1. Разумная жизнь подчиняется строгим законам природы.
Проанализировав обширную научную информацию о макрокосмосе и микрокосмосе, Ч. Тойч пришел к выводу, что классические научные представления о том, что разум является синонимом понятий "мозг" и "центр управления телом", неоправданно ограниченны. Ч. Тойч, ссылаясь на открытие Декарта, считает разум отдельным электромагнитным континиуумом, более обширным, чем человеческий мозг. Разум может оказывать управляющее воздействие на человека, использовать его клетки как компьютер для хранения информации, и поэтому знания человека, его навыки и особенности поведения зависят от этого разума.
Ч. Тойч убежден, что жизнь при всей ее противоречивости тем не менее чрезвычайно разумна. И поэтому может рассматриваться как синоним того, что Аристотель называл Вселенским Разумом, или того, что религия называет "духом".
Исходя из первичности Вселенского Разума, Ч. Тойч утверждает: последний формирует не только клетку, но и составляющие ее атомы и молекулы, управляя процессами их построения, питания и т.п. Каждая новая клетка, по мнению Ч. Тойча, - это отражение либо положительной, либо отрицательной мысли; это состояние сознания, принявшее материальную форму. Клетки есть продукт материализации состояния сознания. Здоровые мысли обычно воссоздают здоровые клетки; больные, искаженные мысли воссоздают больные клетки. Жизнь поддерживает все то, что ею создано.
2. Доброта и совершенство, здоровье и гармония, любовь и счастье - естественные состояния человека. Все остальное - болезни, несчастья, негативные переживания - "навязано" нам: и можно освободиться от них, если захотеть и приложить усилия.
Этот тезис утверждает позитивное начало жизни. И доказательства тому Ч. Тойч усматривает в бесчисленных исследованиях детей,
239
древних племен, животных, рыб, которые в обычных условиях обитания воспринимают как должное то, что хорошо и желательно. В противном случае, когда на смену достатку и благополучию приходят недомогание, боль, недостаток чего-либо, человек, как и любое живое существо, расстроен и стремится восстановить состояние комфорта, используя всю свою энергию и ресурсы. При этом жизнь, создавая проблемы и затруднительные ситуации, не только бросает вызов всему живому, испытывает их активность и выносливость, но и сама же указывает пути возможных решений.
3. Поведение человека предсказуемо.
Свой метод исследования и помощи клиентам, который он иногда называет "физикой человека", Ч. Тойч основывает не столько на субъективных представлениях и переживаниях личности, сколько на точном объективном анализе ее опыта. В его концепции нет случайностей и совпадений; все счастливые и болезненные обстоятельства подчиняются строгим законам.
Точный скрупулезный анализ каждого случая побуждает и клиентов и учеников Ч. Тойча поверить в то, что человеческое поведение и переживания предсказуемы: "Подобно тому, как физическое строение и другие особенности человека определены еще до его рождения, так же предопределен и его общий жизненный паттерн".
4. Генетический код определяет черты характера, поведенческие модели и мировоззрение человека.
Начав свою исследовательскую работу в то же время, когда Дж. Уотсон и Ф. Крик опубликовали свой труд о структуре спирали ДНК, Ч. Тойч выдвигает гипотезу: генетический код определяет не только физическую внешность человека, но его поведение, взаимоотношения, особенности переживаемого опыта. Анализируя десятки тысяч жизненных историй своих клиентов, Ч.Тойч находит эмпирические подтверждения своей гипотезе и утверждает: одна треть данных, закодированных в ДНК, несет в себе биологическую наследственность, другая треть определяется воздействием среды, воспитания, и, наконец, последняя треть содержит данные о родовых наследственных установках, образе жизни, личностных факторах, ключевых событиях и переживаниях предков.
Таким образом, человек имеет генетически обусловленную благоприятную или неблагоприятную предрасположенность, определяющую не только стиль его взаимодействия с другими, но и характер его здоровья, семейной жизни, карьеры.
