Уроки рефлексии

Урок 1. Безмолвный язык эмоций

Задача урока: научиться распознавать эмоциональные состояния по типичным невербальным реакциям, которые неизменно сопровождают любую форму межличностного контакта в общении.

Человек, компетентный в общении, знает, что внутренние мысли и эмоции говорят языком тела, языком внешних изменений: каждому "душевному движению" соответствует особое внешнее движение тела; они всегда в паре у одного и того же человека. Это могут быть позы тела, покачивания, подергивания, перенос тяжести тела, наклон головы, движения плеч, жестикуляция.

321

Обычно нас не учат замечать эти изменения. И поэтому мы не реагируем на внешние сигналы партнера, если они недостаточно сильны и выразительны. К тому же мы можем неправильно интерпретировать некоторые явные изменения: сжатые челюсти, вспышки краски на лице, скрещенные руки. И за всем этим можем не заметить более тонких изменений. Бессознательные видимые реакции очень ценны, так как они не подвластны сознательному контролю человека и потому содержат истинную и неискаженную информацию.

Анализ невербальных реакций (своих собственных и другого человека) - безошибочное средство диагностики продуктивности стиля общения. Здесь может оказаться полезным специально разработанный для этих целей классификационный список невербальных признаков: удовольствия, интереса, недовольства, непринятия, страха, стыда, вины, гнева.

Признаками продуктивного стиля общения выступают удовольствие и интерес.

Главным средством выражения удовольствия, восхищения и общего состояния жизнерадостного благополучия является улыбка. При этом уголки рта отодвигаются назад и приподнимаются. Изгиб губ зависит от интенсивности удовольствия. Он невелик, когда улыбка выражает теплоту. Глаза при этом мягко светятся. Интенсивность улыбки усиливается, если человек слегка приоткрывает рот, обнажая верхние зубы, взгляд сужается, веки частично прикрывают глаза. Высшую степень удовольствия и безусловного восхищения выражает широкая улыбка: губы полностью раскрыты, обнажая верхние и нижние зубы. Все лицо и тело при этом расслаблено. В сочетании с контактом глаз и слегка прищуренным взглядом это самый яркий знак удовольствия.

Когда человек доволен собой, находится в дружелюбной обстановке и смеется, он может даже выдвинуть нижнюю губу и показать язык или широко раскрыть рот и покачать языком.

В состоянии удовольствия человек может напевать или насвистывать какую-либо мелодию. Удовольствие, испытываемое в тот момент, когда человек находит то, что искал, или вспоминает то, что забыл, или, наконец, решает проблему, мучавшую его, может быть выражено щелчком пальцев (обычно среднего и большого).

Удовольствие выражают и ладони, оживленно потирающие друг друга.

Наконец, крайнюю степень удовольствия выражает так называемое игровое лицо - расслабленное, радостное, смеющееся, рот широко открыт, но зубы прикрыты губами. Голова при этом чуть отклонена назад, шея расслаблена. Такие лица бывают у детей и подростков в игровой дружеской потасовке.

Самый типичный набор жестов, выражающих интерес или заинтересованность: тело, голова и ноги направлены в сторону

322

собеседника, слегка наклонены вперед, человек при этом может улыбаться и кивать головой в знак согласия.

Голова, склоненная набок, - типичный знак интереса к партнеру.

Рука, лежащая на щеке, но не поддерживающая при этом голову, выражает позитивную заинтересованность.

Ноги указывают на людей, с которыми хочется общаться. Перекрещенные ноги в направлении кого-либо означают заинтересованность в этом лице. Копирование невербальных сигналов - знак взаимного признания, симпатии, заинтересованности.

Важными составляющими подавляющей и избега-тельной стратегий контакта являются эмоциональные состояния недовольства и непринятия (отрицания), а также эмоции страха, стыда, обиды и гнева.

Жесты недовольства обычно сопровождаются опущенной головой и отворачиванием. Типичные реакции недовольства: напряжения в лице, спине, плечах, глаза в землю, лицо в сторону. Другие, более мягкие, типичные знаки: суженный взгляд или взгляд сбоку; нахмуренные (опущенные и сходящиеся в центре) брови; крепко сжатые рот, губы, челюсти; вялый взгляд; озабоченная гримаса, губы, готовые при этом испустить вздох "О-о-о"; усмешка половиной рта. О недовольстве сообщают: пальцы, барабанящие по столу; жест "боль в шее".

Невербальные знаки непринятия или отрицания выражают негативное отношение к человеку. Отклонение тела назад, скрещенные руки и ноги, наклон головы вперед, взгляд исподлобья - типичный набор жестов непринятия. Очень откровенная поза отрицания - отворачивание. В зависимости от ситуации и интенсивности эмоций все тело, верхняя его часть или только голова, или, наоборот, лишь ноги или ступни, направленные в сторону от собеседника, часто по направлению к выходу, выражают намерение закончить разговор и уйти. При этом закрытые глаза, сжатые губы или искривленное лицо усиливают выражение протеста. Все эти жесты отвержения означают нежелание смотреть, прикасаться, слушать собеседника.

Непринятие и негативность может выражать только ступня, резко или слегка приподнятая над поверхностью пола либо нервно постукивающая по полу.

Крепко сжатые руки тоже выражают непринятие разной интенсивности. У этого жеста три основные позиции: руки сжаты непосредственно перед лицом и опираются на локти, образуя пирамиду; лежат на столе или на коленях; опущены. Чем выше человек держит сжатые руки, тем более он негативен.

Потирая ухо, человек выражает нежелание слушать то, что говорят. Этот жест является утонченной версией детского - "закрыть ладошками уши", означающего отказ слушать упреки родителей. Другие варианты: легкое почесывание ушной раковины, погружение

323

кончика пальца в ухо, подергивание мочки или перегибание ушной раковины.

Когда человеку не нравится то, что было сказано, но он стесняется выразить свое несогласие открыто, он попытается убрать невидимую нитку или пушинку с одежды.

Специфический жест несогласия - пожимание плечами. При этом движение одного плеча вверх и назад может выражать желание воспрепятствовать тому, что происходит. Однако жест плечами неоднозначен. В зависимости от ситуации он может означать непринятие, уклонение, намерение избавиться от чего-либо раздражающего или, наоборот, пассивность, беспомощность, отсутствие всякого намерения сопротивляться, а иногда просто сопровождает высказывание: "Это не моя вина".

Менее типичны, но довольно выразительны и другие жесты: полуприкрытые глаза, создающие ощущение взгляда сверху; взгляд снизу при напряженно склоненной голове ("набычившись"), который выражает не только недовольство, но и скрытую готовность к борьбе; взгляд, направленный в бесконечность, "сквозь глаза" партнера, подчеркивающий неуважение.

Непринятие можно распознать и в улыбке. Иногда человек улыбается, потому что "должен" или этого требуют обстоятельства. Тогда уголки рта раздвигаются несколько искусственно, а губы тесно сомкнуты и оттого кажутся тоньше. Такая улыбка может скрывать насмешку или злорадство, если лицо, для улыбающегося не очень приятное, попало в затруднительную ситуацию.

Грубые, невежливые знаки непринятия: плевок, высунутый язык, свист, зевок, закрывание ноздрей пальцами.

Плевок - это знак отвращения, неуважения, презрения, однако для подростков это одновременно и знак мужественности.

Высунутый язык может означать презрение и насмешку. При этом язык лежит расслаблено на нижней губе, как лопата, или напряжен и высовывается, как копье. Сопровождаемый шумным звуком "Бе-е-е", этот жест выражает несогласие сделать то, что предлагают или требуют.

Свист (или мурлыкание мелодии) - дерзкий знак, выражающий открытое неповиновение, игнорирование, оскорбление.

Зевок означает, что речь собеседника скучна и неинтересна.

Закрывая ноздри пальцами, человек выражает презрение, неуважение, подчеркивая, что тот, кому адресован этот жест, - мерзкий тип, близость с ним неприятна, недопустима.

Обычно подавляющая и избегательная стратегии контакта сопровождаются интенсивным переживанием негативных эмоций:

    страха, который побуждает к подавлению и избеганию;
    вины, сопровождающей модель осуждения;
    раздражения - распространенной формы гнева;
    обиды, которая обычно идет в паре с виной;
    стыда.

324

Негативные эмоции выступают силой, "запускающей" непродуктивные формы контакта. Научиться распознавать их по невербальным знакам - верный путь к их осознанию и первый шаг к освобождению.

