Модели коммуникации

Модель мира

Термин "модель мира" означает наше видение мира. Его еще иногда называют "ментальной картой" или "референтной рамкой". Модель мира - это наша личная концепция жизни1. Именно благодаря ей каждый человек уникален. Когда мы говорим: "Это моя модель

186

мира" или "Это ваша модель мира", речь идет о жизненной концепции личности.

Модель мира, которую часто называют структурой субъективного опыта, описывает состав и взаимосвязь базовых элементов, на которых строится система человеческой коммуникации.

Одна из трудностей понимания структуры субъективного опыта проистекает из того факта, что у каждого из нас имеется собственная схема представлений о мире. Однако если нам удается понять ближнего, то, с одной стороны, мы расширяем наши собственные представления, а с другой - можем изменить картину мира нашего собеседника. Поэтому не стоит исключать одну категорию за счет другой, а следует понять сам процесс восприятия. Мы по-разному воспринимаем мир, хотя он един. Различие не означает противоположности, оно динамично.

Изучая структуру субъективного опыта, НЛП выделяет ряд важных элементов, среди которых - системы представлений, стратегии, метапрограммы, верования и критерии, которые помогают описать и последовательно представить субъективную модель мира. Каждый элемент, имея свое собственное место в системе, обладает собственной динамикой и воздействует на другие элементы. Базой, на которой строятся и распределяются эти главные элементы, является структура субъекта, представленная тремя компонентами: внешним поведением, внутренним состоянием и внутренними процессами. Рассмотрим подробно эти важные понятия.

Внешнее поведение. Внешнее поведение является невербальным индикатором коммуникации. Жесты, движения тела, рук, ног, тон голоса, скорость и ритм речи позволяют судить о наличии внутренних изменений. Если о чувствах или мыслях нашего собеседника мы можем лишь догадываться, то невербальные реакции мы видим и слышим, и это очень ценно для анализа коммуникации. Поэтому в НЛП важное место отводится наблюдению внешнего поведения человека.

Внутреннее состояние. Внутренним состоянием в НЛП называют всю область ощущаемого - как внутреннего, так и внешнего. При этом используются специальные термины: внешняя и внутренняя кинестетика. К первой относятся ощущения внешнего происхождения, например тепла или холода, связанные с окружающей средой. Внутренняя кинестетика - это ощущения внутреннего происхождения, например боль в сердце или в желудке.

Внутренние ощущения могут быть позитивными. В НЛП их называют ресурсными состояниями. Это могут быть: доверие, расслабление, уверенность, спокойствие, радость, веселье, счастье, сила, удовлетворенность и т.д.

Отрицательные, или неблагоприятные, внутренние состояния называют ограничивающими, мешающими. Ими могут быть: тоска, грусть, мука, переживание, страх, тревога, неуверенность, стыд,

187

чувство вины, фрустрация, агрессия, усталость, изнеможение, стресс, гнев и т.п.

При этом знак состояния - положительный или отрицательный -определяет сам человек в зависимости от контекста. Например, стресс может быть позитивным, если он служит для мобилизации ресурсов, или негативным, если блокирует человека и ввергает его в состояние паники.

Человек сам дает названия своим ощущениям. Одно и то же слово может обозначать различные состояния. Все очень специфично. Поэтому не существует особого списка, за исключением четырех крупных категорий базовых чувств: радость, гнев, грусть, страх.

Внутренние процессы. Понятие "внутренние процессы" обозначает комплекс процессов, связанных с функционированием мозга. Ими могут быть мысли, идеи или реакции. Когда мы думаем, мы подключаемся к своим внутренним процессам.

Три элемента: внешнее поведение, внутреннее состояние и внутренние процессы - образуют единую кибернетическую систему, т.е. они динамичны и взаимосвязаны между собой. Например, если я в гневе (внутреннее состояние), это будет проявляться во внешнем поведении: в быстрых резких движениях, в напряжении мышц и в интенсивной пигментации кожи. Гнев найдет отражение и в мыслях: высказывания - слова и структура предложений - будут наполнены агрессией. И наоборот, если я нахожусь в спокойном, расслабленном состоянии, это видно во внешнем поведении: движения мои медленны, несуетливы. Внутреннее состояние релаксации сопровождается спокойными, сосредоточенными мыслительными процессами, плавными размеренными высказываниями. Итак, элементы в структуре субъекта взаимосвязаны и взаимозависимы. При изменении одного параметра изменяются и другие.

