Изменить свою собственную жизнь к лучшему может тот, кто способен осознавать свои мешающие общению заблуждения, "блоки", "комплексы". Освободиться от них окончательно, вероятно, никому не удастся. Но знать о них и о том, как они действуют, как влияют на наше бытие, - это реальная задача.
Каждый из нас может научиться осознавать тот дискомфорт, который время от времени испытывает в общении с людьми; не отмахиваться от него, а признавать его существование и думать о его причинах и последствиях, а также о возможности изменить ситуацию.
Каждый может научиться "узнавать" проявления своего генетического кода: конструктивные, несущие благо, и деструктивные, ведущие к болезням и несчастью.
Нашим главным инструментом при этом будет наш разум, точнее - одно его уникальное свойство, которое психологи называют рефлексией. Что это такое? Непростой вопрос. Вот уже второе столетие весь психологический мир пытается разобраться в этом сложном феномене.
Чтобы стать искусным в общении, отнюдь не обязательно вникать в глубину рассуждений теоретиков. Возьмем самую суть их сложных исследований и договоримся, что рефлексия - это способность человека осознавать свои поступки и образ своего Я. С помощью рефлексии человек может осмыслить свои действия, соотнести собственные усилия с поведением других людей. Через рефлексию мы получаем возможность "встать над" своим прошлым и настоящим и построить позитивные перспективы будущего.
Осознание поможет пытливому читателю создать достаточно полное представление о том, как человек воссоздает свою неудачную
255
жизнь по образу и подобию своих предков и почему это происходит. Расширяя свои рефлексивные потенциалы, каждый может осознать:
какие модели контакта он обычно использует в общении;
какие эмоции при этом переживает и как они связаны с прошлым;
как неконструктивные эмоционально насыщенные социальные установки блокируют личностные и групповые потенциалы.
Осознавая наши не всегда удачные действия, анализируя свои собственные лабиринты отношений и тупики непонимания, мы обнаружим те "мрачные очки" - собственные образы, мысли, эмоции и установки, которые мешают взглянуть на себя самого и другого человека иначе: с надеждой и верой.
Главное что мешает в трудные минуты преодолеть беспомощность, убеждение: "Я ничего не могу сделать!" Это убеждение несут русские люди с собою из детства, его навязывает жизнь, когда учит, что мы можем делать и что не можем. А потом мы и сами открываем: то, что можно сегодня, непозволительно завтра, то, что можно одному, запрещено другому.
Заглянем в словарь. Выражение "я могу" означает: "Я в состоянии что-то сделать, знаю, как это сделать, имею право или разрешение сделать то, что хочу". На самом деле, мы можем очень многое.
Устойчивая модель поведения, или паттерн, может быть не только негативной. Каждый человек владеет набором позитивных моделей, которые, регулярно повторяясь, радуют его самого и других. Если в чьем-то характере преобладают позитивные паттерны, о человеке говорят: "У него все всегда получается"; "Этот добьется, он везучий".
Мы привыкли считать: привычки или черты характера формируются в процессе жизни, воспитания. И это верно. Психогенетика добавляет сюда очень существенную деталь. Паттерн формируется предшествующим сознанием и опытом, длиной не только в одну человеческую жизнь - опыт семьи "до седьмого колена" заложен в индивидуальной модели поведения. И если мы хотим изменить привычки своего ребенка, начинать надо с себя, разобравшись в истории своей семьи, потому что все наши самые лучшие намерения и старания "вложить" в ребенка только хорошее разбиваются о старую семейную обусловленность, заданность, настрой. До тех пор пока мы не поймем семейный закон и его "ловушки" и не научимся обходить их, мы будем бессильны изменить что бы то ни было.
Каким образом мы можем это сделать? Психогенетика имеет очень четкий ответ: освободиться от позиции жертвы, осознав разрушительные модели поведения, унаследованные из прошлого, и научиться жить по-другому - свободно и счастливо.
Мы строим наше будущее на основе прошлого существования наших предков. Признавая эту нехитрую и вполне логичную связь, мы
256
можем рассматривать свое существование не как случайность, а как уходящую корнями в историю семьи закономерность. Поэтому наши ценности, нереализованные желания, заветные или неосторожно высказанные мысли могут найти свое воплощение в жизни наших детей, внуков или правнуков.
Ч. Тойч объясняет это явление действием семейных законов, которые имеют тенденцию к продолжению. Но когда мы осознаем его деструктивное начало, мы можем прервать его действие, сознательно отказавшись следовать семейным моделям.
257