Страх обычно выражают следующие невербальные знаки:

    вытянутая вперед или втянутая в плечи голова;
    отклонение верхней части тела и головы назад, "стягивание себя" - попытка стать меньше, втянуть голову, согнуться, уйти в себя, сжаться;
    горизонтальные складки на лбу, иногда - одновременно вертикальные и горизонтальные, переходящие друг в друга "складки нужды";
    расширение зрачка, широко открытые глаза;
    резкое повторяющееся усиленное и неравномерное мигание; взгляд сбоку при широко раскрытых глазах; слишком быстрые, торопливые движения глаз;
    побеление кожи; прямой указательный палец касается края губ; слишком быстрый, поспешный, торопливый и нервный темп движений;
    слабая мелодия речи, одинаковая высота тона.

Стыд можно прочесть по следующим невербальным сигналам:

    высоко поднятые или согнутые вперед плечи и слегка сгорбленная спина, втянутый в себя подбородок и подтянутые к себе части тела;
    жалкий вид: тесно стоящие ноги, лежащие рядом руки и направленный в пол взгляд;
    верхняя часть тела подпирается руками, опирающимися на что-то внизу;
    пустой взгляд, уставленный при этом в какую-то определенную точку;
    моргание, нетвердый или уклоняющийся взгляд; неуверенная или робкая улыбка;
    покраснение;
    одна или обе руки в карманах; движение руки, закрывающее лицо или его часть;
    закрытая посадка, посадка в готовности вскочить;
    неясное, расплывчатое произношение.

Вина - это обычно:

    "собачий" взгляд снизу вверх;
    уклоняющийся взгляд;
    опускание глаз во время разговора.

Гнев обычно сопровождается следующими выразительными знаками:

    сильное напряжение;
    взгляд направлен в бесконечность "сквозь" глаза партнера; взгляд снизу при склоненной
    голове;

325

    подчеркнуто прямой, твердый взгляд;
    раздувание крыльев носа;
    подчеркнуто закрытый или сжатый рот;
    сжатые напряженные челюсти, выдвинутый вперед подбородок;
    покраснение;
    вертикальные складки на лбу;
    оскаливание зубов;
    стискивание челюстей;
    руки резко и напряженно засовываются в карманы с последующей напряженностью в плечевом поясе, кисти рук сжимаются в кулаки;
    неуместно сильные и монотонные движения, повышение громкости голоса.

Реакции гнева обычно подавляются и скрываются человеком. Но о тщательно скрываемой, подавляющей угрозе может сообщить даже улыбка. При этом нижние зубы обнажены больше верхних, взгляд долгий и жесткий, глаза широко открыты, брови опущены и образуют одну горизонтальную линию. В более остром случае нижняя челюсть выдвигается вперед, поза напряжена, тело наклоняется к предполагаемой жертве.

При использовании классификационного списка невербальных признаков необходимо учитывать: язык глаз, мимики и жестов, тона, ритма, громкости голоса отличается в разных культурах, и даже разные группы вкладывают неодинаковое содержание в одни и те же жесты; каждый человек имеет свои собственные паттерны.

И все же полученная в ходе наблюдения информация о характерных невербальных знаках позволяет вполне достоверно судить о продуктивности или непродуктивности стиля общения. Научившись понимать язык тела и определять непродуктивность стиля общения у других, вы можете затем обратить внимание и на себя. Здесь полезными окажутся видеокамера, нечаянный взгляд в зеркало, а также внимание к тому, что в тот или иной момент вашей жизни говорят вам ваши собственные руки и ноги, выражение лица или поза тела, тон или ритм голоса. Будьте внимательны, и вы многое узнаете о себе, а узнав, найдете иные, более конструктивные пути общения.

Упражнение "Наблюдательность"1

Чтобы сформировать у себя навыки наблюдательности, необходимо освоить три главных шага.

Осваивая первый шаг - обучаясь фиксации изменений в поведении человека, необходимо помнить основное правило: остановиться, посмотреть, послушать, включить свою интуицию, но не спешить с истолкованием.

326

Второй шаг - различение повторяющихся моментов в поведении человека. Посмотрите внимательно на тех, кто нервничает. Одни переминаются с ноги на ногу, настораживают слух, бледнеют. Другие стремительно расхаживают по комнате, сжимают кулаки, покусывают губы. Такие повторяющиеся специфические изменения в позе тела, движениях головы, рук, ног, в мускулах и окраске лица, в ритме дыхания, темпе и тембре голоса и называют паттернами.

Как научиться различать различные паттерны? Представьте себе, что вы собираете альбом с фотоснимками человека, за которым наблюдаете. Необходимо сделать несколько "моментальных снимков" и быстренько отправить их в память. Когда вы наберете достаточное количество мысленных фотографий, можно начать отбирать среди них паттерны: повторяющиеся моменты и изменения.

Третий шаг - узнавание определенного состояния человека по его невербальным сигналам, установление связи между внешним паттерном поведения человека и его внутренним состоянием. Когда у вас наберется достаточное количество "мысленных фотографий", можно потихоньку начинать увязывать определенные фотографии паттернов со словами, которые были сказаны в эти минуты. Можно оговорить значение паттерна, спросив, например, ребенка: "Ты нервничал, когда сказал: "Не надо сахару, спасибо"?" А про себя вы можете добавить: "И у тебя были бледные пятна на лице, ты прислушивался к чему-то".

Если вы научитесь различать эти бессловесные знаки (т.е. обретете, как сказали бы психологи, сенсорную остроту), вы узнаете ответ на свой вопрос раньше, чем услышите его от ребенка. И когда вам удастся угадать пять ответов, можно считать: что вы сделали первый шаг в умении "слышать без слов". А затем учитесь давать названия вашим мысленным фотографиям ("волнение", "нетерпение", "раздражение" и т.п.).

Но тут мы можем угодить в опасную западню: начнем трактовать изменения во внешнем поведении собеседника, исходя из своего собственного опыта. А ведь одна и та же внешняя реакция может иметь совершенно разное значение у разных людей! Вы не можете знать, что означает то или иное изменение, пока не изучите вашего партнера и не свяжете тот или этот паттерн с определенным внутренним состоянием, таким, как гнев или восхищение, любопытство или нетерпение.

Когда вы станете компетентными в фиксации изменений, различении паттернов и "чтении" поз тела, начните замечать и интерпретировать более тонкие изменения: в окраске кожи, в тонусе мышц, нижней губы, в дыхании.

Сравните цвет кожи щек и лба. Где больше розового? Сравните треугольник в уголках глаз с полукружьями под глазами. Скоро вы начнете замечать, что лицо окрашено неодинаково. На лице видны оттенки и точки серого, зеленого, желтого и лавандового цветов. Приглядитесь: какому внутреннему состоянию человека соответствует тот или иной цвет кожи лица? Обучаясь фиксации изменений в мускулах лица, помните, что это эмоциональное напряжение и расслабление отражаются в мелких

327

мускулах. Эти изменения особенно заметны во внешних уголках глаз, вокруг рта и в линии челюсти. Обратите внимание: нос иногда становится "острее". Когда? Что это значит? Глубина складки между глазами или выше на лбу может тоже означать внутренние изменения.

Чтобы научиться фиксировать изменения в нижней губе, полезно посмотреть на лицо партнера по общению и собрать хорошую "коллекцию фотографий". Нижнюю губу трудно, почти невозможно контролировать сознательно. Собирая "фотографии", вы получите сигналы прямо из подсознания своего собеседника. Различая паттерны, обратите внимание на повторения, различия, сходства и явные изменения в размере, форме губ, движениях, подрагиваниях, жесткости, цвете, влажности и припухлости.

Научиться фиксировать изменения в дыхании труднее, но и это возможно. Если вы не можете уловить движения дыхания, необходимо обратить внимание на верхнюю линию плеч, которая поднимается и опускается. Обратите внимание на то, что люди дышат верхней или средней частью груди, животом у линии талии и брюшной полостью.

Различая паттерны, заметьте, что человек может дышать быстро, средне, медленно, с паузами и с разным ритмом. Изменения дыхания при общении соответствуют физиологическим изменениям. Изменения в дыхании у людей различны; но один факт характерен для всех людей: смена ритма дыхания означает, что в человеке "что-то происходит".

