8. ОБЩЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Благодаря восприятию человек создает свои представления о внешнем мире, в котором живет. Разнообразные сложные ощущения складываются в целостные картинки восприятия, хранятся в памяти, оттуда при первой необходимости извлекаются, дополняются благодаря воображению недостающими деталями. И все это при участии "короля" познавательных процессов - мышления, которому "верно служат" три процесса - обобщение, опущение, искажение. Это три фильтра, которые человек вместе с особенностями восприятия использует, создавая свои уникальные представления о мире. Сами по себе эти три операции весьма полезны, хотя и несут в себе не только позитивный, но и негативный аспект.

37

Обобщение - это процесс, в котором отдельные части, свойства или качества предмета (явления или человека) "отрываются" от своего "носителя" и воспринимаются как целостная его характеристика. Так, однажды нагрубивший ребенок превращается в глазах некоторых взрослых в "грубияна"; увидев девочку из "трудной" семьи в обществе старших подростков, "осторожные" взрослые подумают, что и она пойдет по стопам родителей; а иной сотрудник, переступая порог кабинета директора, побледнеет и почувствует сердцебиение лишь потому, что директор - это всегда "начальник", от которого "хорошего не жди".

Способность к обобщению играет в наших взаимоотношениях важную роль. Так, дотронувшись до горячей плиты или утюга однажды, мы на всю жизнь обретаем опыт осторожности в обращении с раскаленными предметами. Но, спасая нас от повторения ошибок, обобщение одновременно и ограничивает наши возможности. Так, усвоив в детстве правило: "Не выражай открыто своих чувств", -мы несем эту установку через всю жизнь, обрекая себя на одиночество, переживание чувства ненужности, никчемности и т. п.

Суть сказанного в том, что верных на все случаи жизни обобщений не существует, одно и то же правило, в зависимости от контекста, может быть полезным или, напротив, вредным.

Второй механизм, который одинаково помогает нам и справляться с жизненными ситуациями, и заведомо обрекать себя на поражение, - это опущение.

Опущение - это процесс, позволяющий нам обращать внимание на одни аспекты реальности и не замечать других. Именно благодаря этому механизму мы можем: разговаривать в переполненной комнате с другом, не замечая окружающих; видеть в любимом лишь положительные качества; не замечать маленьких успехов "плохого" ученика или, наоборот, просчетов отличника и т.д.

С помощью этого же процесса ребенок, воспитывающийся в неблагополучной семье, где, кроме окриков и угроз, он ничего не слышит, убежден, что знаки внимания существуют только в такой грубой форме, и, не замечая позитивной заботы учителя о себе, "выпрашивает" излюбленные знаки "признания", вынуждая учителя повышать на него голос, критиковать, наказывать, потому что без них жизнь просто теряет смысл.

Опущение уменьшает внутренний мир человека, ограничивает его возможности и, несмотря на свою иногда позитивную роль, зачастую служит источником боли и непонимания в людских отношениях.

Третий процесс, участвующий в создании наших внутренних представлений об окружающем мире, - искажение.

Искажение - это процесс, позволяющий определенным образом смещать восприятие чувственных данных. Все великие произведения литературы и искусства, революционные научные открытия появились благодаря тому, что их авторы обладали способностью

38

представлять реальный мир смещенным, искаженным образом. Так, человек, привыкший больше к критике и контролю, посчитает похвалу неискренним комплиментом. Хотя многие из нас, наоборот, настолько привыкли к внешней оценке, что при ее отсутствии считают, что их недооценивают, и обижаются, жалуются коллегам, что их не замечают, завидуют тому, кого похвалили, выделили. Отсутствие похвалы они принимают за негативную оценку, искажая, таким образом, реальное отношение к ним начальства, принимая нейтральное отношение за осуждение, а обыкновенную загруженность директора нескончаемыми заботами - за равнодушие к его персоне. Как же все происходит?

На работу мышления непрерывно действуют наши чувства. Любое ощущение испытывает на себе влияние не только логических процессов мышления, но и эмоций, благодаря которым знание человека о реальности - это отнюдь не сама реальность в чистом виде, а лишь представление о ней- - измененное, искаженное, приукрашенное, преувеличенное или, наоборот, приуменьшенное и т.д. и т. п. в зависимости от индивидуальных особенностей человека и его эмоционального состояния. Логика и эмоции "обрабатывают" все ощущения. С их помощью человек строит свой собственный внутренний мир, который, отличаясь от реальности, в некоторых точках так близко с ней соприкасается, что мы, по сути дела, переходим из одной реальности в другую, из собственного внутреннего мира в мир внешний. И так постоянно и непрерывно, по кругу, бесконечно. Неудивительно, что скоро мы не только перестаем замечать, где реальность, а где наше представление о ней, но и вообще забываем о том, что наш внутренний мир - это еще не все, что есть "другие миры" - люди, имеющие свои взгляды, уникальные представления, особенности, ценности и т. п. А ведь не только психологам, но и каждому из нас известно, что в мире нет и двух людей, опыт которых полностью совпадал.

Механизмы обобщения, опущения и искажения прежде всего проявляются в интерпретациях или изначальных предположениях, которые человек строит, вступая в общение. Ведь обычно мы размышляем о том, что может означать то или иное поведение собеседника, сказанное слово, интонация или жест.

