Глава XII

О ПОДРОСТКАХ (13-17 ЛЕТ)


Голос детства из дальней дали до
отрочества долетает,
Подросток его презирает и слышать
его не хочет,
"Нет, нет, - он бормочет, - это
вовсе не я,
это просто ребенок, который не
знает, что говорит..."
Но ребенок всегда говорит только
то, что знает,
даже, если молчит, и особенно, если
молчит.
А подросток растет, вырастает, но
покуда еще не подрос,
он не может в себе подавить ни
смятенья, ни смеха, ни слез.
Воспитателям хочется,
чтобы из него получилось подобье
прочих,
которых они уже вывели на дорогу, -
но подростку не хочется думать в
ногу
и не хочется по приказу мечтать...
Ему бы в детство опять.

Жак Превер

Недаром и сами юные люди инстинктивно тянутся к образам великих людей. Они смутно или ясно видят в них образцы, имеющие непосредственное отношение к их личным чаяниям.

М.М. Рубинштейн

Ключевые слова: подросток, взросление, взрослые, трудный период

Эту главу писать безмерно трудно - о подростках написано столько, что если бы они об этом узнали, то, думаю, страшно гордились бы вниманием к себе взрослых. Тем вниманием, которого им так часто не хватает в жизни, где их считают "невыносимыми" и "трудными", как, конечно, считают взрослые.

Трудно писать и потому, что в работе с ними иногда ощущаю собственный возраст как препятствие для

537

эффективной помощи им, а иногда наоборот - моя собственная взрослость помогает найти нужное (важное) для подростка решение его жизненной ситуации. Все же я благодарна судьбе, что уже долгое время у меня есть возможность прикасаться к миру подростков, думаю, что это один из самых недоступных для взрослого человека миров. Это мир, в котором нет логики взрослой жизни, непосредственности детства, где все краски и запахи жизни, весь ее вкус и аромат, именно все и весь, обрушиваются на подростка как ливень. Последствия же ливня, как известно, бывают весьма неоднозначны - тут и сломанные ветки, и вырванные с корнем деревья, и чистый воздух, и напоенная новой силой земля...

Трудно писать о подростках и потому, что язык взрослой науки не может (возможно, пока) выразить то, что происходит в жизни, кроме того, чтобы зафиксировать кое-какие изменения.

С чего начать? С противоречий, которые обостряются в этом возрасте до уровня трагедии? С потерь и приобретений? Нет! Начну, пожалуй, снова с любви и особенностей ее проявления в окружающем меня мире, доступном мне для понимания и анализа. Помогать мне в этом будут Э. Фромм, В. Сатир, В. Франкл, М. Мамар-дашвили, Н.А. Бердяев и многие другие люди, которым доверяю в их попытках понять человека.

Это так просто - еще раз сказать, что без любви людей друг к другу невозможно решение ими задач своего же развития. Кстати, тут же и возникает вопрос о том, а переживает ли человек необходимость собственного развития или уже априори считает себя совершенством? Ответить на него далеко не просто, так как возможность вразумительного объяснения тоже связана с пониманием любви - любви к себе.

Любовь к себе - один из видов любви, с которой в нашем мире происходят, на первый взгляд, незаметные, но существенные изменения, особенно остро дающие о себе знать в содержании вечной проблемы отцов и детей - проблемы связи поколений. Именно эта проблема обостряется в подростковом возрасте, порожденная решением подростками возрастных задач развития. Об этом и пойдет речь, замечу только, что описываемый мною возраст в отечественной психологии (придерживающейся школьной классификации периодов развития) относится как к периоду среднего школьного возраста, так и захватывает весь период старшего школьного возраста. Я не придерживаюсь этой

538

классификации, ориентируясь в описании возрастных особенностей на содержание жизненных задач развития и экзистенциальные переживания, связанные с ними.

Работая в качестве практического психолога с большим количеством семей, где есть подростки, я поняла, что слова Э. Фромма о распаде любви в современном обществе, боль, какой пронизаны тексты Х.Ортеги-и-Гассета, провидческие рассуждения Вл. Соловьева оправдываются существованием бытовых, ежедневных вариантов псевдолюбви. Основное ее качество - это безличность отношения людей друг к другу, это нормативность в проявлении чувств - дозирование их в соответствии с заслугами человека, особенно ребенка, подростка. Это то, что М. Волошин называл трагедией материальной культуры. Я позволю себе еще раз процитировать его пронзительные строчки:

Чтобы не дать материи изникнуть,
В нее впился сплавляющий огонь.
Он тлеет в Я, и вещество не может
Его объять собой и задушить.
Огонь есть жизнь.

И в каждой точке мира
Дыхание, биенье и горенье.
Не жизнь и смерть, но смерть и воскресение -
Творящий ритм мятежного огня.

Думаю, что в них выражено то противоречие, которое возникает при встрече живого ("огня") с мертвым, косным ("материей"). Таким живым является и настоящая любовь, которая всегда носит созидательный, а не разрушительный характер, которая предполагает заботу, уважение, ответственность и знание о любимом. Она направлена на него как на воплощение существеннейших человеческих качеств - свободы и ответственности. Если человек любит созидательно, то он любит и себя; если он любит только других, он не может любить вообще. Эти закономерности давно отмечены исследователями человеческой любви.

Мертвыми образованиями, лишенными созидательной силы, становятся отношения псевдолюбви, так как в них существеннейшие свойства человека отождествляются с предметными. Это называют еще отчуждением.

В таком случае псевдолюбовь - это форма спасения от одиночества за счет создания отношений зависимости

539

себя от конкретных свойств другого человека и, наоборот, конкретных свойств (например, успеваемости) от своих собственных (совместное, например, приготовление уроков). Несмотря на достаточно большое число форм псевдолюбви и обусловленность их появления снижением ценности человека в XX веке особенно, все они объединены одним общим проявлением - в них отсутствует индивидуальное проявление сущностных человеческих характеристик любящих людей1.

Прежде чем перейти к описанию форм псевдолюбви, буквально несколько слов о том, почему это становится так актуально для подростка. Вступив в этот возраст, человек сталкивается с тайной своего изменчивого Я, постоянно ускользающего от него же самого. Для сохранения Я необходима огромная работа по его построению, если хотите, то выстраиванию. Без необходимого психологического материала этого не сделать. Если в предыдущем периоде своего развития ребенок переживал свою дискретность, конечность как проявление своего Я, как момент его фиксации в собственном же сознании, то подростку требуется психологическая информация для дальнейшего осуществления жизни его Я, как проявления в конкретной, индивидуализированной, в его лице персонифицированной форме сущностных свойств человека.

Думаю, что основным условием получения такой психологической информации может быть его встреча со взрослым человеком, который воплощает в отношении с подростком обобщенную, но персонифицированную сущность человека - является, говоря педагогическим языком, нравственным идеалом, жизненным идеалом, но не абстрактным, а конкретным, может быть, ежедневным воплощением его в отношении подростка. Слово "воплощение" можно было бы заменить без потери смысла словами "труд", или "любовь". Считайте, что я это уже сделала.

Иначе говоря, подросток своими потребностями, главной потребностью - жить - ставит перед людьми, его окружающими, в самой острой форме проблему любви к жизни, к себе как к живому человеку, к нему - подростку, а значит, к нему как к другому человеку. Его проблемы - это тот "огонь", который обращен к "веществу" отношений с другими людьми -

540

к тем нормам и правилам построения и осуществления проявлений жизни, с которыми он уже успел встретиться в своем детстве.