Урок 2. Лики отчуждения и конфликта

Задача этого урока - научиться узнавать в себе и других разнообразные проявления внутреннего закрепощения личности, которые приводят к отчуждению и конфликтам, лишают взаимоотношения доверия, открытости, теплоты.

Упражнение "В картинной галерее"

Представьте себе, что вы - в картинной галерее, в зале, где собрано множество удивительных портретов. Вот первый портрет. Внизу название: Заботящийся. Перед вами человек, который смысл всей своей жизни видел в заботе о других. В его осанке - натянутость, жесткость, за которыми скрываются стеснительность, скованность, действительная или мнимая неполноценность. Взгляд напряженно устремлен вперед и как бы говорит о готовности к интенсивной отдаче, напряженном внимании. Этот человек сидит, но как? Плотно сомкнув ноги и ступни в готовности в любой момент вскочить. Прижатые к телу руки компенсируют скрываемое чувство слабости и смущения. Улыбка и та неуверенная, робкая.

Этот человек считает себя способным бескорыстно, безусловно любить. Он специально приобрел профессию, связанную с оказанием помощи людям. Мы не знаем, какую - сиделки, няни, работника дома престарелых, врача, медсестры, работника социальной службы, терапевта. Да это и неважно. В любом случае его самоотверженность порой такова, что никто не в состоянии ответить той же мерой. Такое поведение

328

подпитывается бессознательными фантазиями: "Я должен отдать всего себя, и мне когда-нибудь воздастся по заслугам, это должно обязательно произойти". И если этого не происходит, наступает день, когда им овладевает возмущение и обида на тех, кому так бескорыстно отдавал себя.

Такой человек всегда находит тех, кому плохо и требуется помощь. Он все делает для других; но при этом не позволяет другим что-либо делать для него - ставя тем самым этих других в зависимость от себя.

Вглядитесь внимательно в этот портрет. Нет ли в нем знакомых черт? Не создается ли у вас ощущения, что вы смотрите не на портрет, а в зеркало? Конечно, в целом это не вы, но... А впрочем, давайте перейдем к следующему портрету.

Вот он. Называется Прячущийся. В напряженной осанке, плечах, спине, жестком наклоне головы - острая нервная настороженность. Увидев этого человека в движении, мы были бы поражены твердой порывистой походкой. Склонность именно к такой ходульной, неестественной походке, к торопливым, угловатым, неритмичным движениям - примитивной реакции защиты - угадывается даже сейчас, когда этот человек сидит. Обостренность чувств сквозит во всем: в скрещенных, плотно переплетенных ногах, судорожно сжимающих друг друга руках, побелевших от напряжения пальцах, в жестких складках на лбу, сжатом рте, "каменных" скулах. Особенно выразительны широко раскрытые глаза: они глядят на нас как бы сбоку, но при этом полны страха и желания спрятаться.

Самосознание этого человека насквозь переполнено долгом. У него обязательства перед всем светом; вероятно, поэтому он изо всех сил старается быть незаметным. На работе стремится не "высовываться"; а поэтому выполняет все добросовестно "от сих и до сих", не нарываясь ни на хулу, ни на похвалу. В облике, в позе словно бы проступает склонность спрятаться. Иногда эта склонность может проявляться в желании замаскировать свое лицо волосами, очками, большим количеством грима. Такие люди избегают контактов, которые грозят сильными эмоциями.

А теперь на минутку вообразите, что это не портрет, а зеркало. Узнаете ли вы себя?.. Нет, ни одной схожей черточки. Что ж, пойдем дальше...

Вот совсем другой персонаж. Внизу название: Сильный. Он и в самом деле (на первый взгляд...) кажется сильным: расправленные плечи, выпяченная грудь, запрокинутая голова - вся поза как бы заявляет о желании предстать сильным и одновременно дать это заметить окружающим. Но за внешней натянутостью, жесткостью безуспешно прячутся чувствительность, агрессивная импульсивность и вспыльчивость, стремление самоутвердиться. Та же потребность в самоутверждении, демонстративность - в широко расставленных ногах, упирающихся в бедра руках.

Портрет очень выразителен: чуть-чуть фантазии, и он оживает. Наш герой смотрит на нас сверху вниз; оценивающий, прямой, прищуренный взгляд пронзает нас холодом и надменностью, остро вырезанный,

329

сжатый рот подчеркивает решимость и холодность. Промелькнувшая кривая улыбка-усмешка выдает внутреннюю противоречивость, склонность к отрицанию и обесцениванию... Хорош! Но он не желает, чтобы его рассматривали; как будто чувствует, что за деланным превосходством и высокомерием мы прочитаем тщательно скрываемую душевную надреснутость и подавление чувства неполноценности. Да, этот человек только демонстрирует силу, пряча внутреннее напряжение, переполняющее его тело и душу. У него нет другого выхода, он привык держать себя в руках и даже считает это своим достоинством, как, впрочем, и то, что он - человек долга. Роль сильного парня побуждает его "замораживать" боль и другие сильные чувства волевыми усилиями либо с помощью алкоголя, наркотиков, и т.п. Некоторые используют в качестве изоляционной подушки пищу. Еда может успокоить или уменьшить боль, но такое поведение, сходное с употреблением наркотиков, не решает проблем, а чаще создает новые.

Это, конечно же, не ваш портрет... Хотя многие мужчины и даже женщины несут на себе крест "сильного парня", которого ничто не может вывести из себя. Гастрит, язва желудка, гипертония, инфаркт - их любимые болезни. А впрочем, давайте перейдем к другому портрету.

Этот - под названием Инертный. Вялая осанка, склоненная голова выдают недостаток воли, твердости, самоконтроля. Поза такова, словно человек желает одного - чтобы его оставили в покое. Широко расставленные ноги, расслабленные руки, пальцы, вяло барабанящие по столу, - во всем незатронутость, незаинтересованность. В полуприкрытых глазах -душевная инертность, отсутствие интереса к миру... А вместе с тем нечто в выражении лица, в улыбке выдает наивную самовлюбленность и тщеславие... Если случится чудо и он встанет, то уйдет он от нас вразвалку, мягко покачиваясь. Мы услышим шарканье, увидим широкие округлые движения, а за ними - стремление приспособиться к миру и все ту же леность, пассивность.

Этот человек не обременен тяжкой ношей долга. Он давным-давно отказался от этого чувства, убедившись в том, что все усилия тщетны: хорошим все равно не будешь. Гораздо проще сделать вид, что стараешься. А чтобы не уличили в пассивности, всегда можно, например, сказать: "У меня так болит голова - будьте ко мне снисходительны..."

Самое удивительное, что головная (или любая другая) боль не выдумка, а реальность. Жизнь научила: когда заболеешь, это вызывает у окружающих, вечно чего-то от тебя ждущих и требующих, раскаяние и сожаление. Боль помогает получить награду: снисхождение, заботу, помощь. И требования, связанные с чувством долга, отступают.

И в этом портрете вы не узнали себя? Увидели только черты некоторых своих знакомых, не правда ли?

У нас остался последний портрет, с грустным названием: Безжизненный. Человек на холсте застыл в нерешительной позе, весь изогнутый, изломанный. Голова безнадежно свисает на грудь; впалая грудь почти не дышит, плечи согнуты под мучительной ношей, называемой жизнью.330

330

Левая рука беспомощно теребит край одежды, правая вяло свисает вдоль тела. Во всей позе - раздвоенность, отсутствие уверенности, замешательство, робость, как у не выучившего урок ученика, идущего к строгому учителю. В глазах - пустота, а на самом дне - стыд и стеснение. Лицо поражает своей горечью. Беспомощность и в опущенных уголках рта, и в страдальческой складке... Больно смотреть на такого человека...

Он и сам, вероятно, думает: "Я не могу больше этого выносить, единственное, что может мне помочь, - это смерть". Он ощущает себя беспомощным, подавленным, он всего боится. Реальность тяжела; и он хочет умереть сам (уверен, что не достоин жить...) или мечтает о смерти своих обидчиков. Стремление к самоубийству - следствие чрезмерного контроля в жизни, т.е. все того же гипертрофированного до крайности чувства долга (которому просто невозможно соответствовать). Не в силах быть все время в неоплатном долгу, сгибаясь под невыносимой тяжестью непосильных обязанностей и требований, которые снова и снова предъявляет жизнь, человек начинает постоянно посещать кладбище, смотрит мрачные кинофильмы, читает о болезнях и смерти, причиняет себе физическую боль и повреждения или разрабатывает планы самоубийства. И если мы встречаемся с такими несчастными, не уходить нам надо, а попросить рассказать об этих мыслях, чувствах и поведении! Набраться терпения и выслушать или посоветовать найти профессиональную помощь психолога или психиатра немедленно - это альтернатива трагическому исходу.

