7. РЕФЛЕКСИЯ КАК ПОТЕНЦИАЛ ПЛОДОТВОРНОГО ОБЩЕНИЯ

Психологическая наука о рефлексии

Представьте себе вот такую картинку. Пять учеников устроили на уроке веселую потасовку. Это не драка; просто их переполняет энергия, и они находят ей выход. Учитель, правда, велит им "учиться", но это для них вроде сказочного: "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что" - ведь цели учителя им непонятны, а об их собственных желаниях их никто не спросил. Поэтому они играют, радуясь самой игре и не ставя себе никакой цели. А хотят ли они "учиться"? Если бы учитель смог им сказать ясно и понятно, чего он хочет, если бы он доверил им что-то стоящее, они бы, вероятно, направили свои силы и на учебу...

В условиях совместной деятельности один человек направляет свои усилия на достижение обоюдных целей, которые эмоционально не всегда принимает. Он вынужден "выполнять волю другого". Однако сам факт участия человека в совместной деятельности уже свидетельствует о принятии цели. При этом человек, принимая к исполнению цели других людей, как правило, формулирует их по-своему, достраивает, доопределяет, руководствуясь своими ценностями,

318

пропуская сквозь призму своих установок и т.п. Именно в этом и проявляется "индивидуальный стиль" деятельности как обобщенная характеристика индивидуально-психологических особенностей человека.

Задумываясь о целях совместной деятельности, человек строит в своем сознании образ наличной ситуации общения, желаемого результата, а также вновь создаваемой ситуации. Построение образа задуманного результата, условий его достижения и возможностей реализации цели в группе является проявлением рефлексии, которая выступает предпосылкой внутренней свободы.

В психологии принято считать, что свобода присуща не каждому человеку, а лишь тем, кто понимает действующие на них внешние и внутренние силы, имеет ориентацию в жизни, решительно способен переломить неблагоприятный ход событий, выйти из ситуации, вмешаться активно в то, что происходит. Необходимость и возможность овладения своим поведением вообще и продуктивным стилем общения в частности отсылают нас к исследованию рефлексии.

Рефлексия - психологическая категория, имеющая достаточно сложную историю. Рефлексивность признавалась одним из основных качеств психики в период становления психологии как самостоятельной науки в XIX в., а также в период экспериментальной дифференциации высших психических функций в начале XX в. Философы и психологи Нового времени, начиная с Дж.Локка, подчеркивали важную роль рефлексии и в процессах сознания (И. Фихте) и мышления (Г. Гегель). Рефлексию рассматривали как интроспективное начало психологического познания (Дж. Локк), как взаимодействие категорий познания (И. Кант), как средство осознания непосредственного знания (Л. Нельсон), как способ осознания и самонаблюдения (С. В. Кравков, А. О. Маковельский) и т.п.

Термин "психологическая рефлексия" был введен А. Будеменом (1925). А.Марк в 1948 г. впервые проводит систематизацию философских и психологических представлений о рефлексии; С. Л. Рубинштейн вводит аксеологический аспект понимания рефлексии как "мировоззренческих чувств личности".

С.Л. Рубинштейн указывал на два основных способа существования человека: жизнь, не выходящую за пределы непосредственных связей человека, представляющую собой природный процесс, в котором очевидны непосредственность и целостность человека; и способ, связанный с проявлением рефлексии, которая как бы приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. "Человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному аскетизму, к цинизму, к моральному разложению (или в менее острых случаях к моральной неустойчивости), или другой путь - к

319

построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе. С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни"1.

В последней трети XX в. ученые переходят от использования рефлексии в качестве одного из объяснительных принципов функционирования психических процессов (У. Джемс, Дж. Дьюи, Б.Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн) к выделению рефлексии как особого предмета изучения.

З. Фрейд и его учитель Й. Брейер, а также А. Адлер, К. Юнг, Э. Берн, Ф. Перлз развивают понятие "осознание". Именно в этом аспекте рефлексия используется в последнее время при решении практических задач психологической коррекции: в тренингах, деловых играх, в самовоспитании и самообразовании личности.

Обобщая и дополняя имеющиеся исследования психологов, дадим еще раз определение рефлексии.

Понятие "рефлексия" мы используем в самом общем виде как способность осознания особенностей своей личности и своего общения с другими, позволяющую "встать над собой" и исследовать конструктивные и деструктивные связи и отношения: причины, служащие источником переживаемых проблем; связи настоящих проблем с прошлым опытом своего развития; взаимосвязь собственных особенностей личности и поведения окружающие; возможности изменения себя, инициирующие изменения взаимодействия в совместном пространстве с другими.

Признаками развитой рефлексии выступают: осознавание особенностей своей личности, независимость от прошлого, ориентация в настоящем и будущем, способность самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмешаться в то, что происходит.

Чтобы стать искусным в общении, отнюдь не обязательно вникать в глубину рассуждений теоретиков. Возьмем самую суть их сложных исследований и договоримся, что рефлексия - это способность человека осознавать свои поступки и образ своего Я. С помощью рефлексии человек может осмыслить свои действия, соотнести собственные усилия с поведением других людей. Через рефлексию мы получаем возможность "обособиться" от пространства своего неконструктивного взаимодействия в прошлом и настоящем и построить позитивные перспективы будущего.

Мы уже знаем: основной путь совершенствования стиля межличностного взаимодействия - личностный рост, изменение самого себя. И первый "посох" на этом пути - расширение рефлексивных потенциалов личности. Опираясь на данные каждому способности осознания жизни и себя в ней, мы можем понять, как мы общаемся и что мешает нам строить продуктивные взаимоотношения.

320

Уроки рефлексии помогут пытливому читателю создать достаточно полное представление о том, как человек теряет нити доверия и почему это происходит. Расширяя свои рефлексивные потенциалы, каждый из нас может осознать:

    какие модели контакта он обычно использует в общении;
    как он относится к себе и другим;
    как обычно воспринимает ситуацию взаимодействия и какие эмоции при этом переживает;
    как эти эмоции "втягивают" его в пространство непродуктивного взаимодействия и как они связаны с прошлым;
    как неконструктивные эмоционально насыщенные социальные установки блокируют личностные и групповые потенциалы.

Изменить свое взаимодействие с другими к лучшему - вполне реальная возможность, если вы владеете инструментом "рефлексия". Стать хозяином своей судьбы может каждый, кто осознает, что происходит, как и почему. Осознание выводит из "тупиков", куда "загоняют" нас часто страхи и обиды. Осознание раскрывает позитивные стороны личности, дарует человеку новые силы и новые конструктивные способы контакта.

В обобщенном виде это похоже на задачу "Познай самого себя", которую человечество пыталось разрешить не одно столетие. Наша проблема более узкая. В фокусе внимания два предмета исследования: "Признаки продуктивности стиля взаимодействия" и "Причины непродуктивности". Образно говоря, нам необходимы два зеркала: одно - "Как мы взаимодействуем с теми, кто рядом?" и другое - "Почему мы идем по дороге отчуждения? Какие эмоции и установки побуждают нас к этому?" Попытаемся?

Осознавая наши не всегда удачные действия, анализируя свои собственные лабиринты отношений и тупики непонимания, мы обнаружим те "мрачные очки" - собственные образы, мысли, эмоции и установки, которые мешают взглянуть на себя самого и другого человека иначе: с надеждой и верой.

321


1 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - С. 351, 352. 320
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.