Справятся ли с этой задачей взрослые, если они попали под влияние процветающих в культуре форм псевдолюбви? Думаю, что этот вопрос из категории риторических, может быть, поэтому, как только подростковый возраст стал в истории культуры возрастом массового школьного обучения, о нем на все лады говорят (взрослые!) как о трудном. Может быть, это следы от огня Я подростков, того мятежного огня свободы и ответственности, который зарождается в них и вызывает, как всякий огонь, желание наблюдателя поскорее потушить его или по крайней мере обезопасить себя от него. Чем? Да все той же псевдолюбовью, которая все-таки может называться любовью, не будучи таковой на деле. В эту ловушку фантомности собственного сознания, собственной жизни, к сожалению, очень часто попадают не только взрослые, но и сами подростки. Для того чтобы отличить любовь от псевдолюбви, надо не только быть мудрецом, но и обладать высоким чувством собственного достоинства (границами Я, недоступными для разрушения другим людям), а за плечами у подростков их прошлое. Оно же и в биографии взрослых людей. (Я не буду подробно останавливаться на происхождении псевдолюбви, это подробно описано в психоаналитической литературе, и при желании читатель всегда может воспользоваться первоисточником - работами самого 3. Фрейда). Итак, формы псевдолюбви в отношениях между людьми.

Название Содержание Воздействие на человека, его последствия
"Великая", или поклоняющаяся любовь Поклонение любимому человеку; отчуждение от своих собственных сил, проекция их на любимого Поглощение психологического пространства другого человека за счет отождествления с собственным (механизмом проекции) как с дискретным, конечным Я. Последствия - разочарование, поиск нового идола

541

"Сентиментальная любовь" Переживание в фантазии, в фантомном проявлении жизни. Реальные отношения обесценены Свой, реальный человек, с которым отношения существуют в настоящем, не воспринимается как живой. Свойствами живого наделяется образ прошлого или будущего. Последствия - эмоциональная холодность, скука, пустота в отношениях
Любовь к "несчастненьким" Внимание к слабостям любимого, стремление его усовершенствовать, своего Я не чувствуют. Отношения строятся на механизме взаимной проекции, нет реализма в восприятии своего Я или Я другого человека Создание искаженного образа Я, фиксация проявлений Я в постоянных формах. Последствия - ригидность в отношениях, воспроизведение в пространстве и времени одних и тех же отношений
"Зеркальная любовь" Человек не в состоянии придать смысл своей жизни, воздействовать на свое Я, он старается жить ради кого-то, отражая его жизнь как проявление своей жизни Проявление воздействия не имеет границ, эти границы вообще не осознаются и не принимаются. Последствия - поглощение психологического пространства одного человека другим или вторжение в это пространство без всяких ограничений

Общее во всех проявлениях псевдолюбви то, что они представляют собой ту или иную форму отказа одной из сторон взаимодействующих людей от своего собственного Я и возможность подмены его конкретными (в том числе и физическими) свойствами другого человека. Не забуду, как плакала мама девочки-подростка, уверяя, что она (дочка) слабая и больная, что о ней надо кому-то постоянно заботиться и оберегать ее. На приеме передо мной сидела сильная, красивая четырнадцатилетняя девушка (когда-то в раннем детстве была трудная операция, но с тех пор прошло десять спокойных и здоровых лет). Когда она поняла возможности моей профессии, то сама попросила: "Научите меня, как сказать маме, что я здорова, чтобы она поверила". Мать контролировала каждый ее шаг, каждое ее физическое напряжение, каждое усилие, считая это

542

высшей формой проявления своей любви к девочке. Та же устала, ей надоело быть "больной", да она уже давно и не была ею, а выйти сами из "заколдованного круга" отношений они не могли. Усталость девочки рождала раздражение, напряжение, попытки "уйти" от внимания матери, "огонь" ее Я сопротивлялся (еще!) стремлению другого человека погасить его.

Как тут не вспомнить на разные лады повторяемую мудрецами мысль о том, что любовь - это риск, это риск поверить в силы своего Я и Я другого человека, это риск работы Я по устройству всех проявлений жизни. Риск, потому что успех от этого напряжения не может быть гарантирован никем и ничем, только верой. Она сама по себе не возникает, для этого, как минимум, надо пережить экзистенциальные чувства и их ценность, чтобы принять жизнь во всей ее полноте - со всеми ее муками и радостями, без магических ограничений, успехами и достижениями, воплощенными в конкретных, а значит, в конечных свойствах себя и другого человека.

Хорошо, что люди создали психологию и психотерапию, помогающие им же самим пережить возможности своего Я, выходящие за пределы обыденного реагирования друг на друга. Благодаря психотерапии маме удалось пережить, что она своим отношением к дочери поглотила ее психологическое пространство, создала препятствия для проявления силы ее Я. Вспоминая то сопротивление этой женщины пониманию, что за жизнь дочери отвечает не только она, но и сама девочка.

Кстати, в современном мире есть достаточно осознанное средство против всех форм псевдолюбви - это права человека, права ребенка. Я приведу только небольшую цитату из Декларации прав ребенка (20 ноября 1959г.):

"Принцип 2. Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка..."

Кроме того, хотелось бы познакомить читателя и с несколькими статьями из "Конвенции о правах ребенка".

543

Статья 12

  1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформировать свои собственные взгляды, право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка...

Статья 13

  1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка...

Статья 14

  1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии...

Статья 16

  1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его репутацию.
  2. Ребенок имеет право на защиту Закона от такого вмешательства или посягательства..."

Интересно, что в обыденном сознании взрослых право ребенка иметь и проявлять свое собственное Я признается и воспринимается, по крайней мере, с изумлением.

- Как, у них (подростков, детей) есть еще какие-то права, они же должны... (список долгов я приводить не буду).

Учитывая, что это глава только о подростках, возьму на себя смелость от их имени сказать, что они чувствуют себя загнанными в трудный период своей жизни, потому что взрослые не находят для них места - элементарного пространства - в жизни, так как не знают (не все, но многие), что для осуществления Я (для "творящего ритма мятежного огня") необходимо (!) и внешнее, и внутреннее пространство. Такое пространство, где можно себя чувствовать защищенным, переживать границы своего Я, своего психологического про-

544

странства как надежные. Образ творящего ритма огня мне кажется очень подходящим к описанию проблем развития самосознания в этот период, так как подросток ставит главный вопрос: "Зачем живут люди?" Он видит в этом вопросе как ключевое слово "живут", освоение пространства жизни во всей его полноте и целостности - вот главная проблема подросткового возраста. Недаром именно в этом возрасте у детей просыпается интерес к музыке, можно даже говорить о музыкальных странствиях современных подростков. Родители знают, что часто музыка сопровождает подростка во всех его ежедневных занятиях, выполняя множество самых разных функций. Об одной из них хотелось бы сказать особо - музыка выполняет функцию интеграции множества разнообразных и не соответствующих друг другу переживаний подростка, создает (пусть на время) переживание собственной целостности, ритмически организованной, то есть предвидимой, предощущаемой. Известно, что именно ритмичная музыка нравится подросткам больше всего.

Интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности и тому подобное вносят мощный диссонанс в Я-концепцию подростка. Напряжение, вызванное этим, требует преодоления за счет увеличения силы Я, которая приходит за счет освоения жизненного пространства, выстраивания своего места в нем. Подростки резко и часто меняют интересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению1.

У меня есть возможность проанализировать, как на протяжении шестидесяти лет истории России менялись (и менялись ли вообще), с точки зрения наблюдателя, исследователя, основные свойства в описываемом периоде жизни человека. Этот материал, думаю, даст возможность еще раз вернуться к вопросу о наличии сущностных свойств человека и их устойчивости в историческом времени не только индивидуальной, но и социальной жизни. Для изложения материала прибегну к его систематизации в виде таблицы.