На всех этих портретах - личности, чей стиль общения непродуктивен: как будто потеряно равновесие напряженности и расслабленности. Заботящийся, Прячущийся, Сильный крайне напряжены, а Инертный и Безжизненный чрезмерно расслаблены. Нервно-психический дисбаланс - главная причина их слабости (а именно слабость побуждает личность стараться занять позицию "над людьми" - именно с этого и начинается авторитарность). Истинной силой и здоровьем обладает тот, чьи процессы напряжения и расслабления находятся в гармонии, а любые воздействия окружающей среды, даже стрессовые, вызывают выносимое нервно-психическое напряжение: человек без лишней суеты решает возникшие проблемы; устает, но, отдохнув, полностью восстанавливает свои силы.

Дисбаланс напряжения и расслабления проявляется прежде всего подсознательно - в позах, жестах, мимике, интонациях голоса. Осознание и понимание этих "несловесных" знаков общения помогают людям в их стремлении к внутренней гармонии и продуктивному общению.

Если вы узнали себя или своего клиента в каком-то из этих портретов, не приходите в отчаяние. Может быть, вы уже задавали себе мысленно вопросы: "Что же делать? Выберусь ли я когда-нибудь из этого? Если то, что есть, не годится, то какой образ может служить идеалом?" Стать хозяином своей судьбы может каждый, кто имеет

331

реальное представление о себе и ясное видение, каким он хочет стать в будущем. А путь к этим реальным представлениям и прокладывает нам рефлексия.

В данный момент нас интересует невербальное проявление продуктивного стиля общения. Как распознать ту самую трудноуловимую гармонию напряжения и расслабленности? Что ж, перед вами еще один портрет.

В непринужденной осанке, опущенных плечах, свободно поднятой голове - отражение уверенности в себе, открытости миру, интерес к жизни. Мы видим, что человек держится легко и просто; во всей его позе - внутренняя сила и уравновешенность. С ним приятно разговаривать, встречая в открытом спокойном взгляде и искренней улыбке интерес, внимание, признание, готовность к общению.

Уметь так держаться - уже наполовину обеспечить себе успех в общении. Но все дело в том, что раскрепостить тело можно, лишь освободив душу...

Урок 3. В тупике проблем

Задача урока - осознание тупиков и проблем, связанных с непродуктивным стилем общения.

Начнем с исповеди одного молодого человека. Назовем его Антон.

"Почему мне так плохо? Почему мне все время не везет? Я не хочу так жить! Мне кажется, я постепенно отмираю. Я замечаю, что уже очень давно не смеялся по-настоящему, легко и громко. Я, конечно, смеюсь. Причем часто. Но этот смех хуже слез. Я сам себе кажусь каким-то маленьким, ниже других и хуже всех. Такое ощущение, хотя это не так: я довольно рослый, метр семьдесят пять. Я не знаю, в чем причина и как избавиться от этого. Но я хочу снова научиться смеяться.

Как я хочу наслаждаться жизнью, собой самим! Как я хочу ходить, расправив плечи, прислушиваться, принюхиваться к окружающему миру, ощущать свое собственное тело. Не хочу я ходить согбенным под тяжестью этой великой грусти. Я до того измотался, что уже не нахожу покоя. Я устал жить. Я боюсь людей. Они все хотят меня обидеть. Только и ждут случая, чтобы унизить, задеть или хотя бы ущипнуть. Я знаю это. Я их боюсь! Нет, я их просто ненавижу! Сволочи! Все сволочи! Я не хочу никого видеть. Не хочу! Как бы мне хотелось умереть... Но сам я не могу. Я знаю, я сам - дурак, кретин. Я сам - сволочь. У меня ничего не получается, я ничего не умею. За что же меня любить? Почему я как будто стыжусь людей, чувствую себя неловко? Такое чувство, что я каждому задолжал по сто рублей. Это они во всем виноваты. И я тоже! И я во всем виноват...

Как я устал. Я не хочу жить. Сегодня напьюсь. Нет, тогда мне придется пить каждый день... Я любые деньги отдам, чтобы избавиться от самого себя, такого мрачного, безрадостного..."

332

Вы знаете, вероятно, как охотятся на волков. Достаточно охотникам окружить этих сильных и умных животных флажками, и их судьба предопределена. Веревка и флажки - казалось бы, мелочь; но волк в ловушке. Человек умнее; и поэтому, вероятно, способен создавать ловушки для самого себя.

Давайте на примере Антона разберемся в сущности его внутреннего тупика. На вопрос рассказать о своем детстве Антон недоуменно пожимает плечами: "А что у меня было в детстве? Ничего особенного. Меня любили, жалели, ни за что не наказывали". Действительно, родители не наказывали Антона за ошибки, проказы, промахи. Если он совершал что-то недозволенное нечаянно или из детской шалости, папа говорил ему: "Не бойся, я никому не скажу!" Мама вела себя в подобной ситуации так же: "Об этой нашей тайне никто не узнает". Но маленький Антон мучительно переживал случившееся и нес в себе этот тяжкий груз вины и тайны вокруг нее. Страх нашептывал ему: "Все равно все обо всем узнают", до краев наполнял его душу и комом застревал в горле, не позволяя свободно дышать. Может быть, поэтому он рос ребенком слабым и болезненным...

Еще Антон вспоминал, что родители часто ссорились, а он чувствовал себя неловко: "Мне казалось, что они из-за меня ссорятся, и я виноват в этом".

"Бабушка всегда ругала папу за то, что он много ест. А я ел всегда всякие необычные вещи, все самое вкусное. И я всегда чувствовал себя неловко. Я не любил, когда кто-то видел, как я ем, особенно папа, мне было стыдно".

Чувства страха, стыда, вины часто побуждают человека "не быть", "не жить". Неспроста в народе родились и живут выражения: "умереть со страха", "провалиться сквозь землю от стыда". Страх, стыд, чувство вины - самые главные источники отрицательного образа Я. Тому, кто пережил сильное эмоциональное потрясение однажды, трудно поверить, что он хороший, достойный любви, уважения, внимания. Так было и у Антона. Отсюда и его тенденции к уходу из жизни - через алкоголь, наркотики, попытки повеситься, болезни... Страх и агрессия, стыд и гнев, обида и вина-эти "чудовища" нападают на человека, опутывают его по рукам и ногам и уносят силы. В одиночестве или в тесном сговоре они выстраивают преграду и пропускают в сознание только негативные, "дурные" мысли.

Непродуктивный стиль взаимодействия - это удел эмоционально закрепощенной личности. Чтобы определить, коснулось ли меня такое закрепощение, построил ли я "ловушку для самого себя", проанализируем свои внутренние трудности и проблемы, возникающие при взаимодействии с другими людьми. Здесь мы лишь перечислим эти трудности и проблемы, поскольку их анализ уже был приведен в главе, посвященной технологии идеального общения Ч. и Дж. Тойч:

333

    трудности с самовыражением, сокрытие своих истинных чувств и желаний;
    трудности с самоуважением;
    трудности с достижениями;
    трудности с друзьями и любимыми;
    трудности с интимными отношениями.

Научившись "узнавать в лицо" признаки непродуктивного стиля взаимодействия: подавляющую и избегательную стратегию контакта; напряженность и интенсивные проявления страха, вины, обиды, стыда, раздражения; отчуждение во взаимоотношениях; затяжные конфликты; ощущение тупика, невозможности изменить ситуацию, осознаем теперь, что приводит нас к столь тягостным симптомам.

Урок 4. Внутренний конфликт

Задача урока - научиться осознавать внутренний конфликт между желанием быть самим собой, открыто выразить свои чувства и желания и стремлением соответствовать одобряемому авторитетами образу жизни, идеям, эталонам.

Мы уже знаем: основными причинами непродуктивности стиля взаимодействия выступают:

    - идентификация личности с неконструктивными, эмоционально насыщенными социальными установками семьи и других референтных для человека групп;
    - отчуждение во взаимоотношениях, формирующее негативное представление о себе и других.