Любопытна еще одна важная деталь. У каждого субъекта - единая трехкомпонентная структура, включающая в себя внешнее поведение, внутреннее состояние и внутренние процессы. Но при этом одни люди больше ориентированы на действия (внешнее поведение) и предпочитают сразу "делать работу". Другие - на чувства (внутреннее состояние): они в первую очередь "чувствуют дело". Третьи - на мысли (внутренние процессы): для них важнее всего "понять то, что предстоит сделать". Это проявляется в том, что кто-то предпочитает делать, кто-то - чувствовать, а кто-то - мыслить.

Эту особенность структуры субъективного опыта можно использовать для анализа и совершенствования взаимодействия, учитывая, какой фактор является для данного человека наиболее значимым. Например, для меня ключевым является внешнее поведение. Если я сержусь, мне лучше сесть на стул, принять расслабленную позу и сказать себе несколько раз: "Я спокоен!" Эти действия (внешнее поведение) поведут за собой мысли (внутренние процессы), и потихоньку я начну действительно успокаиваться (внутреннее состояние).

188

Изучение структуры субъективного опыта - это, по сути дела, исследование процесса становления модели мира. Модель мира строится на основе нескольких фильтров, выполняющих двойную отсеивающую функцию. Они отбирают исследуемую информацию и при этом оставляют лишь то, что человек способен воспринять. Что же это за фильтры? Это главные элементы структуры субъективного опыта: репрезентативные системы с входящими в них субмодальностями, обобщения, опущения и искажения, стратегии, метапрограммы, верования и критерии. Воспринимая внешний мир сквозь эти фильтры, личность создает свою уникальную модель мира и обретает эго-идентичность.

Схема 14. Восприятие внешнего мира сквозь фильтры
Схема 14. Восприятие внешнего мира сквозь фильтры
1. Идентичность. 2. Критерии. 3. Верования. 4. Метапрограммы. 5. Стратегии.
6. Обобщение - опущение - искажение. 7. Субмодальности.
8. Репрезентативная система. 9. Система восприятия. 10. Внешний мир.

Что же это за фильтры и как они влияют на процесс общения? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем, как НЛП рассматривает систему человеческой коммуникации - сложного процесса взаимодействия субъектов, каждый из которых имеет свою уникальную модель мира.

Процесс коммуникации начинается с восприятия, модель которого является одной из самых ярких.

Модель восприятия

Наш собственный мир, как и мир любого человека, начинается с восприятия. Мы получаем информацию об окружающем с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Комплекс этих внешних ощущений и есть самое первое средство, позволяющее понять внутренний мир другого человека. У каждого человека есть своя уникальная мысленная "карта реальности" - система

189

внутренних представлений, возникающая на основе индивидуального восприятия. Эта уникальность затрудняет взаимопонимание, однако психологи придумали средство преодоления этой трудности - модель ведущих систем восприятия.

По образному выражению Э. Хаксли, наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы раскрываем, чтобы собрать информацию об окружающей реальности. Через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожу - информация о внешнем мире поступает в наш мозг. Наше сознание открывает эти "двери" по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого - сначала для звуков, а потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но тем не менее она существует.

Наше подсознание воспринимает окружающий мир по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации в единицу времени, чем сознание.

У каждого человека есть своя "любимая дверь восприятия" - тот из органов чувств, которому мы доверяем больше, чем другим. Например, если ваша "любимая система" - зрение, то вы воспринимаете и храните мир "в картинках". Если увидели что-то новое или что-то знакомое, сравниваете новую или знакомую картину с ранее увиденной, хранящейся в вашей памяти, вы - визуально ориентированная личность. Если же вы больше доверяете чувствам, чем картинкам и словам, больше думаете о том, что вы ощущаете, чувствуете, когда вы воспринимаете, например, кошку, человека или современное искусство, вас назовут кинестетиком.

Хочу предупредить: речь идет о ведущей, более развитой репрезентативной системе, но вовсе не о единственной. Человек с ориентировкой на зрение использует также и слух, и чувства, хотя первенствующим остается зримый образ мира. Разумеется, многое зависит от ситуации: если для "смотрящего" на нее зримая информация мала, приходится полагаться и на иные системы.