545

Основные психологические новообразования человека в возрасте 13-17 лет

Новообразования По данным психологического исследования 1927 г. По данным психологического исследования 1987 г.
1 2 3
1 . Половое созревание Естественные корни развивающегося человека; появляется новый его облик. Это второе рождение человека. Огромное количество всяких недомоганий берет начало в этом возрасте. Рождение новой психики - "вдруг" выявившаяся обращенность внутрь. Многое зависит от индивидуальности, но общее есть: переломный характер душевного состояния, возможность почувствовать свое место среди людей. Это состояние сопровождается резкими подъемами и спадами настроения. Реактивная сгущенность состояний. Немотивированное чувство стыда, невероятная обидчивость, повышенная возбудимость. Опасения насчет нормальности строения своего тела. Изменение вкусовых ощущений - от отвращения к еде до обжорства. Повышается чувствительность к запахам. Начинает острее восприниматься цвет. Голос становится фактором душевной жизни. Замечательный новый мир и вовне, и внутри. Юность вообще выражается во влюбленности в лицо противоположного пола. Возникает явление красования, инициатором которого чаще всего являются девочки. Это плоскость претворенного интереса, которая дает о себе знать в половых фетишах (термин Ст. Холла, Уипла и др.) - подарках, безделушках, подаренных представителями другого пола, альбомах со стихами "про любовь" Формирование половой идентичности человека связано не только с определенными психосексуальными (то есть направлением и характером осуществления влечения к противоположному полу), но и различными социосексуальными ориентациями. Существенное место в последних занимает определенная система половых ролей. Это очень важный момент в воспитании старшеклассников, так как все чаще возникают утрированные тенденции мас-кулизации женского и феминизации мужского поведения. Переживание половой идентичности предполагает наличие у человека определенных образцов поведения соответствующего пола. Идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков, как мальчиков, так и девочек, находится как бы в разных планах и практически не пересекается. Естественно, что регулирующая функция этих образов весьма незначительна.

546

1 2 3
2. Искание нового Я и проблемы самовыявления Анализ характера юных переживаний показывает, какую мощную роль в них играет стремление к выяснению своей личности, к собственному обнаружению. Эта черта не является частным проявлением только в этой сфере. Всем хорошо знакомо явление, как юность любит чувствовать себя непонятой, одинокой в своих исканиях, увлекаясь мыслью, что обыденные люди не в состоянии понять ее незаурядную натуру и так далее. Черта исканий присуща юности как ее типическая черта. Ее может опекать сам принцип исканий, так сказать, формальное искание, когда юная молодежь больше ощущает свое настроение, а назвать его не может, потому что они только своего рода вопросительный импульс, часто больше самоощущение, чем реальная конкретная потребность. Стремление это - найти и выявить самого себя, свое Я. В эту пору особенно ярко начинает говорить желание быть самим собой. Юность считает, что величайшее счастье - это быть самим собой и найти свое настоящее место в жизни, это не голос рассудка, а выражение всего существа юности. Естественно, с первого же момента юность начинает рваться к борьбе за свою личность, за выявление себя, за собственное опознание. Найти для себя арену деятельности и простор для самовыявления, что ведет к повышенной жажде активности, неугомонности, суетливой горячности и так далее. Интерес к субъективному миру, внутренний мир, как большой мир, как постоянное явление, открывается именно в юности. Это действительно открытие Америки, и для каждого юного человека это Анализ саморспрсзентации показывает, что для старших подростков в целом характерна достаточно высокая степень рефлексии и существенных различий между подростками-старшеклассниками и подростками, стоящими на пороге юности (имеется в виду количественная характеристика). Вместе с тем данные свидетельствуют, что сторона самосознания во многом зависит от эмоциональной. Переход от подросткового к раннему юношескому возрасту можно охарактеризовать как период, в котором происходит смена некоторого "объективистского" взгляда на себя "извне" на субъективную динамическую позицию "изнутри". Критерии самооценки приобретают принципиально иные формы сравнительно с оценкой человеком других людей. Она проявляется в умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе, своих способностях, возможностях. Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и изменением жизненной перспективы ребенка. Восприятие времени подростком еще остается дискретным и ограничено непосредственным прошлым и настоящим, а будущее кажется ему почти буквальным продолжением настоящего. В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы. Изменение временной перспективы тесно связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на внутренний

547

1 2 3
открытие нетронутых, невиданных плодоносных целин, которые ждут и неотложно требуют своей разработки. Яркое ощущение нового Я, которому надо дать новое содержание. Так сильно захватывает юность это стремление к выявлению своей личности... У нее горячее стремление к осчастлив-ливанию человечества, к социальному делу, к альтруизму. И все это идет рука об руку с готовностью жертвовать собой. Юность, даже широко подражая, не хочет, чтобы думали, что она подражает. Все подражания юности конкретным образцам поведения включены в основное искание юности - в стремление найти и выявить свое Я. Юность способна в известных случаях быть счастливой своим несчастьем, даже болезнями, лишь бы они несли с собой ощущение преодоления, необыденности, возможность выделить свою личность. Ни в коем случае нельзя просто развенчивать эти порывы юности к новому Я и насыщать их с ранней поры обыденностью. самоконтроль и ростом потребности в достижении. И то и другое сильно зависит от социальных и культурных условий. Формирование новой временной перспективы не всем дается легко. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время остановилось. Особенности организации систем саморегуляции личности детерминируют активность учащихся в согласии, а порой и вопреки субъективно представленным содержаниям желаемой перспективы Я. Содержание в данном случае не всегда является определяющим, ибо выступает лишь как ориентир в сложном процессе активности и развития личности.
3. Некоторые характерные черты умонастроения юности Индивидуализм юности - черта, которую мы отмечали неоднократно, особенно в стремлении юности быть самим собой. Юность полна социальных стремлений, но она без всякого противоречия с этой своей чертой хочет быть индивидуально социальна, чувствуя, что повторение снижает ценность личности, что для социального служения нужно не стадо, а многогранный коллектив. Юные люди черпают свои идеалы и образцы Жизненная позиция неотделима от мировоззрения личности. Социальная ценность человека определяется тем, насколько его деятельность способствует прогрессу общества. Чем больше человек дает людям, тем богаче становится сам как личность. Задавая вопрос о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Каково мое место в общей борьбе, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные

548

1 2 3
не из истории, общественной жизни, иногда знакомые только понаслышке. Эти образцы меньше подавляют их сознание своей индивидуальности, оставляют больше простора для собственных выявлений или фиксации их. Ее увлекает все новое. Отрицание увлекательно уже тем, что оно расчищает почву для ощущения своей самобытности. Скептицизм юности носит служебный характер, юность должна иметь мужество отрицания, огонь этот очистителей с точки зрения прогресса и культуры. Общей тенденции приходит на помощь крепнущий свет разума, собственной думы, обобщения и отвлечения... Устойчивость тут не такое уж частое явление, и в этом не следует видеть повода для отрицательной оценки. Одновременно с такими чертами, как скепсис, критика, некоторый нигилизм, она проявляет не только самоуверенность, но и довольно наивно выявляющийся догматизм. Юность способна приняться поучать кого хотите и в чем хотите, и неохотно признается в том, что она в чем-либо некомпетентна. Это ощущение резко повысившейся телесной и духовной силы. Максимализм - юность рвется на простор к большему, обыденное имеет мало шансов на успех у юности. Для подъема юности характерно пользование своего рода словесным максимализмом ("дружба", "верность", "навсегда", "никогда" и так далее). Обжорство тоже может быть проявлением максимализма. способности? На эти вопросы нет общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно подойти только практическим путем. Трудность юношеской рефлексии о смысле жизни в правильном совмещении ближней и дальней перспективы. Способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды, - один из главных показателей морально-психологической зрелости человека. В юности мировоззренческие вопросы решаются категорично, в них отражается противоречие между абстрактным и конкретным. Характерная черта юношеского возраста - формирование жизненных планов. Это явление одновременно социального и этического порядка. Это план деятельности, который заземляется на выбор профессии. Стремление к самоутверждению сменяется более реалистическим и критическим самоанализом и самовоспитанием. В отличие от ребенка, принимающего правила поведения на веру, юноша уже начинает осознавать их относительность, но еще не всегда знает, с чем именно их нужно соотносить. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, "разрушение" авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального и интеллектуального поиска. Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается моральному релятивизму: если все относительно, значит, все дозволено, все, что можно понять, можно оправдать и так далее. Целенаправленное этическое воспитание,

549

1 2 3
Фанатизм - черта, которая отчасти намечена в максимализме, это стремление к расцвету своей личности, к ее выявлению, с большим устремлением в эстетическую сторону, к подчеркнутой жизни чувством, с интересом к универсальному. Мечтательность, в которой собственное Я не столько знается, сколько ощущается. Мы здесь снова должны со всей энергией выступить против постоянной тенденции нашего времени безоглядно насаждать в юности и даже детстве трезвость и скороспелую практичность. Торопиться раздевать жизнь и оголять факты под весьма спорным прикрытием утверждения, что это "настоящая жизни", ни в коем случае не следует. разъяснение принципов морали в общем виде или на конкретных примерах жизни, литературы повышают уровень морального сознания юношей и девушек, помогают им глубже понять, взвесить и оценить жизненные ситуации.

Думаю, что вы не напрасно потратили усилия на чтение двух текстов. В сущности, они говорят об одном и том же, об одних и тех же явлениях. Тексты можно считать тождественными по отношению к тем закономерностям возраста, которые пытаются описывать и анализировать авторы. Но как они отличаются тем отношением к исследованному феномену, который проявляют авторы. Думаю, что дело не в литературных способностях, а в изменившейся за 60 лет позиции исследователя. Мне так хочется назвать позицию отечественной науки первой четверти XX века, представленную для вас текстом М.М. Рубинштейна, позицией любви к человеку, что я и делаю.

Отчужденную позицию исследователей человека последней четверти XX века хочется назвать позицией псевдолюбви. Человек уже испытуемый, обследуемый, о нем можно сказать отстраненно, безлично, не прибегая в тексте даже к намеку на то, что исследуемый материал может вызвать у исследователя чувства.

За этим стоит не только изменение приоритетов отечественной науки, думаю, что за этим стоит и более глобальное явление, которое я называла много раз отчуждением человека от собственной жизни.

500

Современный ребенок, переживающий свои 13-17 лет, сталкивается с культурой, в которой универсальные инструкции ценятся выше индивидуальных проявлений жизни; общее, алгоритмизированное, понятное в поведении другого человека делает его "удобным" для управления во всех социальных системах.

Но, к счастью для всех, всегда есть юные люди, которых тяготит эта универсальность, потому что по законам жизни они особенно чувствительны к проявлениям силы и слабости самой жизни, открытой для нее через существование живого Я. (Хочется сказать, зная, что происходит во взрослой жизни, - пока еще живого Я.) Это живое Я проявляет себя в широком размахе колебаний и противоречивых переживаний, связанных с необходимостью найти и установить свое собственное содержание, освоить свое собственное психологическое пространство. Сразу это сделать очень трудно, но жить без него уже невозможно; увлечение чужими формами жизни редко несет в себе черты устойчивости. Цитирую М.М. Рубинштейна: "Путь продвижения к самому себе совершается вовсе не с роковой необходимостью: это норма, которая далеко не всегда достигается" (с. 159).

У роста есть свои законы, так и хочется сказать, что у растущей души, у растущего Я они свои, каждой поре надо вызреть, и рост должен быть постепенным. Противоречивость переживаний в юношеском возрасте - это проба на глубину своего психологического пространства, приближенность к экзистенциальным его характеристикам. Противоречивость (или дихото-мичность) естественно связана с жизнью тела молодых людей, ведь часто именно оно дает пищу для построения новых переживаний.

(Мне так нравятся слова М.М. Рубинштейна "юные люди", что я их буду использовать дальше.) В это время юным людям снятся космические сны - они видят как бы со стороны свое собственное тело, которое соотносится по размеру или положению с планетами или со светилами - Солнцем, Луной. Обращает на себя внимание общность сюжетов (по материалам моих интервью со студентами I-IV курсов): во всех них есть переживание противоречивых чувств по отношению к планете или светилу, в основном это чувства притяжения и отталкивания. Возможно (и естественно), с психоаналитической точки зрения эти сны выглядят не

551

так, как я их попробую понять, но мне этот вариант объяснения кажется логичным: в этих снах юные люди сталкиваются с проблемой конкретизации (если хотите, воплощения) своей экзистенциальности, своей сущности, своего назначения.

В бытовой, дневной жизни тело подсказывает формы такой конкретизации в виде осуществимой половой роли. Женская роль в этом смысле очевиднее, давно замечено, что девушки испытывают меньшие колебания в переживаниях, связанных с воплощением собственного Я, они сравнительно быстро достигают устойчивости, хотя бы это было успокоение, вызванное принятием известного образца чужого Я. Недаром 16-17-летняя девушка производит впечатление взрослого человека, что далеко не всегда можно сказать о молодом человеке ее же возраста. Известно, что девушки в этом возрасте чувствуют себя взрослее своих сверстников и склонны их опекать и воспитывать, даже перевоспитывать.

У юношей диапазон колебаний в переживаниях значительно шире и они дольше идут к обретению устойчивого отношения к самому себе, то есть к ощущению границ своего Я и его динамической силы. Как тут не вспомнить слова из пословицы о том, что мужчине принадлежит весь мир... Для того чтобы это почувствовать, надо проделать огромную работу по построению своего мирового (соответствующего меркам мира) психологического пространства, ощутить в себе силы Я по возможному устройству жизни именно в таком масштабе. У некоторых мужчин это получается, а о других пока говорить не будем - впереди описание взрослой жизни.

Противоречивость переживаний, свойственная юным людям, делает их особо чувствительными к существующим в культуре формам организации жизни, в том числе к самым обобщенным формам, содержащим идеал человеческой жизни. Они буквально впитывают всеми чувствами, пробуют через действия в виде самовоспитания конкретизировать, персонифицировать идеал, для того чтобы решить свои жизненные задачи, связанные с поиском своего Я. Идеалы юности многообразны и зависят от множества факторов, но то, что они есть, они нужны, в них существует потребность, доказывается исследованиями и прошлого, и сегодняшнего дня. Идеалы, естественно, соизмеримы с эпохой, но в них есть общее - они связаны со

552

стремлением к творчеству, к тому проявлению жизни, которое я раньше называла полным.

Идеал как мечта о творчестве жизни, о создании жизни. Он как бы фиксирует саму возможность полной жизни, основанной на собственных усилиях по ее построению. Это одно из оснований для появления чувства взрослости и его укрепления по мере роста физических и духовных сил юных людей.

Идеал имеет огромное влияние на выбор и осуществление профессиональной деятельности, выбор той сферы приложения своих сил, которая будет приносить переживание полноты жизни, как бы отражать реализуемость, призвание человека - одно из важнейших экзистенциальных переживаний, отражающих реалистичность усилий по организации и осуществлению жизни.

