Э. Берн открыл три различных способа существования человека в мире, каждый из которых состоит из набора мыслей, чувств и поведения. Если человек мыслит, чувствует и ведет себя, копируя одного из родителей или других взрослых, которые учили его жить, он находится в эго-состоянии Родителя. Если же он думает и действует, исходя из принципа "здесь и теперь", реагирует на то, что происходит вокруг него, используя свой потенциал взрослой личности, он проявляет свое эго-состояние Взрослого. Если же его мысли чувства и поведение похожи на то, что он обычно делал в детстве, он перемещается в эго-состояние Ребенка.
Таким образом эго-состояние - это совокупность связанных друг с другом мыслей, чувств и поведения человека, способ существования и проявления одной из трех частей личности в данный момент времени. Объединив вместе эти три эго-состояния, мы получаем трехчленную модель эго-состояний личности.
89
Графически эта модель обычно изображается тремя соприкасающимися друг с другом окружностями (схема 3).
Схема 3. Основные эго-состояния личности
Модель эго-состояний лежит в основе структурного анализа, раскрывающего суть личности и основы ее взаимодействий с другими.
Эти три эго-состояния позволяют человеку быть гибким. Нельзя сказать, что какое-то из них лучше или хуже. Зрелый человек использует их все - в зависимости от конкретной ситуации. Каждое эго-состояние необходимо человеку как важная неотъемлемая часть структуры его личности. В чем состоит их ценность?
Эго-состояние Родителя несет в себе все богатство человеческого опыта, передающееся из поколения в поколение, моральные убеждения и модели поведения. Это наша память, традиционное видение мира и жизни. Оно основано на заботе о сохранении человеческого рода, культурных и семейных традициях и возникает еще в детском возрасте, задолго до того, как человек становится папой или мамой.
Чисто внешне Родитель проявляет себя весьма явно и, прежде всего, через даваемые указания: "Делай то, но не делай этого..."; "Всегда..."; "Никогда..."; "Будь осторожен..."; "Замолчи..."; "Прекрати это сейчас же!"; "Я не позволю так с собой обращаться!"; "Я вам помогу..." и т. п. Его речь изобилует поговорками и клише: "Это смешно и глупо..."; "Все мужчины..."; "Вы никогда ничего не делаете путного..."; "Начальник всегда прав..."; "Семь раз отмерь и один раз отрежь!"
Любимыми жестами Родителя являются: вытянутый указательный палец, покачивание головы, поглаживание по спине и по голове, сжимание в своих объятиях, подмигивание, сморщенные брови. Наиболее часто встречаемые позы: руки на бедрах или
90
скрещенные на груди, подпертый руками подбородок, ноги широко расставлены.
Когда включается Эго-состояние Взрослого, человек реагирует на ситуацию "здесь и теперь" и использует все возможности, свойственные зрелому человеку. Способы решения проблем, модели поведения и чувства - всё адекватно реальной ситуации. Человек при этом использует соответствующие возрасту интеллектуальные и эмоциональные ресурсы. В этом состоянии люди обычно спокойны, не выражают эмоций, задают вопросы по содержанию: "Что?", "Кто?", "Когда?", "В чем заключаются факты?" Любимыми фразами становятся: "Я согласен..."; "Вот мое мнение..."; "Я взвешу все за и против..."; "Подождите, я прикину...". Тело Взрослого тоже имеет свои сигналы: гармоничное сочетание расслабленности и напряжения в позе и движениях, голова не наклонена (Ребенок) и не приподнята (Родитель), а прямая, спокойный взгляд, ступни ног на полу, руки открыты, верхняя часть туловища наклонена вперед (выражение заинтересованности).
Ребенок - это мир эмоций и чувств: иррациональных страхов, тревог, грусти и гнева, радости, энтузиазма, нежности и любви. Это игра воображения и кладезь творчества, креативности. Именно Ребенок - источник наших побуждений, спонтанности, творческих порывов, теплоты, страстей, подчинения или бунта, пронырливости и хитрости.
Ребенок обнаруживает себя в первую очередь через позы и жесты: согнет ноги под стулом, небрежно кивнет в ответ на приветствие, испугавшись, напряженно сведет плечи, досадуя, будет выкручивать себе руки, забывшись, станет почесываться, скучая - жонглировать карандашом или рисовать что-либо во время совещания. Его любимые выражения: "Я хочу"; "Прекрасно"; "Я боюсь"; "Я должен"; "Оставьте меня в покое!"; "Проклятье".
Ценность структурного анализа состоит в том, что, внимательно наблюдая за внешними реакциями человека (вербальными и невербальными), можно определить, что он чувствует, и понять некоторые важные мысленные паттерны. Ведь суть модели эго-состояний и заключается в том, что она позволяет нам установить надежную связь между мыслями, чувствами и поведением.
В самом деле, если человек демонстрирует нам поведение, соответствующее эго-состоянию Родителя, то можно предсказать, что он во власти мыслей и чувств, которые скопировал у старших. Демонстрация сигналов, свойственных эго-состоянию Взрослого, недвусмысленно сообщает, что мысли и чувства их обладателя соответствуют ситуации "здесь и теперь". Если же внешнее поведение человека напоминает модели Ребенка, то можно предположить, что он испытывает в этот момент чувства из своего детства.
Заканчивая характеристику структурной модели личности, подчеркнем, что структурная модель характеризует каждое эго-состояние,
91
раскрывая тем самым содержание личности. Следующая проблема - как мы используем эго-состояние. Решая ее, Э. Берн создает функциональную модель личности и разрабатывает функциональный анализ.
92