Некоторые техники гештальттерапии в силу их неизменной результативности стали классическими.
Метод пустого кресла, - пожалуй, самая известная и сильная техника гештальттерапии. Именно она часто используется психологами других направлений. Человеку предлагают мысленно посадить в кресло напротив себя своего противника, например начальника, жену или мать, высказать воображаемому лицу свои чувства; затем пересесть на его место и ответить себе от его имени. Психолог обычно следит за ходом диалога, в критические моменты разговора предлагая человеку пересаживаться с одного кресла в другое и говорить поочередно то за одного, то за другого. В таком диалоге происходит осознание внутренних конфликтов, соприкосновение с чувствами. Главная задача при этом - озвучить мысли и чувства. Открытое выражение чувств, проговаривание, особенно в неясных затруднительных местах диалога, проясняет ситуацию, помогает человеку испытать инсайт.
Беседа с частью своего Я. Этот метод помогает разрешить внутренний конфликт. Выделив конфликтующие части личности, например желание стать открытым и страх высказать свои чувства, необходимо организовать диалог между ними, используя пустое кресло. Часто во время спора конфликтующие стороны приходят к открытию чего-то нового для себя, иногда находят средство примирения. Вариация этой темы - если психолог или клиент замечает несогласованность в невербальном поведении. Тогда в разговор вступают, например, напряженная правая рука и расслабленная левая, или покачивающаяся нога вступает в диалог с больным животом.
Преувеличение часто используется для усиления переживания и его осознания. Необходимо намеренно усилить дрожь в теле или раскачивание ноги или повторить громче какие-то речевые паттерны. Такое усиленное повторение движения или действия позволяет сместить фокус на внутренний опыт, осознать ощущения в теле и выявить границы Я.
Речевые изменения. Этот метод состоит в том, чтобы повторить вопрос в форме утверждения. Так, "Я тебе нравлюсь?" может в действительности означать: "Я не уверен, что нравлюсь тебе". Замена вопроса на "Я-утверждение" усиливает идентификацию человека с переживаемым опытом. Другим речевым изменением может быть требование говорить в настоящем времени, как будто все происходит "здесь-и-сейчас", что тоже помогает сфокусироваться на проблеме.
176
Во избежание интеллектуально-философского русла беседы необходимо следить, чтобы вопросы имели форму "как" и "что" вместо "почему".
Фиксированное ощущение. Когда в поведении появляются ключевые эмоции, чаще всего через невербальные реакции, необходимо сразу же обратить внимание на переживаемое чувство и его значение.
Повторение. Иногда полезно просто повторить предложение; это помогает осознать неясное до этого ощущение или чувство. Особенно актуально повторение в том случае, когда собственная система ресурсов человека еще слаба и он боится предстоящих изменений. Если дать ему возможность открыто выразить свои страхи и ожидания, то он сможет преодолеть сопротивление и двигаться по пути завершения гештальта.
"Верхняя собака" и "нижняя собака". "Верхняя собака" авторитарна, требовательна; она говорит слова типа "должен", "обязан". Напротив, "нижняя собака" более пассивна, испытывает чувство вины, ждет прощения. Диалог между ними помогает человеку лучше понять себя.
Путь к очевидному. Ф. Перлз учил обращать внимание на очевидное. Глубинные структуры и процессы часто выявляются буквально в первых утверждениях клиента. С еще большей очевидностью они предстают в невербальных паттернах. Например, заметив напряжение нижней челюсти, можно спросить человека: "Вы осознаете ощущения в подбородке?"
Работа с группой. Взаимодействие с другими людьми (с группой или с кем-то из группы) помогает ясно выразить свои чувства или понять что-то неясное в своем опыте.
Классическая модель работы в группе была разработана Ф. Перл-зом и интенсивно используется в настоящее время его учениками. Гештальтгруппа сильно отличается от групп других видов. Если Т-группы и группы встреч вовлекают в работу всех членов группы, в модели Ф. Перлза психолог - групповой лидер - работает с одним участником, который добровольно соглашается стать пациентом и занимает какое-то время так называемое "горячее кресло", т.е. стул рядом с психологом. Остальные члены группы молча наблюдают их взаимодействие. В некоторых упражнениях могут участвовать все члены группы, но чаще всего им отводится роль групповой поддержки. В то же время, сопереживая проблемам своего товарища, члены группы осознают свои собственные проблемы, идентифицируя себя с тем, кто сидит на "горячем стуле". При этом возникают интенсивные эмоциональные переживания, которые способствуют изменению участников группы.
В определенный момент психолог обращается к группе за помощью. Например, человек должен пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с какой-то одной фразой, которая возникла в
177
ходе работы. Например, он должен начать: "Я хочу, чтобы ты полюбил меня за..." - и сам закончить это предложение словами, которые подходят в общении с тем или иным членом группы в момент осознания "здесь-и-сейчас". Иногда члены группы с разрешения психолога могут кратко выразить свою собственную реакцию. Однако в любом случае в этой модели групповой работы вся инициатива принадлежит психологу. Один человек может занимать "горячее кресло" от 10 до 30 минут, а иногда и значительно дольше. Типичной является и такая ситуация, когда от двух до четырех участников поочередно занимают "горячие кресла" в течение двух-трехчасовой работы.
Вторая модель группы называется моделью группового взаимодействия или "тематическим гешталыпом". В этой модели психолог по-прежнему выступает единственным руководителем группы. Но при этом его руководство более гибко, чем в первой модели. Он принимает предложения, исходящие от членов группы, всячески поощряет и приветствует групповое взаимодействие. Работа с одним человеком сопровождается групповой активностью. Психолог стимулирует групповое осознание, аналогичное тому, что переживает участник на "горячем стуле". Общее упражнение - подготовка к индивидуальной работе. В то же время такое взаимодействие может привести к завершению гештальтов сразу у нескольких членов группы.
В такой модели работа каждого члена группы является социально значимой, а группа представляет собой определенную динамическую цельность. Работа в такой группе может быть очень интенсивной и достаточно драматичной. В ней участники не только получают поддержку, но и вступают в конфронтацию. Каждый воспринимает себя одновременно и уникальным созданием, и членом социальной группы. Ценность такой работы - специально выращиваемая атмосфера безопасности, которая побуждает участников идти на открытое взаимодействие. Кроме того, весьма значима та неизбежно возникающая "молчаливая самотерапия", которая происходит тогда, когда человек эмоционально сопереживает тому опыту, который разворачивается на его глазах. Участники группы обычно испытывают достаточно сильную личностную вовлеченность, даже если они по большей части зрители, а не участники. Переживаемые в группе сильные эмоции приносят освобождение и чувство удовлетворения, и в этом смысле группа дает возможность участникам пережить нечто, подобное ритуалу в первобытном обществе.
Заканчивая характеристику основных средств воздействия гештальттерапии, еще раз заметим, что в ней не существует какой-то одной генеральной дороги, ведущей человека к изменениям. Психолог всегда может найти самый лучший метод, опираясь на свой собственный опыт, творческую фантазию и своеобразие личности обратившегося за помощью. Критерием эффективности здесь
178
выступает результат - то, насколько успешно мы осознаем свои проблемы, мобилизуем свои внутренние ресурсы, обретаем внутреннее согласие. Другой важный критерий эффективности выбранного метода - легкость, с которой мы проходим путь личностного взросления. Заканчивая описание гештальттерапии, хочется заметить, что эта теория чрезвычайно эффективна для совершенствования стиля межличностного взаимодействия, а сама по себе практика гештальттерапии красива и впечатляюща. Классические техники гештальттерапии, независимо от теоретической базы психолога, помогают решить многие задачи личностного взросления. А педагог, руководитель, менеджер могут при вдумчивом подходе сделать множество открытий, которые окажутся полезными на пути к согласию.
179