Как узнать, какую именно систему восприятия предпочитает человек? Внимательно понаблюдайте за ним: многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания - важно только научиться ее распознавать и использовать. Вот давайте и посмотрим, как ведут себя представители разных систем восприятия.

"Смотрящий", собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро. Его глаза поднимаются вверх или смотрят прямо с легкой расфокусировкой на пятно на расстоянии около 60 сантиметров от глаз. И если вы встанете именно в это место, вы можете помешать такому человеку думать: он даже "непонятно из-за чего" может рассердиться. В речи людей,

190

предпочитающих визуальную модель восприятия, преобладают "зрительные" слова: "видеть", "ясно", "красочный". Они предпочитают выражения: "Я вижу, что вы имеете в виду", "Я уловил картинку" и т.п. Их голос может быть высоким и слегка напряженным, прерывистым. Темп голоса у них всегда выше, чем у людей с аудиальной и кинестетической системами. И они часто напрягают шею и плечи, потому что это помогает им делать "картинки" четче и яснее. Они чаще, чем другие, обращают внимание на краски и формы, замечают расположение предметов, порядок или беспорядок. Они чаще обращают внимание на закат солнца. Они легче ориентируются в незнакомом месте.

Человек слухового типа, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Он часто ведет внутренние диалоги. Ему обычно трудно сделать выбор: внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Чтобы принять решение, надо прекратить внутренний диалог и прислушаться к своим чувствам, но человек часто им не доверяет. Его глаза в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии или идут вниз и влево. В их речи преобладают такие слова, как "тон", "крик", "интонация", "усиливать", "гармонировать" и т.п. Они часто используют фразу: "Я слушаю вас".

"Слуховики" гордятся своим голосом - и по праву: их голоса обычно очень мелодичны и имеют хороший, четкий ритм. Дыхание сосредоточено в средней части груди, ниже, чем у визуалистов: это дает им возможность вдыхать достаточное количество воздуха, чтобы иметь ровный, ритмичный темп речи. Если у людей, предпочитающих слуховой вариант восприятия, возникают какие-то затруднения в жизни, они могут отвлечься, слушая пластинку или отправившись на концерт.

Люди кинестетического восприятия, прежде чем что-то сказать, прислушиваются к своим внутренним ощущениям. В речи кинестетиков преобладают слова: "касаться", "трогать", "поражать", "болезненный" и т.п. Им свойственны выражения: "чувствовать проблему", "сдвигать камень", "развязывать узел". Их глаза в это время смотрят вниз и вправо. Их голоса глубже, чем у представителей визуальной и аудиальной моделей восприятия. Они делают паузы в речи, давая себе время и возможность почувствовать, что происходит.

К классической триаде систем восприятия иногда добавляют еще один тип - "рассудочных" людей. Это те, которые реагируют не на чистое восприятие, а на обозначения, "ярлыки", которыми они маркируют все свои ощущения и образы. Все в окружающем мире имеет для них имена и названия, и реагируют они именно на эти "этикетки". У "рассудочных" людей между восприятием и ответом на воспринимаемое - плотный фильтр из слов. Мы все используем слово для общения, но у "рассудочных" людей слова играют особую роль. Это люди, "живущие головой".

191

В поведении "рассудочных" людей обычно мало каких бы то ни было внешних проявлений. Движения их глаз трудно уловить. Однако, если такому человеку задать вопрос открытого типа, например: "Не расскажете ли вы о своих глубоких переживаниях, какие вы когда-нибудь испытывали в жизни?", или: "Какое событие в вашей жизни вы считаете самым интересным?", или: "Какой день в вашей жизни вы считаете самым важным?" - он не сразу находит ответ на вопрос и в этом случае поиск ответа сопровождается разнообразными движениями глаз. По этой реакции легко определить его "любимую" систему восприятия.

"Для чего все это нужно?" - спросите вы. Для овладения искусством общения. Если вы угадываете модель восприятия вашего партнера по общению, вы можете не только правильно его понять, но и действовать.

Распознать ведущую систему восприятия, прежде всего, помогут и движения глаз. На схеме 15 показано, какого рода обработку информации осуществляют большинство людей, переводя взгляд в определенном направлении.

Схема 15. Движения зрачка глаз, регистрируемые внешним наблюдателем<br>для определения ведущей репрезентативной системы
Схема 15. Движения зрачка глаз, регистрируемые внешним наблюдателем
для определения ведущей репрезентативной системы

У небольшого процента людей (около 5%, и главным образом это те, кого называют левшами) все наоборот, т.е. движение глаз происходит согласно зеркальному образу этой схемы.

ВВ - визуальные воспоминания - воспроизведение образов того, что уже было увидено ранее. Вот примеры вопросов, которые обычно вызывают обработку информации такого рода:

    "Какого цвета глаза у вашей матери?"
    "Как выглядит ваше пальто?"

192

    "Вспомните лицо нашего президента".
    "Какого цвета шторы в вашей комнате?"

ВК - визуальное конструирование - видение образов того, что человек никогда ранее не видел, или несколько измененные представления того, что было увидено ранее.

Примеры вопросов, которые обычно вызывают обработку информации такого рода:

"Как бы выглядел оранжевый гиппопотам с пурпурными пятнами?"

"Представьте себе кошку с собачьей мордой".

"Каким бы вы увидели себя в зеркале, если бы надели самую модную сегодня вещицу?"

А В - аудиальное воспоминание - воспоминание звуков, слышанных ранее. Примеры вопросов, которые обычно вызывают этот тип обработки:

"Какой звук у вашего будильника?"

"Вспомните мотив вашей любимой песни".

"Припомните любимые словечки вашего друга".

А К - аудиальное конструирование - представление звуков, не слышанных ранее. Примеры вопросов, которые обычно вызывают этот тип обработки:

"На что походил бы звук хлопка в ладоши, переходящий в пение птиц?"

"Как бы звучал ваш голос на октаву ниже?"

"Какой звук издаст рояль, если его сбросить с вертолета на футбольное поле?"

БД - внутренний диалог - разговор с самим собой. Примеры вопросов, которые обычно вызывают этот тип обработки:

"Вы могли бы сказать сейчас вслух то, что часто говорите себе, когда встречаете своего начальника?"

"Произнесите про себя присягу на верность".

К- кинестетика - ощущение эмоций, тактильные ощущения (чувство прикосновения) или проприоцептивные ощущения (ощущения мышечных движений). Примеры вопросов, вызывающих этот тип обработки:

"Что вы ощущаете, когда прикасаетесь к сосновой шишке?"

"Что вы чувствуете, встав под ледяной душ?"

Навык в определении и использовании информации о любимой системе восприятия человека по движениям глаз поможет следующее упражнение.

Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет партнером А, другой - партнером Б. Партнер А просит партнера Б рассказать о каком-нибудь событии, которое, на его взгляд, было весьма интересным, или описать самый лучший день жизни. Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: "Не расскажите ли вы о своих лучших переживаниях, какие вы когда-либо испытывали в своей

193

жизни?", "Какое событие в вашей жизни вы считаете самым интересным?", "Какой день в вашей жизни вы считаете самым лучшим?" Пока партнер Б отвечает на вопросы, партнер А по движениям его глаз определяет его "любимую" систему восприятия. Глаза, поднятые вверх или расфокусированные, - это глаза человека с визуальной репрезентативной системой, опущенные вправо и вниз - кинестетика. На средней линии слева или справа, а также опущенные влево и вниз - глаза человека с аудиальной репрезентативной системой.

Затем партнер А прислушивается к словам, которые использует в своей речи собеседник. Определяет по приведенным спискам слов, какой репрезентативной системе они соответствуют. После этого он вступает в общение с партнером Б, переводя свой способ восприятия на его язык. Потренируйтесь в использовании этого вежливого способа общения, который поможет вам лучше понимать людей и оказывать на них влияние.

Поменяйтесь ролями. Пусть партнер А рассказывает о важных событиях своей жизни, а партнер Б определяет его "любимую" систему восприятия и подстраивается под нее.

Кстати, известно ли вам, что не все люди обладают в равной степени развитыми системами восприятия? Возьмем, к примеру, школьный класс. Обычно у двадцати двух из тридцати человек достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. И следовательно, именно эти двадцать два могут достаточно хорошо работать на любом уровне. Два-три ученика в классе не могут успешно учиться по не зависящим от учителя обстоятельствам. А оставшиеся четыре - шесть учеников предпочитают какую-то одну систему восприятия. Из этого следует, что когда сообщаемая информация не соответствует ведущей системе восприятия ребенка, он вынужден "переводить" ее на свой язык. Например, если учитель показывает что-то на доске, а ученик - "слуховик", то он может копировать движение губ учителя, когда тот рекомендует свою запись. Пока он занят "переводом", значительная часть информации "проходит мимо".

