Главная цель человеческого бытия - развернуть свои потенциальные возможности, проявить в жизни то, что дано от природы. В процессе развития личности общению отводится особая роль. Общение выступает главным условием, "выделывающим" человеческую личность. Любой человек, включенный в общение, развивается сам. Вместе с тем он способствует развитию другого, помогает развернуть возможности каждого, с кем вступает в общение.
Развитие человека в общении происходит через два основных механизма - идентификацию и обособление (В.С. Мухина). Благодаря механизму идентификации человек уподобляется другим людям, "выделывает" собственное Я как частицу рода. Поскольку все в мире повторяется, личность - живая и развивающаяся - сама ощущает связь времен и осознает единство со всем человеческим родом. В основе идентификации лежат законы повторения и связи времен.
Сохранению своего уникального помогает механизм обособления. В основе обособления лежат потребности в развитии и росте, в свободе и познании своей сущности. Именно своего - неожиданного и неизведанного, вплетенного в сложную ткань общечеловеческого. Чтобы найти свое уникальное, данное именно ему, и "заполнить себя" своим, только ему данным предназначением, человек стремится освободиться от уравнивающих внешних влияний. Это борьба за право сделать свой выбор, принять свое собственное решение.
50
Идентификация в широком понимании трактуется как: переживание индивидом своей тождественности с другим человеком или любым объектом действительности; механизм, объясняющий психопатологические процессы и самое раннее проявление эмоциональной привязанности, посредством которого родительские отношения переводятся в "супер-эго"1; один из защитных механизмов, обусловливающий проекцию субъектом своих чувств и черт на объекта2. Понятие диады идентификация-обособление как механизма развития личности и ее бытия среди других введено в психологическую науку и разработано известным отечественным психологом В.С. Мухиной.
Идентификация, по В. С. Мухиной, представляет собой "процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом". Это механизм социализации личности, осуществляющий "присвоение" индивидом своей человеческой сущности. Обособление - механизм индивидуализации личности, воплощенный в стремлении индивида выделиться из числа других, закрыться, отстраниться. Частный случай обособления - отчуждение - характеризуется как эмоциональная холодность, лишение близости и доверия.
В.С. Мухина отмечает, что идентификация имеет двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых качеств. С другой -"может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального"3. Обособление, в свою очередь, дает возможность общающимся сохранить свою индивидуальность, чувство собственного достоинства. Через обособление развивается ответственность, самостоятельность. С другой стороны, обособление может привести к отчуждению (эмоциональной холодности).
Итак, идентификация-обособление - это двуединый механизм развития личности и ее бытия среди других людей.
51
1
См.:
Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Основные психологические теории в психоанализе. М.; Пг., 1923.
2
См.:
Фрейд А. Психология
Я и защитные механизмы: Пер. с англ. - М., 1993.
3
Мухина В. С. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. - М., 1985.