Известно нам и то, что основной предпосылкой непродуктивности стиля взаимодействия выступает противоречивая природа личности. Противостояние неповторимой сущности человека и его общественного существования, единичного и всеобщего выступает источником внутреннего конфликта личности между стремлением отстоять свою собственную сущность и стремлением соответствовать или противостоять требованиям и нормам социума.

Травмирующее состояние внутреннего конфликта обусловлено внутренними и внешними факторами. К внутренним можно отнести социальные установки; к внешним - формирующие их отношения.

До сравнительно недавнего времени конфликт было принято считать негативным явлением в системе человеческих взаимоотношений. Однако в последнее время в исследованиях наметилась новая тенденция. Конфликтное состояние системы межличностных отношений связывается с некоторой возможностью личностного развития и познания людьми друг друга. При этом разводятся понятия когнитивного и межличностного конфликтов. Подчеркивается: когнитивный конфликт, выполняющий позитивную функцию в группе, генерируя мыслительные процессы, превращается в межличностный конфликт в тех случаях, когда человек не способен

334

осознать и аргументировать путь принятия решения, критерии выбора и еще когда он ощущает угрозу своей самооценке.

Последнее положение позволяет утверждать: негативное представление о самом себе выступает достаточным основанием для экстраполяции внутреннего конфликта в пространство межличностного взаимодействия.

При этом решающую роль играет самосознание, включающее в себя, согласно В.С. Мухиной, пять основных звеньев: осознание своего имени и физического облика; притязание на признание, чувство половой принадлежности (половая идентификация); психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); социальное пространство личности (права и обязанности).

Центральным звеном в структуре самосознания выступает притязание на признание. Нереализованная потребность в признании затрудняет продуктивное взаимодействие личности в группе, побуждая человека занимать позицию "выше" или "ниже" партнера, обусловливая, таким образом, один из основных критериев непродуктивности стиля взаимодействия1.

Согласно Б.Ф. Поршневу, выбору человека "предшествует не только наличие двух объективных возможностей... в форме представлений, понятий или идей"; "вся тайна выбора состоит в том, что ему предшествует сосуществование в субъекте обоих исключающих друг друга тенденций"2. Считая функцию выбора основой личности, Б.Ф. Поршнев утверждает, что всякому новому выбору предшествует состояние "дипластии" - "одновременности, единства двух психических элементов" - состояние, подобное равновесию, побуждающее личность к раздвоению. Это состояние в легкой, кратковременной форме, свойственное каждому нормальному человеку, "психологически проявляется во внутреннем диалоге, во внутреннем разладе", который при переходе в действие "поневоле превращается в антагонизм"3.

Разрушение дипластии, согласно Б.Ф. Поршневу, происходит посредством выбора: одна из возможностей отвергается, подавляется, а другая, высвобождаясь, становится предпочитаемой. Выбор, таким образом, осуществляется посредством отрицания "плохого" и предпочтения "хорошего". Следуя этой логике, можно предположить: взаимодействуя с другими, человек с негативным представлением о себе самом сделает выбор в пользу другого человека,

335

подавляя свои собственные потребности. И наоборот, человек с негативными представлениями о других совершит выбор в свою пользу, отвергая нужды партнера. Негативные представления о себе и о других людях провоцируют, на наш взгляд, затяжной внутренний конфликт, который дезорганизует всю систему взаимодействий человека с другими людьми.

Итак, конфликт между стремлением человека быть самим собой, отстоять свою позицию и необходимостью или стремлением быть "социальной единицей", соответствовать требованиям и нормам социума свойственен каждому человеку. Эти две тенденции всегда присутствуют в личностной мотивации и определяют выбор, который совершает личность, взаимодействуя с другими.

Осознание указанного конфликта обнаруживает и снижает негативные проявления сопутствующих ему внутренних процессов: сомнения и неуверенности в себе, неспособности отстоять свое мнение и оказывать влияние на других; переживаний грусти, тоски, интенсивной тревоги, страха, боли, гнева. Таким образом, предотвратить переход от нормального конфликтного существования к болезненному конфликтному сосуществованию поможет рефлексия. Обратимся снова к ее урокам.

Упражнение "Анализ внутреннего конфликта"

Чтобы обнаружить внутренний конфликт, задайте себе вопросы: Как я согласую свою жизнь с другими? и Что я хочу изменить в своем общении с людьми? Запишите ответы, а затем проанализируйте их, например, вот так.

1. "Как дать себе большую автономию? Не так быстро входить в положение другого человека? Я угождаю другим людям, отказываясь от себя, и они этим пользуются". (Татьяна С., педагог, 44 года.)

Мы видим, что закрепощенность, от которой стремится избавиться Татьяна, проявляется в ее постоянном стремлении пойти навстречу другому человеку, войти в его положение, угодить. Татьяна невольно дает разрешение другим людям вторгаться в ее личностное пространство и отвергать ее собственные насущные потребности. Характер ее стиля взаимодействия с людьми выражен в высказывании: "На меня наезжают" (модель отвержения избегательной стратегии контакта).

2. "Я несвободна. В мои отношения с людьми все время врываются какие-то схемы. Я чувствую, что все, что я делаю, не согласуется с моими чувствами. Я ни в чем себя не могу отпустить. Мне говорят: "Надо так!" Я послушаю, сделаю, хотя хочется сделать все назло. Но в последнее время назрел кошмарный бунт. До того стало тошно быть хорошей девочкой!" (Маша Г., студентка, 20 лет.)

Здесь мы видим, что ощущение внутреннего конфликта сопряжено со склонностью беспрекословно подчиняться авторитетному "надо". При этом гипертрофия долга сочетается с гипертрофированной потребностью в признании.

336

3. "У меня нет компании, где бы я чувствовала себя своей. Нет места, куда бы я могла пойти и отдохнуть душой. В жизни я плыву по течению, зависима от обстоятельств. В принципе у меня хорошие отношения с людьми, но я иногда чувствую, что я никому не нужна. Хочется большего. Хочется доказать самой себе, что я действительно что-то из себя представляю. Но получается, что я ничего не довожу до конца. Теряюсь, когда человек эффектнее, сильнее меня. Нет ни сил, ни желания бороться. Ухожу и теряю все, потому что не хочу цепляться. Иногда я бываю, как "зомби": не могу думать, говорить, ощущаю состояние полной пустоты. Боюсь дня, а не ночи, так как ночью не видно людей..." (Инна Т., учительница, 28 лет.)

В этом отрывке констатируются: наличие отчуждения во взаимоотношениях с людьми ("нет компании, где бы я чувствовала себя своей"), признаки эмоциональной закрепощенности ("Иногда я бываю, как "зомби": не могу думать, говорить, ощущаю состояние полной пустоты"; "плыву по течению, зависима от обстоятельств"). Индикатором внутреннего конфликта является слово "в принципе" и союз "но" в предложении: "В принципе у меня хорошие отношения с людьми, но я иногда чувствую, что я никому не нужна". Высказывания: "Хочется доказать самой себе, что я действительно что-то из себя представляю" и "Теряюсь, когда человек эффектнее, сильнее меня" - свидетельствуют о депривации потребности в признании, сопряженной с переживанием страха ("боюсь дня, а не ночи, так как ночью не видно людей"), побуждающего клиентку к неконструктивным моделям прерывания ("я ничего не довожу до конца"), ухода ("ухожу и теряю все"; "не хочу цепляться").

Проанализированные случаи иллюстрируют наличие внутреннего конфликта, проявляющегося в крайних формах идентификации - обособления: отказе от своих истинных желаний, стремлении идти на поводу у авторитетов, избегать доверительного контакта с людьми, использовать подавляющие и избегательные модели взаимодействия.

А теперь задайте себе самому вопросы: "Как я согласую свою жизнь с другими?" и "Что я хочу изменить в своем общении с людьми?" - и задумайтесь о склонности к конфликтам или к переживанию негативных эмоций.

Для того чтобы научиться узнавать внутренний конфликт "в лицо", полезно знать его невербальные признаки. Тело не умеет лгать. Оно выдает все неосознанные тайны человека. Научиться понимать знаки бессловесной мысли - умение, доступное каждому человеку. Маленькие дети отлично понимают друг друга без слов, а взрослым, подзабывшим значение безмолвных знаков тела, достаточно немного потренироваться, чтобы восстановить утраченные навыки.

