4-м и 5-м курсах. Предполагается, что к моменту изучения курса студентами усвоено содержание таких дисциплин, как "Педагогика", "Педагогические теории и системы", "Философия и история образования", "Этнопедагогика" и др. Программа по "Истории педагогики", в свою очередь, становится основой для изучения курса "История педагогических учений", предусмотренного программой обучения в магистратуре.
История педагогики - это фундаментальная гуманитарная дисциплина, которая интегрирует знания студентов из культурологического и педагогического блоков, так как позволяет раскрыть процесс последовательного проникновения человечества в суть воспитательных и образовательных явлений, выявить особенности практической реализации поставленных педагогических проблем, освоить все богатство культурного наследия.
Данный курс, как учебный предмет, играет важную роль в профессиональной подготовке педагогов на ступени бакалавриата, так как:
- расширяет общий культурный кругозор;
- способствует формированию научного мировоззрения;
- формирует готовность к систематическому самообразованию.
Образовательная цель курса: развитие у студентов культуросообразного, гуманистически ориентированного мировоззрения, приобщение к "полифонизму" эволюции существующей системы образования и актуальных педагогических проблем.
5
Освоение курса "История педагогики" позволяет студентам реализовать себя посредством:
- формирования историко-педагогической культуры в логике развития основных компонентов исторического сознания;
- выработки творческого педагогического мышления на основе ознакомления с ведущими педагогическими идеями и концепциями прошлого;
- осознания ценности мирового историко-педагогического опыта с точки зрения его прогностической значимости;
- освоения структурированной информации об основных закономерностях, традициях и тенденциях развития педагогической культуры.
Особенность данного курса состоит в установлении разнообразных и разноуровневых связей истории педагогики в социально-культурной схеме с философией, социологией, культурологией, историей религии, экономическими и политическими учениями и другими подсистемами с учетом их взаимной детерминации.
Организационно-педагогическая цель курса: создание условий для формирования исторического сознания и самосознания студентов как основы личностной рефлексии и осознания себя в триаде "прошлое - настоящее - будущее".
- авторская концепция,
- антропогенез,
- великие и локальные цивилизации,
- всемирный историко-педагогический процесс,
- государственная и частная системы образования,
- гуманистическая и авторитарная педагогика,
- домашнее и семейное воспитание,
- классовое и сословное воспитание,
- культурные типы,
- модель воспитания,
- модель обучения,
- народная педагогика,
- национальная педагогическая культура,
- общественно-педагогическое движение,
- педагогическая парадигма,
- педагогическая система,
- педагогическая теория,
6
- педагогические взгляды и воззрения,
- педагогические новации,
- педагогические реформы,
- педагогические традиции,
- релевантностный подход,
- реформаторская педагогика,
- цивилизационный подход,
- эволюция воспитания.
- хронологический принцип позволяет рассматривать педагогическую культуру как многомерное, развивающееся явление, имеющее сложную структуру и разнообразные формы взаимодействия с обществом, культурой, философией, религией и другими формами социальной жизни;
- принцип историзма предполагает рассмотрение педагогических фактов, явлений, событий в широком контексте конкретного исторического периода;
- принцип ретроспективизма рассматривает прогностическую значимость имеющегося историко-педагогического наследия для решения современных проблем педагогической теории и практики;
- принцип целостности ориентирует на сквозное рассмотрение историко-педагогических проблем в единстве с общими тенденциями развития мировой культуры и человеческой цивилизации в целом;
- принцип вариативности допускает внесение определенной авторской коррекции в представленный курс в соответствии с собственной концептуальной моделью;
- принцип уровневой дифференциации позволяет освоить содержание курса на нескольких уровнях, определяемых активностью и самостоятельностью студентов при выполнении контрольных и индивидуальных творческих заданий.
Содержание учебного курса строится на основе целостного рассмотрения мирового историко-педагогического процесса в русле универсальной эволюции общечеловеческой цивилизации. Предлагаемая программа ориентирована на цивилизационный подход, позволяющий определить как общие тенденции мировой педагогики,
7
так и ее национальные инварианты, детерминируемые особенностями культуры великих (Дальневосточной, Южно-азиатской, Ближневосточной, Западной) и локальных (Мезоамерика, Россия и др.) цивилизаций.
В соответствии с этой концепцией предметом изучения курса является двуединый процесс становления и развития воспитательно-образовательной практики и педагогической мысли человечества в связи с эволюцией всех сторон жизни общества, взятый в его диалектически противоречивом единстве и многообразии культурно-исторических форм с древнейших времен до наших дней. Это позволяет снять искусственное разделение в изучении зарубежной и отечественной, дореволюционной и советской педагогики.
Предлагаемый курс строится на основе общепризнанной периодизации в истории человеческой цивилизации:
- воспитание в первобытном обществе;
- воспитание и педагогическая мысль в древних восточных цивилизациях и античном мире;
- воспитание и педагогическая мысль Средневековья;
- воспитание и педагогическая теория эпохи Возрождения и Нового времени;
- школа и педагогика эпохи Просвещения (19 - первая треть 20 в.).
Одновременно с чтением обзорных и монографических лекций в курсе "Истории педагогики" предполагается проводить семинарские занятия различных видов, ориентированные на развитие активности и самостоятельности студентов при выполнении типовых и творческих занятий по предложенной тематике.
Программа рассчитана на 144 ч и включает:
- 1) лекции - 38 ч,
- 2) семинары - 34 ч,
- 3) самостоятельную исследовательскую работу студентов -72 ч.
На лекционные занятия выносятся наиболее общие теоретические вопросы, которые обеспечивают целостное понимание основных закономерностей развития педагогической культуры, закладывают научные и методологические основы для дальнейшей самостоятельной работы студентов. Семинарские занятия способствуют осмыслению ведущих педагогических идей, теорий, систем, направлений в истории педагогики, формированию аналитических умений на основе сравнительных характеристик различных
8
педагогических концепций и моделей. На семинарах у студентов вырабатывается аргументированная, личностно-рефлексивная позиция в оценке основных особенностей эволюции педагогической культуры.
Предусмотренная программой самостоятельная работа студентов имеет свои особенности, так как ориентируется на различные уровни освоения предлагаемого материала посредством творческой работы. К зачету и экзамену каждый студент выполняет индивидуальные задания по авторскому листу. Авторский лист студента представляет собой своеобразный контракт с преподавателем на выполнение заданий определенной сложности в соответствии с предполагаемой оценкой.
Тема |
Количество часов |
Формы учебной работы |
лекции |
семинары |
1. Введение в технологию изучения курса "История педагогики" |
2 |
- |
2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя |
2 |
- |
3. Становление педагогических традиций в цивилизациях Древнего Востока |
2 |
- |
4. Становление педагогических традиций в Античном мире |
4 |
4 |
5. Развитие педагогических традиций Западной цивилизации и России в эпоху Средневековья |
4 |
2 |
6. Педагогические традиции европейского Ренессанса и эпохи Нового времени |
4 |
4 |
7. Педагогические традиции эпохи Просвещения в Западной Европе и России |
4 |
6 |
8. Развитие педагогической культуры в 19 в. |
4 |
6 |
9. Становление и развитие дошкольной педагогики в 19 в. в странах Западной Европы и России |
8 |
8 |
10. Традиции реформаторской педагогики и теории "нового воспитания" на рубеже 19 - 20 вв. |
4 |
4 |
Итого: |
38 |
34 |
9