Вступая в спор с известными исследователями ДНК Дж. Уотсоном и Ф. Криком, которые считали ДНК практически неизменной, Ч. Тойч утверждает: ДНК способна к модификации.
Это место теории Ч. Тойча является самым уязвимым, поскольку опирается лишь на статистику эксперимента. Однако он ссылается на открытие Х. Темина и Д. Балтимора реверсной транскриптазы
240
в некоторых вирусах рака и последующего рекомбината ДНК, доказавшего, что ДНК не является инертной, что подтверждает его идеи. Вескими аргументами выступают: изучение поведения приемных детей, которые, как показали многочисленные исследования, действуют в основном в соответствии с моделями поведения их настоящих родителей, а не приемных; миннесотское экспериментальное исследование воспитывающихся отдельно друг от друга близнецов и др.
Весьма спорным, но тем не менее заслуживающим внимания служит утверждение Ч. Тойча о том, что главной целью человеческой жизни является очищение ДНК с помощью индивидуальных или коллективных усилий - сознательных, подсознательных или бессознательных. Именно с этим процессом, считает доктор Ч. Тойч, связана потребность детей принимать на себя психологические проблемы старших. История семьи будет повторяться до тех пор, пока человек не усвоит урок, который она пытается ему внушить. При этом так же, как и в случае с психологической наследственностью, некоторые личностные черты и поведение являются господствующими в одном поколении и отступают на задний план в другом. Поэтому дети часто напоминают бабушек и дедушек больше, чем своих родителей.
5. Каждый человек имеет свое основное внутреннее направление или желание.
Основное внутреннее направление возникает на основе опыта и эмоций предков, порождено генетическими, подсознательными и сознательными факторами, функционирует как сознательно, так и неосознанно, влияет на межличностное общение и другие виды жизненного опыта. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. Последнее побуждает человека делать то, что противоречит его истинной природе.
Ч. Тойч, опираясь на свою чрезвычайно обширную практику, утверждает: основное внутреннее направление, возникшее обычно три-четыре поколения назад, является мощной мотивацией, детерминирующей профессиональные и семейные особенности поведения человека. Оно определяет его жизненный путь, влияет на его ценности, здоровье, взаимоотношения и на исход любой ситуации. Задача состоит в том, чтобы научиться использовать эту силу во благо.
6. Основное внутреннее направление связано с эмоциями. Основное внутреннее направление деструктивного характера
связано с отрицательными эмоциями: страхом, гневом, стыдом, виной, обидой, часто неосознаваемыми. Варианты здесь могут быть самые разные, но неизменным остается один факт: вытесненные в подсознание чувства страха, гнева, стыда, вины или обиды, живущие веками в той или иной семье, становятся важной составляющей болезненных взаимоотношений и нередко трансформируются
241
в болезнетворную модальность, становятся причиной психосоматических нарушений (рака, алкоголизма, псориаза, сердечно-сосудистых и желудочных заболеваний).
7. Модели поведения повторяются из поколения в поколение.
Основное внутреннее направление и негативные эмоции, переплетаясь с жизненными обстоятельствами, формируют определенную модель поведения, неизменно повторяющуюся из поколения в поколение. Модель поведения - это устойчивая, регулярно повторяющаяся, "узнаваемая" форма поведения. В английском языке такие специфические, характерные для человека формы поведения называют паттернами.
В отечественной психологии принято считать, что привычки или черты характера формируются в процессе жизни, воспитания. Психогенетика не противоречит этому тезису, а добавляет сюда очень существенную деталь. Психологические модели поведения человека (паттерны), подобно физиологической информации, передаются из поколение в поколение: индивидуальная история человека повторяет историю его родителей или одного из его предков. Паттерн формируется предшествующим сознанием и опытом, история семьи до третьего-четвертого колена заложена в индивидуальной модели поведения.
Покажем это на примере.
На демонстрационном приеме у доктора Тойча сорокалетняя женщина (назовем ее Татьяна). Она обеспокоена тем, что ее дети постоянно попадают в опасные для жизни ситуации и только ценой невероятных усилий, граничащих с чудом, выходят из них уцелевшими.
Доктор Тойч обнаружил, что на ее судьбу повлияли два важных фактора: отвержение во время рождения (мама и папа ждали мальчика, а родилась девочка) и второй отказ от нее - родителей мужа, а потом и самого любимого мужчины. Этот опыт жизни и повлиял роковым образом на детей женщины. Чувство отвержения, существующее в ее сознании, преследует ее дочь и сына. Кроме того, через бабушку Татьяне передан неосознанный страх потери детей. Отвержение и страх потери и являются деструктивными поведенческими паттернами семьи Татьяны, которые передаются из поколения в поколение.
Итак, основное внутреннее направление, негативные эмоции и поведенческие паттерны - это мощная сила, которая предопределяет не только индивидуальное состояние человека, но и его взаимодействие с другими.
8. Взаимодействие между людьми и межличностные отношения детерминированы семейными законами взаимного притяжения.
Ч. Тойч считает, что общение - это не только обмен вербальными и невербальными сигналами. В человеческой коммуникации участвует еще и бессознательный радар. Именно он и играет главную роль в людском взаимодействии.
242
Бессознательный радар - генетически обусловленная частота электромагнитных колебаний, излучаемых мозгом, которая, дополняя словесные и невербальные паттерны общения, посылает сигналы в окружающую среду и определяет характер взаимоотношений человека с окружающими, "притягивая" людей, совершенным образом дополняющих его исходную модель поведения. Посылая сигналы в окружающую среду, этот радар "притягивает" людей и обстоятельства, соответствующие его природе. Два человека, таким образом, образуют функциональный блок или функциональное звено, взаимно дополняя друг друга: тот, кому в соответствии с семейным законом суждено быть отвергнутым, встретит человека, склонного к отвержению. Обладатель модели потери встретится с нечестным, который "поможет" потерять что-то очень дорогое. Склонный к модели беспомощности будет попадать в затруднительные ситуации и т.п.
Функциональное двустороннее звено состоит из двух человек: А - побуждающего к взаимодействию и Б - отвечающего, вовлеченного в общение. Они дополняют друг друга и взаимодействуют между собой. Если А несет в своем подсознании негативные эмоциональные состояния, такие, как страх, сомнение, разочарование, то Б, взаимодействуя с А, проявляет те же эмоциональные состояния, отражая их, словно зеркало.
Функциональное двустороннее звено составляет основу человеческого взаимодействия, в котором одна личность самым точным и замечательным образом дополняет другую.
Таким образом, негативные эмоции А обусловливают возникновение неблагоприятных взаимоотношений (стресса) А и Б. Б (супруг, друг, коллега) может ощущать бессознательно и выражать сознательно негативные эмоции, скрытые в подсознании.
Тот же комплекс негативных эмоций передается по наследству детям, внукам, правнукам и проявляет себя в разных формах: злости, склонности к алкоголю, наркотикам, переживаниям, критике - до тех пор, пока не произойдет случайная или преднамеренная модификация. Обычно в сознании личности закодирована информация из трех источников: отцовского, материнского и окружающей среды.
Ч. Тойч сравнивает человека с солнцем в Солнечной системе, а сопутствующие обстоятельства - с планетами. Если основное внутреннее направление позитивно, человек притягивает на свою орбиту позитивные "планеты", и наоборот: при негативной направленности в систему попадают в первую очередь отрицательные субъекты и обстоятельства.
При этом "планеты", т.е. люди и разнообразные воздействия окружающей среды, сами по себе могут быть нейтральными, но они воспринимаются человеком как травмирующие его факторы - согласно его собственным представлениям и интерпретациям. Чем выше интенсивность негативного самовосприятия, тем больше
243
вероятность попадания в "солнечную систему" неблагоприятных факторов окружающей среды, в том числе людей, негативно настроенных, недоброжелательных, причиняющих "солнцу" те или иные страдания. Они притягиваются к нему с центростремительной силой, пропорциональной силе его самовосприятия как жертвы, и вращаются вокруг него по орбитам под действием двух сил - центростремительной и центробежной, - каждая из которых образована его собственным сознанием.
Почему так происходит?
Потому что все и вся подчиняются, большей частью непреднамеренно, своему решающему основному внутреннему направлению. Счастливый человек "притягивает" к себе хороших учителей, друзей, сотрудников и даже благоприятные обстоятельства, которые в совокупности еще более способствуют его процветанию. Несчастный неудачник, напротив, привлекает нерадивых или жестоких наставников, неверных товарищей, никудышных коллег, опасных незнакомцев, попадает в роковые ситуации, становится жертвой несчастных случаев. Все, кто взаимодействует с носителем позитивного внутреннего направления, - независимо от своей воли - будут помогать ему в достижении целей. Обладатель негативного "радара" у тех же самых людей "выпросит" в первую очередь болезненные реакции или просто позволит обращаться с собой плохо, непритязательно и молчаливо соглашаясь на все. Для обозначения этого явления Ч. Тойч использует специальное понятие - "косвенное согласие".
9. Косвенное согласие - бессознательная предрасположенность человека к молчаливому принятию того или иного негативного отношения или воздействия окружающих. Сохраняются и передаются из поколения в поколение нежелательные наследственные черты, которые проявляются в одном аспекте жизни и оказывают значительное влияние на другие - брак, взаимоотношения с людьми, здоровье. Этим качеством обладают в первую очередь граждане бывших или существующих в настоящее время диктатур, которые долгое время были вынуждены подчиняться сильной власти.
Наша страна тому замечательный пример. Одно из главных наблюдений, которые Ч.Тойч сделал в России за три года работы: политическое и экономическое давление, которое испытывают большинство людей, отзывается внутренней "придавленностью".
Исследование Ч. Тойча показало: один и тот же человек является отрицательным фактором как минимум в двух функциональных блоках, неосознанно способствуя усилению не только своих негативных моделей, но и того, кто с ним взаимодействует. Ч. Тойч доказал, что "жертва" и ее "преследователь" притянуты друг к другу не случайностью или неудачей, а естественным законом. При этом Ч. Тойч объясняет эту открытую им закономерность законом притяжения Ньютона, согласно которому сила притяжения между двумя
244
телами пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Все несчастья семейного бытия объясняются минимальным расстоянием между взаимодействующими людьми, поэтому они будут притягиваться друг к другу с огромной силой, разрушая свое здоровье, способности, теряя силы на воплощение неблагоприятного генетического кода.
Поскольку дети обладают электромагнитным мысленным полем, идентичным родительскому, их основное внутреннее направление, как правило, совпадает с родительским. При отсутствии специально направляемой систематической коррекции дети обречены повторять основную историю семьи, лишь незначительно изменяя ее под влиянием жизненных обстоятельств.
10. Семейный закон, определяющий основные закономерности поведения и взаимоотношения членов семьи, может быть изменен, если человек захочет "переобучить" свое подсознание и будет настойчиво работать над собой. Осознание негативных аспектов своей генетической программы помогает стать хозяевами своей жизни и собственными руками, умом и волей создавать свое настоящее и будущее благополучие.
С помощью сознательного усилия, соответствующих действий и положительного жизненного опыта человек может отказаться от позиции жертвы, изменить свое отношение к миру, людям и самому себе, и тогда изменяется "движение планет в системе". Центростремительная сила, удерживающая их вместе, уменьшается. У человека появляется возможность "перейти на новую орбиту" или в "другую человеческую солнечную систему".
Переход начинается с объективного анализа настоящей жизненной ситуации. Анализ осуществляется с помощью особого инструмента - генограммы.
Осознание своих особенностей - задача непростая. Но она доступна каждому, кто готов взглянуть на другого как на самого себя.
245