Обычно внимание детей зависит от того, насколько их система восприятия совпадает с учительской. Особенно трудно приходится кинестетикам. Ведь в средних и старших классах обучение идет преимущественно в слуховой и зрительной модальностях. Дети, доставляющие учителям так много хлопот чрезмерной подвижностью, невнимательностью, говорливостью, - это как раз кинестетики, которым просто необходимо действовать. Чтобы понять изучаемое, они должны что-то обязательно "делать руками", потому что слушать учителя, смотреть на доску и в учебник не свойственный их мышлению стиль работы.

Предлагаем вам списки слов, характерных для каждого типа восприятия.

194

Визуальная система восприятия.

Существительные: картинка, точка зрения, иллюминация, перспектива, видение, угол зрения, аспект, горизонт, иллюзия, экран.

Глаголы: видеть, представлять, появляться, замечать, освещать, описывать, фокусировать, различать, иллюстрировать, прояснять, наблюдать, смотреть, показывать, просветлять, затемнять.

Прилагательные и причастия: четкий, блестящий, ясный, цветной, размытый, светящийся, большой, маленький, открытый, закрытый, изолированный, удаленный, гигантский, узкий.

Выражения: я вижу, о чем вы говорите; видеть в розовых тонах; пролить свет; быть на виду; показать в истинном свете; на первый взгляд.

Слуховая система восприятия.

Существительные: тон. слово, крик, интонация, симфония, речь, шепот, аудиенция, голос, болтовня, монолог, диалог, музыка, ритм, мелодия, эхо, песня.

Глаголы: слушать, усиливать, гармонировать, говорить, рычать, молчать, звать, напевать, объявлять, спрашивать, выражать, обсуждать, излагать, кричать, звонить.

Прилагательные и причастия: говорящий, шумный, молчаливый, глухой, немой, болтливый, мелодичный, неслыханный, вокальный.

Выражения: говоря другими словами, задавать тон, медведь на ухо наступил, напрячь слух.

Кинестетическая система восприятия.

Существительные: тяжесть, дыхание, чувство, напряжение, нагрузка, вес, давление, удар, контакт, движение, температура.

Глаголы: касаться, трогать, поражать, ощупывать, стучать, мять, брать, смягчать, сжимать, держать, ощущать, стабилизировать, шевелиться.

Прилагательные и причастия: чувствительный, крепкий, парализованный, душевный, холодный, раздраженный, ледяной, твердый, вялый, закоренелый, сентиментальный, невыносимый.

Выражения: чувствовать проблему, сдвигать камень, развязывать узел, вбивать клин, наложить лапу, воспользоваться случаем, стоять на земле, резать подметки на ходу.

Говорить на языке, соответствующем "любимой" модели восприятия человека, - значит сохранять с ним очень тесную связь. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, со слуховой и кинестетической - другие. Будете правильно выбирать и использовать слова в соответствии с предпочтениями собеседника - вас сочтут человеком, с которым приятно общаться и с которым легко установить контакт и взаимопонимание.

Выделить свою "любимую" систему восприятия, а также ту, которая работает на бессознательном уровне, вам поможет cледующее

195

упражнение. Внимательно проанализируйте предлагаемые ниже предложения и определите, в какой системе восприятия (визуальной, слуховой или кинестетической) они сформулированы. Для каждого утверждения найдите "соответствие", т.е. переформулируйте предлагаемую фразу в той же самой системе восприятия. Затем "переведите" предложение, т.е. сформулируйте его вновь дважды, используя слова двух других недостающих систем восприятия. Прежде чем начать, внимательно проанализируйте примеры: в них показано, как правильно выполнить упражнение.

Пример 1. Мое будущее кажется мне неопределенным.

Соответствие

Визуальное: Когда я смотрю в свое будущее, оно кажется мне неясным.

Перевод

Аудиалъный: Я не могу настроиться на мое будущее.

Кинестетический: Я не могу почувствовать, что должно произойти.

Пример 2. Саша не слушает меня.

Соответствие

Аудиальное: Саша становится глухим, когда говорю я.

Перевод

Визуальный: Саша никогда не видит меня, даже когда я злюсь.

Кинестетический: У меня такое ощущение, что Саша не знает, жив ли я.

Пример 3. Мария волнуется по понедельникам, перед очередным докладом.

Соответствие

Кинестетическое: По понедельникам Мария очень нервничает.

Перевод

Визуальный: Мария выглядит очень взволнованной в понедельник, когда она должна выступать с докладом.

Аудиалъный: В голосе и интонации Марии отчетливо звучит тревога по понедельникам, когда она должна выступать с докладом.

А теперь продолжите поиск соответствия и осуществляйте "переводы" самостоятельно по предложенной схеме: соответствие -перевод - перевод. Это поможет вам стать компетентным в использовании модели систем восприятия на практике.

  1. Мой начальник переступает через меня, как через коврик у двери.
  2. У меня такое чувство, что меня не ценят.
  3. Я руковожу этим проектом с замиранием сердца.
  4. Я представляю, на кого она похожа.
  5. Она прехорошенькая девочка.
  6. Я спрашиваю себя: "И как я только попала во все это?".
  7. Что-то подсказывает мне, что я ошибаюсь.
  8. Это для меня как запах тухлой рыбы.

196

Когда будете искать соответствия предлагаемым предложениям (визуальные, аудиальные и кинестетические), вы заметите, что какая-то одна система будет для вас самой доступной: это и будет ваша "любимая дверь восприятия". В то же время в одной из трех систем для вас работать окажется затруднительно: так проявляет себя ваша самая "нелюбимая дверь восприятия", т.е. система, работающая на бессознательном уровне. Ее и нужно обязательно развивать, чтобы без труда разговаривать с детьми во всех трех модальностях.

Кроме основных репрезентативных систем в НЛП выделяют еще и субмодальности - те способы, которые использует мозг, сортируя и кодируя опыт. У каждого человека свое сочетание субмодальностей, сугубо индивидуальное.

К визуальным субмодальностям можно отнести: размер изображения и его форму (трехмерную или плоскую) и положение в пространстве (горизонтальное или вертикальное), перспективу, цвет и его оттенки, насыщенность, контрастность, ясность, четкость или расплывчатость образа, яркость или тусклость, сверкание или блеск, направленность освещения. Можно заметить, что картинка неподвижна или находится в движении, различить скорость и направление. Важная характеристика визуальной субмодальности - ассоциированность или диссоциированность. Эта субмодальность описывает, как вы видите картинку: как ее непосредственный участник (я - участник сюжета и вижу все окружающее собственными глазами) или со стороны, как сторонний наблюдатель (я могу быть участником изображения, но тем не менее вижу всю картинку, и в том числе себя в ней со стороны). В первом случае человек ассоциирован с представляемым образом, во втором -диссоциирован от него. Для тех, кто использует методы НЛП в психотерапевтической практике, эти субмодальные различия имеют принципиальное значение.

К аудиалъным субмодальностям относят высоту, громкость, темп, ритм, тембр звуков или голоса, ясность, продолжительность, локализацию звука, из какого источника (внутреннего или внешнего) он исходит, моно или стерео и, наконец, что это: музыка, слова или какие-то специфические звуки. В аудиальной модальности также различают ассоциированность и диссоциированность звучания.

В кинестетических субмодальностях различают силу воздействия, локализацию, температуру, статику и движение, продолжительность, интенсивность ощущений, их форму и частоту.

НЛП выявляет субмодальности с тем, чтобы изменить их. Паттерны субмодальностей можно использовать, чтобы непосредственно изменять человеческие мышление и эмоции к лучшему. Таким путем можно не только углубить осознанность опыта индивида, его внутренних представлений. Изменяя субмодальности, мы можем заменить характеристики негативного состояния позитивными.

197

Итак, подведем итог. Восприятие и мышление определяют наш процесс общения. Движения глаз, слова, темп и тембр голоса, дыхание, поза зависят от того, какую систему восприятия - визуальную, аудиальную или кинестетическую - мы используем. Переводя наши мышление и общение на язык, соответствующий системе восприятия собеседника, мы можем усилить взаимопонимание с ним.

198


1 Слово "модель" имеет двойное значение в НЛП. Кроме указанного это еще и термин, обозначающий основной результат процесса моделирования в НЛП: составление моделей и их подробное описание.
Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru