Элементы и структура процесса психологической коррекции

Процесс психологической коррекции стиля общения представляет собой систему из семи взаимосвязанных элементов: анализа проблем во взаимоотношениях и личностной истории клиента; развития позитивного отношения к миру; расширения самосознания; восстановления позитивной психической активности; эмоционально-рефлексивного очищения восприятия; овладения соучастной стратегией контакта; дифференциации и интеграции механизма идентификации-обособления. Эти элементы соотносятся с соответствующими элементами стиля общения: отношением личности к миру, структурой самосознания, активностью личности в индивидуальном пространстве; восприятием ситуации общения, стратегиями контакта, взаимоотношениями в межличностном пространстве. При этом признаки эффективности каждого элемента процесса психологической коррекции совпадают с позитивными признаками соответствующих элементов в стиле общения.

Каждый элемент системы психологической коррекции выполняет строго определенную ему функцию в общем процессе эмоционально-рефлексивного освобождения личности. В то же время эффективные результаты в любом элементе системы психологической коррекции совершенствуют стиль общения в целом, поскольку все элементы его взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Представим элементы процесса психологической коррекции, их функции и признаки эффективности.

1. Анализ проблем во взаимоотношениях и личностной истории клиента.

Функция: осознание причинно-следственной связи: проблемы во взаимоотношениях в настоящем - идентификация с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями семьи и социума - эмоционально-рефлексивная закрепощенность.

291

Показатели эффективности: осознание своей отдельности от других, сопровождаемое состоянием защищенности, радости, интереса, поиска; принятие на себя ответственности за свое саморазвитие и саморазрушение, выражаемое в потребности к совершенствованию стиля общения.

2. Развитие позитивного отношения к миру.

Функция: возрождение веры в свое собственное совершенство, духовный авторитет и позитивную сущность другого человека, развивающие способности взаимодействовать с другими на равных, полагаться на свой собственный авторитет в сочетании с уважением к духовному авторитету.

Показатели эффективности: светлое состояние веры в духовный авторитет, себя и другого человека; позитивное отношение к себе и другим; доверие своим собственным взглядам, суждениям, решениям в сочетании с доверием другим, сопровождающееся переживанием позитивных эмоциональных состояний.

3. Расширение самосознания.

Функции: освобождение эмоциональных и рефлексивных потенциалов депривированных звеньев самосознания.

Показатели эффективности: удовлетворенное притязание на признание; позитивное отношение клиента к своему имени, телу, своей половой сущности; осознанное принятие прошлого, настоящего и будущего; осознанное принятие прав и обязанностей.

4. Восстановление позитивной психической активности.

Функции: освобождение от интенсивных эмоций страха, стыда, вины, обиды, гнева, вызывающих дисбаланс напряжения и расслабленности в теле; развитие рефлексивных потенциалов; восстановление ответственности за саморазвитие и саморазрушение.

Показатели эффективности: баланс напряжения и расслабленности в теле и переживаемые при этом эмоциональные состояния радости, спокойствия, интереса, поиска (позитивная физическая активность); осознавание особенностей своей личности, ситуации общения и адекватная оценка поведения своего собственного и других людей (позитивная психическая активность); ответственность за успех общения и способность разделить ее с партнером (позитивная социальная активность).

5. Эмоционально-рефлексивное очищение восприятия.

Функция: обособление от неадекватного восприятия ситуации общения, подменяющее реальность ожиданиями "должного", сформированными в прошлом опыте клиента, вызывающими переживания беспомощности, страха, агрессии во взаимоотношениях.

Показатели эффективности: обособление от "тупиковой" ситуации общения, выражаемое в снижении интенсивности страха, беспомощности, раздражения; позитивное восприятие ситуации общения, сопровождаемое переживанием эмоциональных состояний радости, спокойствия, интереса, поиска.

292

6. Овладение соучастной стратегией контакта.

Функции: осознание фактов личностной истории, заблокировавших установку "я могу", обусловивших идентификацию с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями семьи и социума, агрессивной и инфантильной стратегией контакта; осознанная реализация на практике способности взаимодействовать на равных, доверять себе и другим, нести ответственность за защиту своих собственных взглядов, идей, решений, достижение успешных результатов с помощью соучастной стратегии контакта.

Показатели эффективности: осознание и преодоление эмоциональных состояний, побуждающих к директивной, манипулятивной, подавляющей, угрожающей, силовой моделям агрессивной стратегии и к моделям отвержения, потери, прерывания, беспомощности, ухода инфантильной стратегии контакта; осознанное произвольное владение побуждающей, поощряющей, понимающей, принимающей и поддерживающей моделями соучастной стратегии контакта, позволяющими поделиться с партнерами эмоциональными состояниями защищенности, интереса, умеренной тревоги и целенаправленного поиска в совместном пространстве общения.

7. Дифференциация и интеграция конфликта.

Функции: осознанное разделение сил, порождающих конфликт между желанием быть самим собой и стремлением угодить другим, нарушающий гармонию в общении: осознание фактов личностной истории, заблокировавших установку "я могу", освобождение от интенсивных эмоций страха, стыда, вины, обиды, гнева, порождающих социальную установку "я не могу"; освобождение от сопутствующих деструктивных установок; возрождение установки "я могу"; гармоничная интеграция установок "я могу" - "я не могу"; осознанное уравновешивание противоречия "я могу" - "я не могу" в реальном общении.

Показатели эффективности: обретение внутренней целостности, уверенности в себе; осознание эмоциональных состояний радости и тревоги умеренной интенсивности как показателей равновесия установок "могу" - "не могу"; уважение к духовным заповедям и закону воздаяния наряду с гибким отношением к правилам и нормам; общение с другими в понимающей, принимающей и прощающей моделях и одновременно самовыражение в побуждающей и поощряющей моделях партнерской стратегии общения.

Итак, процесс психологической коррекции включает в себя пять взаимосвязанных элементов: анализ проблем во взаимоотношениях и личностной истории клиента; развитие позитивного отношения к миру; восстановление позитивной психической активности; эмоционально-рефлексивное очищение восприятия; овладение соучастной стратегией контакта.

Элементы процесса психологической коррекции соотносятся с элементами стиля общения. Каждый элемент системы психологической

293

коррекции выполняет строго определенную ему функцию в общем процессе эмоционально-рефлексивного освобождения личности. При этом признаки эффективности каждого элемента процесса психологической коррекции совпадают с позитивными признаками соответствующих элементов в стиле общения. Таким образом, стиль общения и процесс его психологической коррекции объединены в единую систему. Эффективные результаты любого элемента системы психологической коррекции совершенствуют стиль общения в целом, поскольку все элементы его взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Самым важным в процессе психокоррекции является взаимодействие психолога с клиентом.

Психолог при этом использует разные методы, исходя из индивидуальных особенностей клиента. Однако независимо от характера и содержания общения психолога с клиентом неизменной остается сама суть процесса изменения: психолог осознанно использует механизм идентификации-обособления как главный инструмент воздействия.

Процессуальная сторона психологической коррекции представлена пятью главными шагами:

    1) психолог устанавливает доверие с клиентом, "включая" механизм идентификации: оба - в совместном пространстве общения;
    2) психолог усиливает доверие, отождествляя себя с клиентом: переходит в его индивидуальное пространство;
    3) психолог "включает рефлексию", ставя клиента перед выбором: оставим все, как есть, или изменим видение ситуации; оба - в совместном пространстве общения;
    4) психолог "усиливает" ответственность: клиент формирует свое видение ситуации общения в пространстве психолога;
    5) психолог "усиливает" доверие клиента к самому себе: помогает клиенту почувствовать уверенность, взять ответственность за свое развитие на себя и постепенно отделиться от пространства психолога.

Основные действия психолога и клиента, направленные на овладение потенциалами продуктивного стиля общения, представлены в таблице:

294

295

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.