Интерпретации, включенные в вербальные и невербальные послания, обычно являются источниками непонимания, и мы ими часто "грешим", не чувствуя при этом, что, полагаясь на свои собственные критерии, удаляемся от фактов.

Например, в одной "бардовской" песне есть такие слова:

А я-то думал: вы - счастливая,
Когда одна на склоне дня
Вы шли - такая горделивая
И не заметили меня...

39

Здесь автор по-своему интерпретирует невербальное поведение женщины: походку с высоко поднятой головой и отведением взгляда в сторону он посчитал за "гордость" и "счастье", а позже понял, что в своих думах ошибся.

Для того чтобы подробно проиллюстрировать действие обобщения, опущения и искажения, возьмем известный пример, который цитирует П. Вацлавек в книге "Как стать несчастным без посторонней помощи". В одном из эпизодов речь идет о матери, которая подарила два галстука своему сыну: красный и голубой. На следующий день утром юноша надевает голубой галстук, и его мать с горечью замечает: "Теперь я вижу, что ты не любишь красный цвет!"

В этой истории реально существуют два персонажа: мать и сын -и два галстука: красный и голубой.

Интерпретации матери (которые отчасти содержатся в тоне голоса, позе и жестах, сопровождающих утверждение: "Я вижу, ты не любишь красный цвет!") состоят в следующем: "Сын не любит красных галстуков"; "Он не осмелился сказать мне об этом"; "Но я, хорошая, внимательная мать, об этом догадалась".

Интерпретации сына: "Она подарила галстуки, чтобы заставить меня носить их"; "Она знает, что я не люблю галстуки, но буду их носить, поскольку это подарок"; "Поскольку я хочу быть хорошим сыном, я надену какой-нибудь из них".

Конечно, напрямую в этой истории не говорится ничего подобного, и мы можем дать любые другие интерпретации.

Именно благодаря интерпретациям мы можем рассуждать о скрытых намерениях писателя, поэта и любого политического деятеля или кого-то из наших близких. Интуиция придает нам уверенности и позволяет занять какую-то позицию, а иногда заводит и в тупик. И тогда мы не находим связи между тем, что человек выразил, и своими собственными интерпретациями.

Именно поэтому необходимо научиться распознавать интерпретации. Как это сделать?

Первый и самый простой способ - увидеть то, о чем говорят. В тот момент, когда произносится фраза, попытайтесь представить ее содержание на мысленном экране. Ясная картинка - это то, что действительно было сказано. А то, что проявляется не так явно, относится, скорее, к нашим интерпретациям.

Например, пусть кто-то произнесет: "Люблю я кошек, они красивы и ведут себя с достоинством!" Мы можем без особого труда представить кошку - красивую, знакомую, какую угодно. А вот слова "люблю" и "они ведут себя с достоинством" трудно "увидеть". Любые картинки, иллюстрирующие эти действия, будут главным образом плодом нашего воображения, т.е. интерпретацией.

Распознавая интерпретации, обратите особое внимание на язык тела: тон голоса, жесты, выражение лица. Сконцентрируйтесь и

40

объедините все невербальные сигналы, сопровождающие высказывание. Однако не спешите их интерпретировать. Ведь один и тот же невербальный сигнал может иметь разное значение для вас и вашего собеседника. Так, улыбка подчиненного может быть просто защитной реакцией, особенно в тот момент, когда начальник недоволен. Руководитель же может принять улыбку за нежелание "внимать поучениям" или даже как насмешку или издевательство.

Чтобы избежать негативного действия механизмов обобщения, опущения и искажения, всегда полезно отделить реальные факты от воображаемых интерпретаций.

Без интерпретаций практически невозможно обойтись. Они неизбежны и, безусловно, искажают взаимопонимание в общении. Именно поэтому особенно важно осознать, что они существуют и оказывают свое не всегда благоприятное влияние на результаты коммуникации. Кроме того, полезно знать, каким образом возникает интерпретация и какие критерии человек использует, искажая смысл высказывания собеседника.

Итак, общение - это процесс, в котором ведущую роль играют восприятие, память и мышление. Каждый человек, создавая свое собственное представление о мире, отбирает только необходимую информацию, опуская то, что неважно, вредно или незначимо. Три универсальные особенности мышления - обобщение, опущение и искажение - участвуют в этом.

Образы, звуки, чувства, которые составляют внутренний мир каждого из нас, имеют свои названия, закодированные в словах. Ведь пытаясь понять друг друга, мы говорим. Однако в словах наши образы восприятия обобщаются, что-то опускается, стирается, что-то искажается. В силу этого возникает возможность несовпадений: мы говорим о том, чего хотим, а понять нас могут по-другому, так как слова неоднозначны по смыслу. Произнося слово, мы можем иметь в виду одно, а человек, который нас слушает, пытается понять и помочь, - совсем другое. Иногда для того, чтобы понять другого (а вместе с тем и себя самого), надо просто "увидеть мир его глазами", "расслышать мелодию его души" или "почувствовать ее движения". Чтобы чувствовать себя уверенно в общении с другими, необходимо научиться распознавать субъективный опыт собеседника, его загадочную "карту мира". Этот термин мы обсудим подробно в двенадцатой главе.

41

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru