Ценность взросления и зрелости

Каждый человек усваивает в ходе своего развития определенную систему общественных и культурных ценностей - через родителей, школу, друзей и т.д. Это могут быть обходительность, добросовестный труд, владение домом, приятное окружение, дружная семья, уважительное отношение к родителям и т.д. и т.п. Многие из этих ценностей скрыты, неосознанны. При этом одни ценности устойчивы и постоянны, другие изменяются в зависимости от ситуации и периода жизни. В гештальттерапии есть несколько ценностей, которые рассматриваются как предпочитаемые способы существования. Это взросление, ответственность, самоактуализация, аутентичность (гармония внутреннего содержания и внешнего выражения) и способность к контакту. Рассмотрим их поподробнее.

Взросление в гештальттерапии рассматривается как органический процесс. Это похоже на рост и созревание всего живого в природе. Когда, например, о фруктах мы говорим: "Они созрели", -мы подразумеваем при этом, что они имеют не только соответствующую зрелую форму, но и содержат в себе определенное количество веществ, соответствующих их зрелому состоянию. Вызревший плод содержит в себе не только мякоть, которой можно полакомиться, но и семя, способное при наличии земли, воды и солнца прорасти и стать плодоносным. Ф. Перлз аналогичным образом определяет взросление человека - как переход зависимости от внешнего ресурса к внутреннему. Взросление человека происходит медленнее, чем растений или животных, и освобождение от внешней зависимости длится достаточно долго. Первый внешний ресурс, от которого отказывается человек, - это надежность и теплота материнской утробы при рождении. Затем он отрывается от материнской груди, от поддерживающих рук контролирующих взглядов и т.п. Ранняя стадия физического развития - это достаточно успешное продвижение от внешней зависимости к внутренним ресурсам. Психическое взросление ускоряет освобождение от внешнего ресурса.

Поскольку человек - существо социальное, процесс взросления продолжается постоянно; абсолютно самодостаточным, свободным от общества не способен стать ни один человек. Но тем не менее постепенно человек становится все более самостоятельным, растет его ответственность за самого себя. Научившись ходить, мы постепенно обретаем эмоциональную и психическую автономию, развивая в себе чувство самоценности и овладевая внутренней мудростью. Однако наряду с обретением самостоятельности и независимости взрослая личность признает наличие ситуаций, когда необходима

152

внешняя помощь или поддержка. При этом способность и готовность запросить такую поддержку осуществляются не манипулятивным, а непосредственным путем.

Взросление не простой и отнюдь не легкий процесс. Часто оно сопровождается психологическим дистрессом, вызванным тем, что постоянно человек сталкивается с необходимостью отказаться от ставшей привычной безопасной ситуации и решается предпринять нечто доселе несовершаемое, недоступное, пойти на риск, выйти за пределы привычного, надежного, но теперь уже недостаточного. Здесь борются две силы: некая готовность к новому и вместе с тем нерешительность, страх, желание остаться в старом качестве.

Гештальттерапия учит человека, переживающего период отсоединения, отрыва от прошлого, просить о помощи и принимать ее.

Рост самооценки, самоценности и осознанности, связанный с переживанием доверия к самому себе, сопровождается изменениями в самоидентификации. На ранних стадиях развития чувство идентичности возникает на основе той обратной связи, которую личность получает от значимых для себя людей. Их оценки служат зеркалом, глядя в которое личность идентифицирует себя с другими и одновременно конструирует самое себя. Это период созревания идентичности, которая достаточно далека от реальности и поэтому нуждается в подпитке. В период взросления происходит изменение внутреннего мира, развивается уникальность личности, истинная идентичность. И этот бесконечный процесс постоянного изменения и роста на протяжении всего жизненного пути ведет человека к новому знанию себя и новой осознанности. Новый опыт всякий раз требует все нового развития внутренних ресурсов и все большего доверия к собственной мудрости.

Итак, мы видим, что взросление включает в себя самоактуализацию и аутентичность (подлинную идентичность, согласованность внутреннего содержания и внешнего выражения). Помимо этих ценностей, широко признанных в гештальттерапии уже в 80-е годы, в последнее десятилетие признана как ценность и способность человека к открытому контакту. Каждая ценность сама по себе сложна и многообразна, поэтому заслуживает подробного рассмотрения.

Самоактуализация как термин впервые возник в работе Курта Гольдштейна в конце 30-х годов. Наблюдая за испытуемыми, перенесшими травму черепа, К. Гольдштейн пришел к убеждению, что поиск путей самосохранения и самосовершенствования никогда не прекращается.

В гештальттерапии самоактуализация становится возможной, когда человек идентифицирует себя с изменяющимся, растущим организмом. При этом чрезвычайно важно признать себя таким, какой ты есть, а не таким, каким ты хочешь быть. Такое признание высвобождает способность человека к собственному совершенствованию. Парадокс стремления к совершенству заключается в том,

153

что движение в сторону недосягаемых ожиданий, как правило, оказывает ограничивающее воздействие на самого человека. Идентифицируя себя с представлениями о том, каким следует быть, человек останавливается на так называемой самоактуализации образа, а не на самоактуализации себя настоящего. Поскольку психически это связано с отрицанием себя реального, могут возникнуть ухудшения здоровья и даже серьезные психотические расстройства. Самоактуализация, по Ф. Перлзу, это организмический процесс, основанный на постепенном развитии личностных потенциалов через знание, осознавание и признание того, каков человек есть на самом деле.

Аутентичность - это очень важный аспект взросления. Термин "аутентичность" в гештальттерапии во многом совпадает со значением слова "конгруэнтность", что в переводе с французского означает гармонию внутреннего содержания и внешнего выражения, состояние согласованности чувств, мыслей и других составляющих внутреннего опыта человека с внешними формами выражения. Состояние конгруэнтности или идентичности внутреннего опыта и его внешнего выражения символизирует момент, когда гештальт завершен. Это типичное состояние взрослости в гештальттерапии.

При этом утверждается, что любые переживания, чувства, мысли, т.е. любое состояние внутреннего опыта человека, являются самоценными. Они есть результат того или иного выбора человека, сделанного при участии самосознания. Этот выбор может совпадать с ценностями, господствующими в обществе, частично расходиться с ними или совершенно не приниматься обществом. Аутентичная личность (т.е. личность, чей внутренний опыт согласован с внешними формами выражения) способна признать ценность и своих собственных взглядов, и мнение социума, даже если они не совпадают. Это доступно человеку в том случае, если он преодолел незавершенные гештальты, сформированные в его прошлом опыте, и вместе с тем не имеет каких-либо нереальных ожиданий, т.е. если он свободен от прошлого и будущего, живет в ситуации настоящего, осознавая процессы своего собственного организма и сохраняя хороший контакт с окружающей средой.

Способность к контакту рассматривается в гештальттерапии как личностная сущность и как процесс. Сущность, или самость, в этом случае определяется как система контактов между индивидуумом и средой: взгляды человека, его верования, ценности, воспоминания взаимодействуют с осознанностью себя и своих границ. Когда человек функционирует полнокровно, то формирование и завершение гештальтов происходят непрерывно и плавно. Однако завершение не наступает, если человек теряет контакт со своим внутренним опытом или с окружающей средой.

Поясним это на простом примере. На работе вы вдруг вспомнили, что, уходя из дома, забыли выключить утюг. Вы мчитесь к телефону и просите оставшихся дома родных или соседей посмотреть,

154

все ли в порядке, и выключить утюг, если он действительно включен. Услышав заверения в том, что ваша оплошность исправлена, вы можете спокойно вернуться к прерванной работе. Гештальт беспокойства завершен, и вы возвращаетесь к прерванному гештальту работы. Вы, таким образом, осуществили контакт со своим внутренним опытом - воспоминанием о забытом утюге и чувством страха по этому поводу. Вы не только осознали эти чувства, но и предприняли шаги по их устранению, что потребовало от вас контакта с окружающей средой. Незаконченный гештальт был завершен, и вы почувствовали облегчение. Пережитый эпизод становится фоном вашего жизненного опыта. Теперь вы можете вернуться к другому незавершенному гештальту - работе. Только теперь она может быть в фокусе вашего внимания или осознания.

Если но какой-то причине вы не можете оторваться от работы или дозвониться домой, чтобы снять возникшую опасность, беспокойство все равно будет присутствовать в вашем сознании и отвлекать ваше внимание от работы, что непременно скажется на ее продуктивности. Таким образом, у вас будет уже два незавершенных гештальта, существующих одновременно. Это означает, что у вас нет полноценного контакта ни со своим собственным внутренним опытом (вы игнорируете свое беспокойство, оставаясь на рабочем месте), ни с окружением (вы не можете сосредоточить свое внимание на деле).

Контакт сам по себе может быть разным, но он в любом случае приемлем и более полезен для организма, чем его отсутствие. Блокирование взаимодействия организма со своими внутренними ощущениями, потребностями или с внешним миром затрудняет формирование и завершение гештальтов и провоцирует нездоровые состояния: волнение, депрессии, манипуляции, нарушение границ контакта и т.п.

Итак, мы познакомились с основными понятиями и ценностями гештальттерапии. А теперь зададимся вопросом: "Что же с этим делать?" Попробуем использовать эту концепцию для диагностики продуктивности нашего стиля межличностного взаимодействия.

155

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.