Упражнение "Невербальные знаки конфликта"

Сигналами внутреннего конфликта могут быть: подавленная или смущенная улыбка, покашливания, покачивания тела из стороны в сторону.

Внутренние противоречия могут повергнуть человека в крайнюю степень утомления или печали, и он сядет, облокотившись на стол локтями, в

337

отчаянии зажав голову ладонями. Отчаяние часто смешивается с гневом, и человек колотит себя кулаком по голове, бедру, сжимает пальцы рук.

Еще одно характерное невербальное действие - похрустывание суставами пальцев. Подобное щелканье не просто дурная привычка или дань моде. Человек при этом переживает острые противоречивые чувства (например, агрессию и вину), часто вытесненные глубоко в подсознание. Налицо лишь факт, что подавляющие чувства обращаются против себя самого.

Типично женский знак внутреннего конфликта - игра с кольцом или с сумочкой. Женщина крутит колечко на пальце, передвигая его сверху вниз и обратно, снимает с одного пальца, надевает на другой - и так до бесконечности. Все эти действия ослабляют напряжение и помогают найти выход из противоречивой ситуации. Той же цели служат беспрестанное открывание и закрывание сумочки, особенно если она с застежкой или молнией.

Сопутствующими состояниями внутреннего конфликта являются: сомнение, беспокойство, беспомощность.

Сомнение можно прочитать по особой улыбке. Так, если уголки рта лишь слегка приподнимаются, улыбка несмело вспыхивает и быстро гаснет - это сигнал неуверенности и колебаний. В другом варианте неопределенность, смешанную с удивлением, выдают: нижняя губа, обнимающая нижние зубы улыбающегося, неподвижные мускулы вокруг глаз и слегка приподнятые брови. Наконец, улыбка сомневающегося может быть кривой, когда один уголок рта приподнят, а другой опущен.

Другие выразительные знаки сомнения: рука, касающаяся или легко потирающая нос, либо прикрывающая его рукой; пальцы, подергивающие кончик уха; указательный палец, прижатый к губам или касающийся глаз, рта, подбородка; медленное стирающее движение по лбу; массирующие друг друга пальцы рук.

Беспокойство, вызванное внутренним конфликтом, сопровождается мышечным напряжением, которое сковывает все тело. Движения при этом торопливые, угловатые, неритмичные. Стоя, человек приподнимается и опускается на носках, сидя слегка раскачивается. Голова при этом втянута в плечи, иногда чуть вытянута вперед, словно предчувствуя опасность. Лицо напряжено, рот сжат.

Когда обеспокоенный человек разговаривает, он отводит взгляд, рассматривая кончики пальцев, носки туфель, одежду, окружающие предметы. Некоторые очень часто моргают, особенно когда рассказывают о значимых ситуациях, когда чувство тревоги усиливается.

Руки при этом тоже достаточно выразительны. Они буквально не находят себе места: касаются лица, шеи, волос (при этом характерны поглаживающие или расчесывающие движения). Поглаживания, потирания лба, век, подбородка помогают успокоиться и сообщают тому, кто рядом, о потребности в защите, ласке, прикосновении.

Сигналы особо интенсивной напряженности: покусывание суставов пальцев, ногтей, накручивание волос на палец. Если руки не касаются

338

тела, они заняты чем-то другим: играют часами, карандашом, теребят край одежды, пуговицу и т.п.

О крайней степени беспокойства говорят крепко сжимающие, иногда тискающие или пощипывающие друг друга руки, пальцы, часто переплетенные, а порой даже побелевшие от напряжения.

Иногда руки переплетены на груди, ладони при этом сжимают плечевые суставы или спрятаны в карманы. Руки могут быть заведены за спину, одна при этом с силой сжимает другую за запястье, предплечье или плечо.

Ноги скрещены, сжаты, переплетены или цепляются за ножку стула. Одна нога или обе носком или пяткой отбивают такт напряженной мелодии, звучащей внутри.

Речь обеспокоенного человека прерывиста, неритмична, слишком тихая или слишком громкая. Покашливания, паузы - тоже знаки внутреннего напряжения.

Беспомощность выражает крайнюю степень конфликта. Беспомощный человек похож на спущенный воздушный шарик: все черты лица - уголки глаз, губ и даже щеки - как будто устремлены вниз. Расслабленная вялая осанка, ниспадающие вперед плечи, сутулая спина, шаркающая "провисающая" походка дополняют картину беспомощности.

Полуприкрытые "занавешенные" глаза, носогубные "складки нужды", неопределенное пожимание плечами, неравномерный ритм речи, неясное произношение - все это сигналы беспомощности: человек устал от борьбы (часто внутренней) и "опустил руки".

Урок 5. Тайная власть установок

Задача урока - научиться осознавать связь проблем, возникающих в общении, с неконструктивными социальными установками.

Мы уже знаем: главным источником непродуктивности стиля взаимодействия выступают неконструктивные эмоционально насыщенные социальные установки, с которыми человек идентифицируется по большей части неосознанно - в семье, школе, в общении со значимыми людьми. Вспомним главные социальные установки, блокирующие способность человека к продуктивному общению:

    1 - обесценивание самого себя, проявляющееся в неуверенности, недовольстве собой, самоуничижении;
    2 - недоверие людям и миру в целом, проявляющееся во враждебности, склонности "бороться за справедливость", желании скрыть от окружающих свои истинные чувства;
    3 - "обреченность на одиночество", выражающееся в эмоциональной разъединенности с близкими, отстранении, ощущении собственной ненужности, заброшенности;
    4 - позиция "жертвы", переживаемая как бесправие, зависимость от обстоятельств, безысходность, обреченность на бедность;

339

    - обесценивание других людей, проявляющееся в склонности к соперничеству, к борьбе "Я хуже - они лучше" или "Я лучше - они хуже".

Сейчас мы можем научиться осознавать, какие именно социальные установки мешают нам в общении.

Упражнение "Ассоциативное осознание проблем"

Закройте глаза, расслабьтесь и спросите себя: "Что я чувствую, когда общаюсь с людьми?" Подождите в течение 5-7 минут, прислушайтесь к ответу: что вы увидите, почувствуете или услышите? Пусть ответ придет в виде визуального, кинестетического или аудиального образа: какой-то картинки, ощущений в теле или голоса, фразы, мысли. Затем запишите возникшие ассоциации и проанализируйте их. Например, вот так:

1. "Иду по замку. Захожу в комнату, висит паутина, я ее отодвигаю, а там сокровища. Возникло ощущение, что я это уже где-то видела. Что я уже здесь ходила, когда-то давно. Сначала было хорошо, а потом стало грустно. Постепенно неприятные чувства усиливались. Наконец стало очень плохо: тревога, страх, напряжение... Дальше я ходила как бы по лабиринту, хотела найти путь - основу всех проблем. Все проявления - разные, но как бы грани одного. И я обнаружила, что я не могу понять, хорошая я или плохая. Кажется, что я недостаточно хороша для чего-то... Я поняла, что я боюсь мужчин. Знаю, что мужчины хорошие, а проблема во мне. Может быть, я недостаточно хороша для этого человека и поэтому выбираю кого похуже, т.е. то, что мне не надо. Я не могу общаться с человеком на равных, с теми, кого считаю лучше меня... Потом возникло слово, как будто написанное на плакате: "Помощь!" Я увидела окно, из которого лился желтый свет. Я шагнула туда в свет и пошла по дороге. Но появилось чувство, что я опять чего-то не увидела или пропустила, не заметила. Хотелось узнать, что там дальше, но образ пропал..." (Аня П., педагог, 25 лет.)

В этом примере мы видим, что Аня интуитивно догадывается, что какие-то скрытые силы в ней присутствуют, и поэтому хочет получить к ним доступ. Возникшая ассоциация помогает девушке сфокусироваться на самой болезненной для нее установке - неравноценности себя и других людей, ощущении неполноценности в отношениях с мужчинами и желании найти выход из этого лабиринта.

2. "Состояние напряжения, неуютности. Образ большого черного шара, липкого, неприятного, я к нему прикасаюсь и не могу отделаться. Вокруг все здорово, а я не могу оторваться, но я хочу это сделать... Хочу стать уверенной в себе, хочу найти силы не бояться сказать человеку то, что мне не нравится. Хочу стать спокойной в общении и не чувствовать себя ненужной. Хочу стать более смелой и чаще идти на риск - не упускать своих возможностей. Хочу научиться искать в людях не отрицательные стороны, а наоборот. Хочу воспринимать себя нормально: не критиковать и не сравнивать себя с другими: хуже -лучше. Я - это я. Если у меня что-то получается, это моя заслуга, а не случайность. Делать то, что нравится, а не то, что хотят другие. Иметь силу отстаивать свою точку зрения". (Инна Т., учительница, 28 лет.)

340

В этой ассоциации проявляется зависимость Инны от каких-то сильных, властных авторитетов. Дальнейшие комментарии показывают, что эта зависимость сопряжена с ощущением ненужности, собственной неполноценности, неконструктивной критикой в адрес других и состоянием заблокированности личностных ресурсов.

3. "Солнечное затмение, ощущение фатальности происходящего. Желание изменить, вырваться из этого. Но я не знаю, причем здесь это, почему мне плохо, не знаю, что болит. Хочется уйти от всех, остаться одной. Мутно..." (Лариса В., психолог, 31 год.)

В этой ассоциации - стремление к отчуждению и желание предотвратить, приостановить этот процесс.

Конечно, нам обычно кажется, что все это не про нас. И не случайно: социальные установки не осознаются человеком, действуют тайно. Ассоциации помогают "вытащить на свет" неосознанные императивы. В них, как в сновидениях, мы можем услышать язык нашего подсознания. А распознав скрытые силы, освободиться от их закрепощающего влияния. Убедитесь в этом сами: вернитесь к своей собственной ассоциации и беспристрастно проанализируйте ее. Найдите проявления своих неконструктивных социальных установок. Будьте честными с самими собой.

Неконструктивные социальные установки и отчуждение в отношениях имеют долгую историю. Давление со стороны правительства пережили наши прародители, жившие в условиях царского режима, бабушки и дедушки, пережившие революцию и гражданскую войну, родители, испытавшие массовые репрессии и гонения после фашистского плена. Сами мы испытывали давление в семьях и привыкли общаться с людьми с этой же "давящей" позиции.

Вместе с подавлением в нашем обществе живет и отвержение: супруги покидают друг друга, изменяют, не любят; родители отвергают детей, нуждающихся в любви и понимании; учителя в авторитарной школе отвергают неуспешных учеников и пр. И весь этот запутанный клубок болезненных противоречивых взаимоотношений, замешанных на любви и боли, преданности и предательстве, живет в человеке, по большей части неосознанно, и передается из поколения в поколение.

Человек, который ведет себя непродуктивным образом, продолжает делиться своим отчуждением с другими, повторяя несчастливую историю своих взаимоотношений, передавая своим детям склонность к конфликтам - в семье, на работе, всюду...

Проиллюстрируем, как в обстановке отчуждения и недоверия складывается устойчивая, характерная для нашего народа избегательная стратегия контакта, построенная на тенденции замкнуться в своем собственном пространстве, уйти, убежать.

История России: татаро-монгольское иго, крепостное право, царский режим, сталинские репрессии, война, коммунистические

341

догмы - все это столетиями оказывало особое давление на русского человека и формировало неконструктивные социальные установки и склонность к отчуждению во взаимоотношениях, сплавляя ее с эмоциями страха, вины, стыда, обиды.

Упражнение "Анализ истории жизни"

Инна Васильевна (педагог, 43 года) обратилась к психологу с просьбой помочь наладить контакт с дочерью Машей.

16-летняя Маша испытывает самые неприятные чувства. Девушке кажется, что мама испортила ей всю жизнь, разрушила все планы, заглушила всю инициативу, стараясь подчинить ее своей собственной морали, устаревшим эталонам. "Меня раздражает само ее присутствие", -сказала Маша.

Итак, в семье Инны Васильевны взаимоотношения - с мужем Андреем Юрьевичем и дочерью Машей - построены на отчуждении. И оно имеет свою историю.

Мать Инны Васильевны - Нина Ивановна отвергала Инну, когда та была девочкой, и своего мужа Василия Тимофеевича. Инна Васильевна рассказывает: "У нас не было контакта с мамой; не было взаимопонимания и у мамы с папой".

Инна Васильевна, таким образом, унаследовала от своей матери склонность к отчуждению с дочерью. Неслучайно поэтому эмоциональная разъединенность живет в ее отношениях с дочерью. Примечательно, что Маша, как и ее мама, гораздо лучше относится к своему отцу. Сравните: Инна Васильевна: "Нити контакта у меня были с папой, он вселял в меня надежду, нравственность, духовность"; Маша: "Папа гораздо умнее мамы, может войти в ситуацию; он мне ближе, я его принимаю, у нас больше общего".

Отчуждение, эмоциональная разъединенность и давление живут в этой семье давно. Бабушка Инны Васильевны - Татьяна была сильной, властной женщиной, командовала в семье, плохо обращалась не только со старшей в семье - Ниной (матерью Инны Васильевны), но и с другими дочерьми. Среднюю - Елену выгнала в 17-летнем возрасте из дома, а младшую - Галину "зверски била" за незначительную провинность.

У Нины (точно так же, как у Инны, а затем у Маши) не было контакта с мамой, но было взаимопонимание с отцом - Иваном. И этот факт снова подтверждает уже известное: Инна Васильевна и ее дочь Маша унаследовали склонность к отчуждению, эмоциональной разъединенности с матерью.

Примечательно, что отец Инны Васильевны дополняет семейную модель взаимного отвержения. Его разъединенность с женой уходит корнями в его собственную семью. В возрасте двух лет Василий остался без матери и воспитывался мачехой. Семейная модель эмоциональной разъединенности усиливается социальным опытом недоверия и отчуждения. В период сталинских репрессий (в 1936 г.) родители Василия были выселены из своего родного города в Караганду. Василий родился в

342

поезде, вскоре умерла его мать. В поисках эмоционального тепла мальчик общался с шахтерами, которые учили "сына полка" понемногу "чему-нибудь и как-нибудь". В 17 лет, гонимый мачехой, Василий ушел из дома к чужим людям. Примечательно, что его дочь Инна Васильевна повторяет эту модель незащищенности и бездомности: всякий раз, когда ее муж приходит домой в нетрезвом состоянии, она ожидает от него самого страшного, а поэтому хватает дочку и бежит из дома куда глаза глядят. Сегодня, когда дочь выросла и протестует против маминых побегов, это стало одной из главных причин семейных конфликтов.

В момент обращения к психологу ни Инна Васильевна, ни ее муж Андрей Юрьевич, ни их дочь Маша не понимали, что их семейные неурядицы обусловлены отчуждением. Доставшиеся им по наследству модели отвержения, эмоциональной разъединенности и ухода "гонят" жену из дома, мужа - в алкоголь, а дочь - в состояние раздражения ко всем и вся.

А теперь проанализируйте свою собственную историю жизни. Выделите негативные социальные установки, характерные для вашей собственной семьи, семьи родителей и прародителей. Определите соответствующие им негативные эмоции. Выясните, какой опыт сформировал ту или иную неконструктивную установку, какие эмоции при этом были самыми интенсивными: страха, стыда, вины или гнева.

Урок 6. "Обесцененное Я"

Задача урока - осознать необходимость отношения к личности как к ценности и еще раз разглядеть деструктивную, отчуждающую сущность обесцененного отношения к себе и другим.

Всматриваясь в лица педагогов, воспитывающих детей, так часто (увы...) за маской благополучия видишь людей усталых, безрадостных, отчаявшихся. И если удается прикоснуться к душе, чувствуешь: для себя такой человек еще чернее и холоднее, чем для других. Он не умеет найти согласие и лад не только с детьми, но и с самим собой. Потому что за его плечами - все тот же опыт окриков, угроз, наказаний. Первый разрушительный удар принимает на себя самосознание.

Представление человека о самом себе и отношение к самому себе - краеугольный камень его успеха во взаимодействии с другими. Причина нелюбви и агрессивного отношения многих учителей (да и многих родителей) к детям - в нелюбви и "плохом отношении" к самим себе.

Давайте проведем небольшой эксперимент. Возьмите лист бумаги и карандаш. Задумайтесь на минуту о себе и назовите три качества, за которые вы можете считать себя человеком, достойным любви и восхищения. Для многих из нас это задание окажется трудным: мы не привыкли думать о своих достоинствах; кажется, что и

343

не знаем их. Более того, некоторым может показаться нескромным думать (а тем более писать) о своих хороших качествах. Нас много лет учили: "Не хвали себя сам, пусть другой похвалит тебя". И тем не менее найдите в себе три таких качества. Это могут быть как внешние (красивый голос, глаза, волосы, стройная фигура), так и душевные качества (доброта, искренность, умение выслушать). А теперь попробуйте проделать следующее. Закройте глаза и повторите про себя 5-7 раз: "Я люблю себя за то, что у меня красивый голос" (или за то, что у меня стройная фигура, или за то, что я добрый, - в зависимости от того, что вы записали в своем листочке под номером один). Не стесняйтесь, повторите: "Я люблю себя за то, что у меня..." - и прислушайтесь: что вы почувствуете? Согласие? Радость? Ощущение полета? Несогласие? Протест? Двойственные чувства? Грусть? Тоску? Уныние? Повторите то же самое со вторым качеством: "Я люблю себя за то, что у меня красивые глаза". Прислушайтесь к своим эмоциям. А теперь то же самое с третьим качеством. Какие ощущения преобладают? Если вы переживаете эмоции радости, счастья, самоуважения - я поздравляю вас! С вами все в порядке: вы относитесь к себе с любовью и уважением, считаете себя человеком ценным, достойным любви - и в этом ваша сила. Если же вы переживаете двойственные чувства или еще хуже - негативные эмоции тоски, несогласия и подавленности, то я вам сочувствую: вы не любите и не цените себя. И это очень грустно... Потому что человек, который плохо относится к себе, не может любить и уважать других. Его взаимоотношения полны либо внешних, либо внутренних конфликтов. Он может бурно негодовать на всех и вся, может "носить все в себе" - но в любом случае чувствует себя человеком безнадежно несчастным.

Эксперимент, который вы только что проделали, проводился со многими - учителями, родителями, воспитателями. Результаты удручают: из семидесяти человек, принимавших в нем участие, единицы обладают позитивным отношением к себе. Но вот что примечательно: эти единицы - как раз те воспитатели и учителя, в которых дети души не чают!

Большинство же людей испытывают двойственные чувства: согласия и несогласия, чуть заметной радости и ярко выраженной тревоги. И именно у взрослых "командного" стиля руководства отрицательные переживания преобладают. Они - эти вроде бы строгие, властные, уверенные в своей силе люди - плохо относятся к себе, не ценят себя.

Все это и есть глубинные истоки непродуктивного стиля взаимодействия.

Быть хорошим - это истинное предназначение человека, его основная потребность. Сначала - просто быть, т.е. жить, существовать. Однако "быть" и "жить" для человека не ограничивается только физическим бытием; для человека очень важно психологическое

344

бытие: необходимость ощушать себя хорошим, любимым, принятым, признанным.

Потребность в признании играет важнейшую роль в формировании представления человека о себе. Разобраться в сути этого сложнейшего психологического феномена нам поможет предложенная известным современным психологом В. С. Мухиной формула структуры самосознания: "Я - Петя - хороший - мальчик - был, есть, буду - должен, имею право".

В этой формуле пять составляющих, пять звеньев одной цепи, которые, смыкаясь, создают для каждого из нас картину собственной личности. Первое звено: "Я - Петя" - осознание своего физического облика. Собственный образ - лицо, тело, обозначенные именем, - сначала представляется ребенку безусловно со знаком "плюс". Позже, под воздействием "трезвых" и "беспристрастных" оценок окружающих, все может измениться... И если человек войдет во взрослую жизнь с убеждением, что его тело и лицо несовершенны, некрасивы, - это будет одним из главных "флажков", заграждающих путь к полноценной жизни.

Важнейшую роль в том, каким видит себя ребенок и считает ли он себя "хорошим", играют родители ребенка. С первых дней жизни они счастливым или роковым образом влияют на то, как формируются у маленького человека представления о себе, о других людях и о жизни в целом. Имеет значение не только слово, но и поза, мимика; в любом таком "послании" малыш улавливает оценку, которую взрослый дает его личности. Если мать нежно прижимает маленького ребенка к себе, он считает, что он дорог и любим. Если же она напряжена или отстраняется, малыш может подумать, что его отвергают и не любят. И физическое наказание (даже угроза им) может означать для ребенка: он "не нужен" родителям; может, они даже хотят его смерти... Сердитый голос, сжатые губы, суровый взгляд, высмеивание и подхихикивание - все имеет важное значение. Каждый удар, шлепок, пощечина, даже "ор" или насмешка отзываются в самосознании эхом: "Ты плохой". Ребенку трудно отделить себя от своего поведения: если его поступок достоин наказания, значит, он сам заслуживает презрения.

Устройство здоровой структуры самосознания можно сравнить со стопкой монет. Если все монеты в стопке лежат ровно, она устойчива. Если же несколько монет ложатся неровно, стопка может рухнуть: нарушена устойчивость. Чем больше сдвинутых монет (особенно если они направлены в одну сторону), тем больше вероятность разрушения. Травматические события и повторяющиеся послания: "Ты плохой!" - подобны неровно лежащим монетам.

В четыре-пять лет ребенок начинает осознавать, что он - мальчик или девочка: формируется третье звено самосознания - осознание своего пола. С самого начала третье звено тесно переплетено со вторым: малыш хочет быть хорошим мальчиком - мужчиной.

345

Поэтому в 5 лет он оставляет дома любимую куклу, с которой раньше не мог расстаться. "Они увидят, что я с куклой, я же - мальчик". И у него хватает сил сдержать стоны, когда содрана коленка: "Мужчины не плачут".

Представление о себе как о недостойном представителе своего пола - очень тяжелая ноша. Это третий, главный "флажок" личностного закрепощения.

Следующее звено структуры самосознания - осознание себя во времени: прошлом, настоящем, будущем.

Уже в 3 года у ребенка появляются первые воспоминания. "Когда я был маленький, я плакал", - вспоминает малыш, которому нет еще и 4 лет. Примерно тогда же появляются и первые представления о будущем. "Когда я вырасту, надену блестящие штаны и буду пожарником", - рассказывает тот же мальчик.

Ощущение времени тесно связано с притязанием на признание. Именно поэтому человек, у которого эта потребность удовлетворена, уверен: "Все будет хорошо, будущее прекрасно". А тот, кто считает себя неудачником, безрадостно смотрит и на сегодняшний день, и на завтрашний: "Ничего хорошего нет и не будет". Сколько проблем, которые мы относим к "сегодняшнему дню", пришли к нам из детства... И если от них не избавиться, переползут в будущее.

Взрослый, которому детство "подарило" убеждение, что он -ничто, и свою теперешнюю жизнь воспринимает в соответствии с детскими представлениями. Самый значимый из "вкладов", которые каждый из нас делает в детстве в свое будущее, - это отношение к своей жизненной судьбе. У одних оно положительное, у других - отрицательное. Обычно такая позитивная или негативная основа складывается еще в раннем детстве. Дошкольник добавляет детали. К семи годам отношение почти сложилось, но в юношеском возрасте оно может быть пересмотрено. Положительное или отрицательное отношение к своей судьбе - это своего рода "бессознательный жизненный план", который человек выполняет, добавляя лишь детали.

Еще одно звено структуры самосознания - "должен, имею право" отражает осознание своих прав и обязанностей. Это звено чрезвычайной важности! Оно определяет бытие личности в обществе среди других.

В нашей повседневной жизни сначала идут обязанности, потом -права. Последнее - попозже, а то и вовсе никогда. В результате установка "Я должен", бездумно "проглоченная" человеком, превращается во "флажок", лишающий свободы. Когда вся суть воспитания сведена к формуле: "Ты должен", которая эмоционально обычно сопровождается подчеркнутым: "А что ты, собственно, значишь?" Едва ли в таких случаях можно всерьез говорить о чувстве ответственности, а уж тем более об ощущении полноты и полноценности жизни...

346


1 Это упражнение разработано на основе идей и рекомендаций НЛП. 326
1 Доказательством тому можно считать концепцию А. Адлера. Источником воинствующего отношения индивида к своему окружению, принимающего формы открытого возвышения над другими с помощью силы или скрытого подчинения других себе посредством использования слабости, А. Адлер считает чувство неполноценности.
2 Поршнев Б. Ф. Функция выбора - основа личности // Проблемы личности: Материалы симпозиума. - М., 1969. - С. 346.
3 Там же. -С. 348.
Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru