Для сохранения сценария взрослый человек может иногда вступать во взаимоотношения, которые повторяют его взаимодействие с родителями в детском возрасте, причем он делает это неосознанно. Одну из разновидностей таких отношений Э. Берн называет игрой.
Если вы в общении с другим человеком испытываете неприятные чувства и сетуете: "Почему это со мной постоянно происходит?", "Как это могло опять случиться?", "Я думал, что он (она) совсем другой человек, но..."; если вы испытываете удивление при этом и вспоминаете одновременно, что нечто подобное с вами уже происходило, то, по теории ТА, вы играете в игры.
117
Игра - это скрытое взаимодействие с четко определенным и предсказуемым исходом, чаще всего неприятным. Это самое простое понимание игры в ТА.
Сам Э. Берн рассматривал игру как непрерывную серию дополняющих друг друга скрытых трансакций; цель игры: получить выигрыш -неприятные переживания в сочетании с негативной оценкой себя и другого.
Надо сказать, что определение игр часто пересматривалось и дополнялось как самим Э. Берном, так и его последователями.
Согласно В. Джойнсу, игра - это скрыто мотивированный процесс, который:
1) находится вне осознания Взрослого;
2) явно не проявляется, вплоть до изменения участниками своего поведения;
3) приводит к тому, что все испытывают смущение, непонимание и желание обвинить партнера.
Таким образом, как видно из определений, люди играют в игры, не осознавая того, что они делают. В финале игрового взаимодействия обычно чувствуется, что произошло нечто непредвиденное и неприятное. Человек обычно испытывает удивление и понимает, что подобное уже происходило с ним раньше.
Подобно другим играм, психологические игры имеют свои правила. По мнению Э. Берна, игра включает в себя крючок (стимул, который на психологическом уровне является приглашением к игре, т.е. ловушка, какой-либо повод, на который отзывается партнер по общению), клев (реакция, которая говорит о том, что человек принял приглашение к игре), переключение (положение в игре, когда игрок меняет роль с целью получить свою расплату) и смущение (момент, обычно следующий сразу же после переключения, когда игроки ощущают, что произошло нечто непредвиденное и неприятное).
Игры постоянно повторяются. Время от времени человек играет в свою любимую игру. При этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же.
Как можно классифицировать игры и надо ли это делать? В своем бестселлере "Игры, в которые играют люди" Э. Берн буквально заворожил читателей броскими названиями игр. В течение нескольких лет в ТА была мода на придумывание новых игр и их названий. Были открыты сотни игр. В современном ТА осталось немного игр, которые расклассифицированы на несколько паттернов, каждый из которых представлен одним популярным названием.
Согласно одной из классификаций, есть игры на всю жизнь ("Алкоголик"; "Должник"; "Бейте меня"; "Попался, негодяй"; "Посмотри, что я из-за тебя сделал"), игры как психотерапевтическое средство ("Оранжерея"; "Я всего лишь пытаюсь помочь Вам"; "Неимущий"; "Крестьянка"; "Психиатрия") и др.
118
Почему люди играют в игры? Однозначного ответа на этот вопрос ТА не дает, однако общепринято мнение о том, что, играя в игры, человек следует устаревшим, приобретенным в детстве стратегиям поведения. Кроме того, люди играют в игры, чтобы сохранить и подтвердить свой сценарий. На самом деле есть достаточно длинный список психологических "выгод", которые побуждают человека вновь и вновь "ловиться на крючок" игры и настойчиво двигаться к ее болезненному, но подсознательно желанному финалу. Развязка психологической игры позволяет:
- усиливать свою ведущую жизненную позицию;
- находить подтверждения своим верованиям, ценностям и критериям;
- получать негативные знаки внимания за отсутствием позитивных;
- избегать скуки времяпрепровождения;
- избегать истинной ответственности за самостоятельные действия;
- поддерживать симбиотические отношения;
- избегать эмоциональной вовлеченности в интимность, переживаемую как опасную;
- восстанавливать и подтверждать свои чувства-паразиты, или рэкет;
- обогащать свою коллекцию марок;
- подтверждать и развивать свой сценарий.
По сути дела, игра - это повторение схемы взаимодействия человека с родителями в детском возрасте, причем, конечно же, вся эта последовательность трансакций, в результате которой обе стороны испытывают неприятные чувства, происходит помимо воли человека, т.е. по неосознаваемым мотивам.
Завершив знакомство с трансактным анализом, стоит обратиться к вопросам использования этой теории на практике.
119