Мне бы хотелось, чтобы читатель увидел следующую логическую связь, существующую в решении жизненных задач подросткового возраста:

1 Взрослые Любовь; псевдолюбовь
2 Я = ? Место подростка в жизни
3 Идеал человека Осуществимость
4 Профессия Эта форма жизни моя

Взрослые в своем отношении к подростку (1) конкретизируют свойства его Я; через эту конкретизацию подросток получает переживания, необходимые ему для определения своего места в жизни среди других людей; границы этого места задаются степенью осуществимости идеала Я (идеала человека), который может конкретизировать подросток в выборе профессии. Профессия и ее осуществление будут восприниматься в свете возможной любви (или псевдолюбви) к самому себе и другим людям.

Получается, что в отношениях подрастающих юных людей со взрослым миром (и в самоотношении) постоянно актуальной оказывается (в разных конкретных проявлениях) важнейшая экзистенциальная проблема - проблема свободы и ответственности Я за свое же собственное воплощение в конкретных, бытовых, ежедневных проявлениях жизни, где чувство реальности собственного Я дает человеку то достоинство, за которым другими людьми читается его уверенность в наличии у него своего места среди людей. Иначе это

553

еще называют чувством социальной принадлежности, может быть, это его формула: "Я не чужой на этом свете".

Когда возникают проблемы в становлении этого переживания, юноши и девушки сталкиваются с невыносимой плотностью бытия, которое не поддается их попыткам найти в нем свое место. Давно уже был отмечен факт, что юность сравнительно легко идет на самоубийство. Даже сама мысль об этой возможности часто является сладостно-утешительной, снижающей как бы степень риска перед возможными жизненными трудностями. Да, юные люди живут большей экзальтированностью, невыраженными и неопределенными волнениями и думами, которые они не могут реализовать в соответствующей себе форме. Такую форму нельзя найти в один день или в один час, на ее поиски могут уйти годы, для наблюдателя это вообще может выглядеть как нечто ненормальное, например, уход в секту, приобщение к вегетарианству, увлечение каким-то видом коллекционирования и тому подобное. Все это может быть не тем, не моим, все это может быть отброшено или превращено в свою противоположность, и вчерашний панк может стать примерным студентом университета, и все это за короткое время.

Как хорошо, что сегодня у молодых есть эта возможность смело пробовать свои силы в поисках формы жизни - своей формы жизни. Хватило бы у взрослых мудрости не мешать им, тогда, возможно, у них во взрослой жизни останется не только горькое разочарование в своих идеалах, но чувство полноты прошедшей жизни. Той жизни, в которой творение самого себя естественно как любовь, а Э. Фромм говорил о прак-тиковании искусства любви как о действенности в мысли, в чувстве, в активном видении и слышании на протяжении всего дня (каждого дня).

Итак, исследуемый период жизни представляет время оперирования человеком со сложнейшими переживаниями, непосредственно затрагивающими его экзистенциальность как духовную, так и физическую. Это время, когда душа человека находит свое место, место среди других людей и место в самом теле человека, которое стремительно меняется, создавая новый дом для растущей же души. В этом доме все должно быть своим, возможно, поэтому подростки так много двигаются, готовы без устали танцевать, кричать, бегать.

554

Эта потребность в движениях не только помогает освоению внешнего пространства, но и пространства своего тела, которое организовано весьма сложно и многоуровнево: от непроизвольных реакций до сложнейших произвольных видов активности; установление иерархических отношений между ними - одна из задач освоения пространства тела в подростковом возрасте. Растущее тело дает много новых переживаний; мне очень импонирует описание их как изолированной мышечной эротики или мышечной радости, которая доступна только в подростковом возрасте, так и хочется сказать, что именно в это время границы между душой и телом очень размыты. Недаром во все времена такое большое внимание уделялось физическому воспитанию молодых, юных людей.

Овладение пространством собственного тела как психологическая проблема появилась в науке благодаря работам Стенли Холла, который обратил внимание на то, что сила подростков не прибывает по мере роста массы их тела. Половые различия очень ярко проявляются в развитии скорости движений. У мальчиков сила и ее увеличение выступают на первый план, у девочек больше развивается быстрота движений. Координация также улучшается, почему и движения становятся более ловкими, хотя ловкость представляет качество, достигающее совершенства в последующие годы, когда равновесие в организме получает большую устойчивость.

Из-за особенностей развития мышечной системы и ее координации нервной системой подросток очень быстро утомляется, что вызвано напряжением всей нервной системы, в том числе и центральной. Перед воспитателями подростков стоит непростая проблема создания для них необходимых условий жизни с целью предотвращения переутомления, раннего истощения нервной системы.

С сожалением приходится констатировать, что признаки раннего физического старения можно сегодня наблюдать у очень молодых людей, еще даже не вступивших в период юности, а только стоящих на ее пороге.

Как говорят исследователи подросткового возраста, подросток-девочка и подросток-мальчик - это две различные биологические величины. В этот период жизни они переживают необходимость решения такой жизненной задачи, как установление близких отношений

555

с лицами противоположного пола. Биологическая основа этой формы поведения представляет собой врожденный инстинкт исключительной силы, значение которого в жизни человека нельзя недооценивать. Появление переживаний, связанных с отношением к противоположному полу, можно зафиксировать у детей в очень раннем возрасте - уже в 1,5-2 года они могут проявить выраженное восхищение человеком, явно любуясь им. К сожалению, разрозненные факты таких наблюдений почти не систематизированы в специальной литературе, их исследование относят чаще всего к подростковому возрасту в свете обсуждения проблем ранних браков, ранних половых контактов. Мне встречалось мало работ, где бы авторы обсуждали половые влечения человека с точки зрения проявления в них экзистенциальных особенностей. Когда же встретила в литературе начала ве ка1 несколько важных с моей точки зрения идей, была поражена их актуальностью сегодня. Для меня важно, что в них предстает проблема осознания человеком динамических сил своего Я, возможность пережить свое отношение к ним как к проявлению своей сущности. По-моему, заслуживает внимания идея о том, что инстинкт материнства, данный природой женщине, составляет основу социальных навыков. Именно этот инстинкт позволяет строить те отношения, которые задают человеку его психологическое пространство, определяют в начале жизни его место среди других людей. Материнский инстинкт является и источником альтруистических стремлений. Может быть, отсюда один шаг и к физиологическим основам нравственности? Может быть, торможение является основой совместной жизни людей?

Сложность отношений в современном обществе разрушает традиции и условности, они уже не носят определенности, существовавшей ранее. Это наносит ущерб биологии человека, ущерб, не ощущаемый вначале как потеря целостности своего организма, но реальный по своим последствиям воздействия на все системы организма. Факты ранней половой жизни подростков, аборты говорят о том, что природа жестока в проявлении последствий грубого вмешательства человека в ее естественное развитие, расплата обычно бывает жестокой - от раннего старения до рождения

556

слабого плода с признаками общей хилости, а то и уродства. Это уже толчок к патологической наследственности, ведущей к вырождению как отдельной личности, так и генеалогического древа.

Взаимные отношения полов в современной культуре претерпевают серьезные изменения, многие авторы говорят о том, что в результате бледнеет и оскудевает не только психический лик матери, но и лик женщины вообще. К сожалению, оправдываются предсказания, сделанные еще давным-давно, о том, что общество, которое хочет сделать из женщины любовницу (а она только мать), толкает ее к усилению чувственности, ослаблению материнского инстинкта, к возрастанию скрытой плодовитости, весьма вероятной дальнейшей дифференциацией менструальной функции, к склонности к гомосексуализму и омужествлению вообще. Когда грубо прерывается (аборты всех видов) процесс материнства, жизнь становится холоднее, суше, беспощаднее, в ней все меньше места человечности, состраданию, жалости.

На этом фоне жизни ранняя половая функция - это верный путь к истощению сил организма, еще не приобретшего устойчивости, еще не сформировавшего необходимого аппарата для саморегуляции. Проповеди взрослых в этом отношении всегда будут восприниматься подростками с оговорками и сомнениями, важно сообщение точной физиологической и психологической информации об особенностях физиологического созревания организма. Эта точная информация позволит решать проблемы отношений с противоположным полом на культурном уровне, будет способствовать пониманию роли полов в культурном развитии.

Мироощущение самих подростков, дополненное объективной информацией, будет способствовать установлению бережного отношения между полами, подскажет необходимость выработать свой кодекс, в котором целибату будет отведено достойное место. Хочется думать, что острота личных переживаний подростков, связанных в ценностью своего тела и своей души, своего физического и психологического дома, не будет у них отнята той дружной волной физического и психического насилия, которая захлестывает порой нашу жизнь.

У подростков есть свойственное их возрасту переживание своего одиночества, своей непричастности

557

к другим людям, может быть, это тот шанс, который в виде этих подростковых переживаний дан всему человечеству, и это шанс остановиться, задуматься и посмотреть на себя со стороны. Именно это делают подростки - они смотрят на жизнь взрослых с дистанции младших, которые уже чувствуют в себе силы быть старшими. Эта дистанция - удаленность от взрослой жизни, позволяет им сблизиться со сверстниками, так как одиночество подростков - это не пустота, это энергетический источник, который требует направленного выхода энергии - требует действия, иначе он может взорваться. (Я уже говорила о самоубийствах молодых.) В современной культуре для подростков не так много поля для приложения их сил действия, вот и появилась та субкультура подростков, в которой реализуются доступные им действия по устройству жизни.

Субкультура подростков - это действительно системы действий разного вида, которые позволяют организовать как внешнюю жизнь, так и внутреннюю (организовать свое психологическое пространство). Именно в этом возрасте расцветает такое еще мало изученное явление, как собственный язык подростков. Явление, которое отмечается во многих странах.

Основное отличие этого языка от языка более ранних детских субкультур в том, что подростки более или менее ясно осознают, что мысль приобретает действенность только тогда, когда она находит для себя соответствующее речевое выражение. Фактически без этого невозможно самостоятельное мышление (о чем речь чуть ниже). Подростки уходят в сторону словесного максимализма, прямо или косвенно отражающего те переживания необычного космического порядка, в которых они прикасаются к экзистенциальному. Словесный максимализм обычного порядка ("никогда", "навсегда", "класс" и тому подобное) переходит в образование жаргона. Этот жаргон открыт всем жаргонам языка, в том числе и жаргону преступного мира - зоне. В общении друг с другом применяется словесная небрежность, даже пренебрежительность, разрушающая границы и дистанции. Общим достоянием подростков становятся оригинальные, с их точки зрения, словесные выражения. Молодые люди, которые сейчас меня окружают, например, с удовольствием используют фразу "дохлый барсик", придавая ей десятки смыслов интонацией и жестами.

558

В эту пору не только увеличивается словарный запас, но и приобретается большой навык оперирования словом - это путь к массовому словесному творчеству, типичному для подростков. Это и путь в равной мере порчи языка и его обогащения.

Обращает на себя внимание тот факт, что все исследователи речи подростков отмечают их эксперименты над речью как неслучайное явление, которое порождается закономерностями развития: новые переживания ищут соответствующей им формы, отсутствие такой формы ощущается как невыразимость Я, несоответствие его обыденности. "Огонь", о котором я говорила, используя слова М. Волошина, требует проявленности - Я нужна адекватная форма, дающая возможность зафиксировать его динамику как проявление жизни. Как важны для юных людей живые образцы живой устной речи! Как важна практика собственного живого говорения и практика слушанья живой речи!

В жизни, особенно школы, так часто недооценивается это умение, что старшеклассники, обнаружив собственное косноязычие, склонны отождествлять его с собственной бездарностью.

Сегодня педагоги и психологи с грустью отмечают, что подростки очень мало и поверхностно читают (если читают вообще). Думаю, что одна из причин этого состоит в том, что чтение связано с движением в собственном психологическом пространстве, причем это движение естественное, оно основывается на уже существующих в нем переживаниях, структурированных в разной степени. Символическая функция сознания обеспечивает относительную устойчивость этих структур (образов, внутренней речи) и возможность развития глубины и ширины семантического поля каждого структурного образования. Психологическое пространство и движение в его семантике требуют от Я человека его выраженности, если хотите, то оформ-ленности в виде собственных текстов - "Я-высказываний". Говоря другим языком, умеющий читать чужой текст обладает для этого необходимым умением читать собственную душу.

Я бы не хотела смотреть пессимистически на проблемы почитающих подростков, но, похоже, что за этим видна оглушенность их сознания, которую разные авторы описывают то как сон души, то как конформизм (бездумное следование другим людям), то как неспособность любить себя. Тревогу вызывает в явлении

559

"почтения" то, что без книги подросток становится обделенным одним из важнейших средств культуры, развивающим в человеке способность к сосредоточению на собственном Я. У современного подростка много соблазнов получать информацию извне в обобщенном виде через зрительный анализатор, гораздо меньше таких жизненных ситуаций, где он должен сосредоточиться на информации, идущей непосредственно от его Я. Нетренированное Я, если его не научить слушать самого себя во внутреннем диалоге, может потерять чувствительность к собственной Аналогичности. Пусть эти мои мрачные мысли будут преждевременными.

Все-таки интеллектуально развитые подростки читают, пробуют писать, а это и есть диалог, так необходимый для существования самой психической реальности. Мне хотелось бы, чтобы из предыдущего описания закономерностей развития в подростковом возрасте, из анализа жизненных задач, которые встают перед подростком, читатель вынес идею о том, что физическое созревание в этом возрасте обостряет экзистенциальные переживания в реальном проявлении жизни (куда уж более реальным может быть собственный вес, цвет кожи, движения, голос и тому подобное).

Не в фантомном проявлении жизни, не в творческих проявлениях, а в земном, телесном, даже, по мнению многих, низменном проявлении жизни подросток переживает собственную экзистенциальность. Причиной его трагедии может стать не тот факт, что счастье для всего человечества неосуществимо, а прыщик на лице, из-за которого якобы нельзя пойти на дискотеку.

Подросток - реалист и романтик одновременно, он переживает как собственную целостность, так и возможность ее потери. Добро и зло, жизнь и смерть в его переживаниях конкретны и абстрактны одновременно, так как он только учится мыслить абстрактно, поэтому в процессе мышления, в поиске закономерностей он легко может принять случайное за общее, конкретное - за абстрактное, единичное - за общее. Он переживает несоответствие силы своих чувств, переживаний и возможностей своего мышления, подросток - это тот человек, который может сформулировать и попробовать решить задачу развития собственного мышления. Именно для него написаны все книги по самовоспитанию, именно он

560

может воспользоваться (если захочет) их мудростью не для манипулирования другими, а для воздействия на самого себя.

Итак, экзистенциальные переживания подростков связаны с реальными проявлениями жизни, огонь Я имеет в них свой ритм.

Думаю, интересно отметить и тот факт, что творчество, позволяющее подростку переживать полноту жизни, связывается с усилиями по организации Я. Подросток начинает что-то делать, специально ставя задачу делать это творчески, то есть по-своему. Так появляется уже их исполнительская деятельность (например, самостоятельное освоение музыкальных инструментов), изобразительная деятельность, литературная и другие. Важно, что теперь это воспринимается и осуществляется как для-меня-важная-деятельность. Как жаль, что далеко не все подростки имеют возможность попробовать себя в разных видах культурной самодеятельности, позволяющих почувствовать силу своего Я. Может быть, тогда мы не были бы свидетелями проявления этой силы в виде скрученных в жгут металлических скамеек в парке, выломанных дверей и прочего такого. Деструктивное "творчество" подростков заслуживает, думаю, внимания не меньше, чем их самодеятельность конструктивная. По-моему, мы так и не знаем, откуда берется эта неимоверная сила, достойная, конечно, лучшего применения. Какие силы вырываются из-под разумного контроля Я в это время? Думаю, что проблема ждет своего исследователя.

Продолжу разговор о тех задачах развития подростков, которые возникают при освоении ими абстрактных мыслительных операций. Одна из важнейших особенностей абстрактного мышления состоит в том, что оно основано на применении в качестве средств мышления понятий, не псевдо-, а настоящих понятий, в которых процедуры собственного мышления становятся доступными для человека. Мышление в понятиях дает основания для мысли о мысли, для рефлексии на содержание собственной познавательной активности. Говоря иначе, мышление из спонтанного процесса становится опосредованным отношением к нему самого человека, то есть диалогичность собственного сознания становится доступной для воздействия самим человеком. То, каким человек видит себя в этом диалоге, как он себя видит, определяет эффективность мышления, иначе это еще называют смелостью мышления.

561

Мне очень импонирует идея о том, что уровень интеллектуального развития подростков надо "измерять" не в показателях успеваемости по школьным предметам и не по широте или глубине умозаключений, а по общему развитию и соотношению углубленных жизненных интересов, по содержанию той концепции жизни, которая отражает и уровень овладения собственным Я. Думаю, что так и должно быть в условиях жизни, где искусственно не искажаются факторы развития подростка, так как он уже подошел к тому рубежу развития, когда он не только в фантомном мире мечты, но и в реальности подошел к взрослости. Половое созревание, то есть изменения в биохимии организма, которые оно вызывает, создает достаточно органических, телесных, если хотите, предпосылок для ощущения реальной полноты жизни, чтобы воплотить ее в соответствующей концепции, построенной совершенно произвольно на основе самовоздействия на собственный процесс мышления.

Если начало подросткового возраста связано со снижением показателей интеллектуальной активности (это отмечают многие исследователи), то период вступления в юность, завершения полового созревания связан с подъемом интеллектуальной активности на качественно новый уровень. Подростковый возраст, думаю, можно считать завершенным, если юный человек начинает переживать возможность "приключения" своего Я в области мысли, то есть возможность самовоздействия и самопреобразования в соответствии с образом своего же Я. Это вносит особое содержание в психологическое пространство молодого человека, можно было бы назвать его источником собственной силы, так как я не знаю, как его обозначить точнее в научных терминах. Может быть, это переживание интегративных (объединительных) свойств своего Я. Это проявляется и в возрастании интереса и способности к отвлеченной мысли, к обобщению, стремлению понять смысл действительности, смысл самой жизни.

Эта ориентация опосредует все психические процессы и придает им большую устойчивость, так как смысл является саморазвивающимся образованием, он и есть одно из проявлений жизни. Юные ищут в смысле проявление своего Я, поэтому когда вместо него предлагают готовые механические схемы, которые надо просто воспроизводить в соответствии с образцом, возникает

562

проблема оглушения. Опять можно сказать об огне: если для него нет пищи, он гаснет. Если для юных людей нет возможности соответствовать в мышлении самим себе, своим потребностям, они теряют интерес, в том числе может быть потерян интерес и к жизни вообще. Боюсь, что именно это происходит со многими современными старшеклассниками, которые "проходят" классическую литературу в качестве и количестве, не соответствующем их потребностям. Недаром среди выпускников школ так много людей, которые часто не читали классических произведений, по которым писали сочинения на "пятерки" и "четверки".

Для подростков естественно в своем умственном образовании стремиться к углублению и расширению своего психологического пространства, своего Я. Секрет в том, что это стремление осуществляется среди взрослых, которые решают свои задачи в отношении обучения молодых. Подростки бесконечно нуждаются в помощи и поддержке старших по решению жизненно важной задачи - развития своих интеллектуальных возможностей, так как в этот период жизни реальность собственного мышления такова же, как реальность тела, можно сказать, что она осязаема в результатах мышления и его процессе как мне принадлежащем.

Это обостряет значение содержания общения между подростком и взрослыми людьми. Подчеркиваю, именно взрослыми людьми.

На поверхности бытового поведения подростков наблюдатель видит, что они очень много сил и времени отдают общению со сверстниками. Казалось бы, значение взрослых существенно меняется в сторону уменьшения его значения. Но чудо жизни Я состоит в том, что зажечь его в полную силу у юного человека может человек зрелый, я уже пыталась его однажды в этом тексте назвать таким, который в своей жизни персонифицирует, конкретизирует сущностные характеристики человека. Это не только теоретическое построение, оно подтверждается фактами экспериментально-психологических исследований1. Использование бесед, стандартизированного интервью и опроса дало возможность прийти к заключению о том, что потребность в

563

общении со взрослыми обусловлена прежде всего проблемами перспективного жизненного самоопределения. Содержанием общения со взрослыми становятся вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами, выбор профессии.

Значительное большинство исследованных школьников показало, что они испытывают острую потребность в нерегламентированном общении со взрослыми, которые составляют их ближайшее окружение.

Обращает на себя внимание еще одна особенность общения подростков со взрослыми. Если ребята в большинстве случаев не удовлетворены отношениями со старшими, то взрослые те же отношения считают вполне приемлемыми, то есть не понимают отношения с подростками - переоценивают или недооценивают их. Реально то, что взрослые скорее не понимают, чем понимают потребности детей, скорее всего "срабатывает" распространенность среди взрослых педагогической позиции, основанной на механизмах проекции. ("Подросток - это я".)

Заслуживает особого внимания экспериментальный материал, который показывает влияние характера общения со взрослыми на развитие Я подростко в1. Я уже писала выше, что важнейшим моментом в развитии подростка является переживание им интегра-тивных возможностей своего Я, их можно в экспериментально-психологическом исследовании личности зафиксировать в виде устойчивости и адекватности самооценки.

По мнению многих исследовател ей2, именно эти свойства самооценки определяют степень самостоятельности и независимости человека в разных видах деятельности и во взаимоотношениях с другими людьми.

Оказалось, что характер общения со взрослыми существенно (!) влияет на эти параметры самооценки. Вот эти цифры: у подростков, которые могут доверительно общаться с родителями, только в 8,3% неадекватная самооценка (они так или иначе недооценивают себя). У ребят с преобладанием регламентированного типа общения с родителями неадекватная самооценка

564

в 87,9% случаев. Хочется поставить здесь ряд восклицательных знаков как знаков внимания к тому, что детское следование правильности в отношениях с родителями давно уже сменилось стремлением подростка следовать своему собственному Я. Кто-нибудь из старших это замечал? Только кое-кто.

Устойчивая же самооценка формируется у 79,1% исследуемых школьников, если им есть с кем доверительно общаться, при регламентированном общении с родителями - у 25%.

Не надо быть особенно прозорливым, чтобы представить себе, какие переживания преобладают у человека с устойчивой самооценкой и человека с неустойчивой самооценкой. Воспользуюсь для иллюстрации образом: крепко сколоченный корабль в бушующем море - это образ устойчивой самооценки, и корабль, который скрипит всеми болтами и гайками, пытаясь одолеть бурное море, - это образ неустойчивой самооценки. Какому кораблю предстоит более долгий путь, читатель решит сам.

Юные люди, удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реальности человеческой жизни анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. У них нет противоречий между потребностью в доверительном общении и условиями ее реального удовлетворения. Поведение этих подростков взрослые и сверстники воспринимают и оценивают как "взрослое". (Остановите свое внимание на этом факте.)

Совершенно иная картина характерна для школьников с низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они затрудняются самостоятельно анализировать и оценивать сверстников и взрослых, не умеют и не хотят это делать. В поведении этих подростков наблюдатели отмечают агрессивность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему и так далее.

В экспериментах с несовершеннолетними правонарушителями установлено, что ближайший круг их общения становится важнейшим фактором формирования их ценностных ориентации. Их мотив самостоятельности, стремление к автономности не получает удовлетворения, что приводит к использованию искаженных средств, ограждающих от влияния взрослых,

565

которые воспринимаются только как "помеха" для удовлетворения потребности в автономности, в самоутверждении. В зависимости от реальных объективных условий общения этот мотив получает антисоциальное содержание.

Подросток переживает период поиска форм проявления своей силы, энергии, возрастающей вместе с темпом физического созревания, это не только физическая сила, но и сила его Я, которая в этом возрасте проявляется в возможности интегрировать разные проявления жизни. Для интеграции нужен механизм, в психологии пока неизвестны более универсальные пути становления механизмов, осуществляющих психические процессы, чем пути интериоризации - вра-щивания и выращивания их. Нужен материал (психологическая информация) для вращивания и почва (необходимые переживания) для выращивания. Таким "материалом" для выращивания собственных интеграционных качеств для подростка является событие встречи с работающим - осуществляющимся или осуществлявшимся когда-то - интегрированным Я, живущим полной жизнью. Такое Я обладает важнейшим свойством - оно самодостаточно, ему для существования достаточно силы собственного Я, оно не отбирает часть (или все) психологического пространства другого человека, оно, это Я, действует по принципу света, высвечивая в другом человеке его истинные качества, которые как бы резонируют в ответ на воздействие, приобретая собственное звучание.

Очень сложно описать это воздействие человека на человека в нерегламентированном общении, в общении души с душой, где слова часто не имеют большого значения - важнее отношение. Оно же может быть выражено во взгляде, жесте, короткой реплике, совместном чувстве... Этот другой человек находит имя для Я подростка и таким образом делает его видимым, доступным для воздействия, доступным для необходимой защиты, ухода и, если хотите, то для любви.

Доли этого нет, если к Я подростка подходят с мерками универсальной правильности жизни (словно такая существует), он попадает в конфликт между своим Я и несоответствующей ему формой жизни. В зависимости от степени ее жесткости и степени несоответствия подросток будет переживать разного рода напряжения - от депрессии до агрессии, пытаясь разрешить этот конфликт. Ситуация осложняется тем, что

566

ресурсы для интегрирования собственного Я у него не бесконечны, отсутствие необходимой психологической информации приведет к пустоте. Это то, что еще называют духовным оскудением, безразличием к жизни, безответственностью, потерей себя и тому подобное. Это еще одно рассуждение о том, что огонь жизни Я в подростке поддерживает взрослый человек, всей своей жизнью показывающий ее осуществимость.

Преобладание нормативного содержания в отношении со взрослым толкает подростка на поиск людей, которые могут подарить ему любовь, отнестись к нему самому, а не к какому-то придуманному, фантомному образу Я этого конкретного человека. Такими людьми оказываются сверстники, хотя это могут быть и люди (компании) более старшего возраста. Эти люди могут дать подростку (в силу своей жизненной некомпетентности) недостоверную психологическую информацию, что окажет свое влияние на его отношение к собственной жизни.

Недаром конкретные экспериментальные данные показывают, что доверительное общение с родителями связано с проявлениями пониженной тревожности, а регламентированность - с повышенной.

С сожалением приходится констатировать, что потребность подростков в нерегламентированном общении со взрослыми не получает своего удовлетворения, так как в жизни преобладает регламентированный тип общения. Остается только думать, что за этим стоит еще одно проявление обусловленной любви, замененной псевдолюбовью, то явление, которое носит культурно-обусловленный характер, где идеал человека и концепция жизни не являются научными абстракциями, а составляют ткань отношения человека к другому человеку.

Вспоминаются в этой связи слова подростка, сорвавшиеся у него в ответ на упреки взрослых в его плохости: "Вспомните хотя бы, как вы меня любили в детстве". Хорошо если есть что вспомнить.

Свою личностную Я-индивидуальность подросток охраняет, создавая разные формы ее целостности. Надо согласиться с Э. Эриксоном в том, что "это есть осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с влечениями либидо, с умственными способностями, приобретенными в деятельности, и с благоприятными возможностями, предлагаемыми социальными ролями".

567

Опасностью этой стадии является ролевое смещение, потеря механизма интеграции собственных проявлений жизни. Для того чтобы компенсировать его, подростки развивают идентификацию со сверстниками, где сама принадлежность к группировке гарантирует переживания "своих" людей как "моих", где верность группе культивируется как верность себе.

Подросток потенциально готов к освоению морали, так как он уже переживает необходимость в интегративных механизмах, позволяющих сохранить его Я от воздействия других людей. У него уже есть готовность к организации своей жизни в соответствии с идеей-концепцией жизни, недаром мировоззрение подростков часто называют идеологизированным; он еще только определяет свое место среди людей, свое место в обществе, с которым он уже может общаться на равных. Он готов к воплощению идей лучшей организации жизни, можно сказать, что он готов к подвигу. Этой готовностью к подвигу и можно было бы разграничить подростковый и юношеский возраст, о котором речь впереди.

В завершение этой главы я приведу несколько отрывков из "Дневника обыкновенной девушки", который был начат Ниной Костериной, московской школьницей, в 1936 году, когда ей исполнилось 15 ле т1. Короткие отрывки, в которых хотелось бы показать читателю живое биение огня:

"...кто я и какая я? Талантов у меня нет никаких... Ну, самая обыкновенная. У меня даже в мечтах нет ничего особенного... А у меня в будущем - один туман...

Танцую я давно и люблю танцевать, но с таким удовольствием еще никогда. Шутя Алик поднял меня на воздух: сердце замерло, дыхание перехватило, и жарко запылали щеки...

Многое я уже прочитала, некоторые произведения доводили меня до бессонницы...

"Человек, который смеется" Гюго чуть не сорвал мне экзамен по физике - зачиталась и забыла о том, что надо готовиться.

Эх, и не люблю, когда ко мне приходят мальчики! В квартире потом все на меня так глядят, что... Да ну их?.. Дали вожатую Люсю из Института права. Толстенькая

568

по форме, а каково содержание - посмотрим...

Вчера папа купил мне гитару. Я очень обрадовалась подарку.

...И еще страшное и непонятное: арестован папа Стеллы. Он был начальником главка при Наркомтяж-проме. Говорят, он предатель.

...Обидно, что не умею драться как надо.

...У нас с Леной одинаковые характеры: когда есть дело, когда мы заняты по горло, бегаем, суетимся - мы счастливы, мы веселы. Но вот покой, тишина, дела нет - тень хандры опускается на нас, и мы ругаемся друг с другом...

Ну и дела! Мне сейчас объяснились в любви!.. Не хочу и не могу писать об этом. Когда он сказал мне это, я еле дошла домой. Есть не могу, плачу и смеюсь..."

Нина Костерина погибла в декабре 1941 года.

Вопросы для самопроверки

  1. Кто и почему дал название "трудный" этому периоду в жизни человека?
  2. Какой бывает любовь человека к своему ребенку?
  3. Опишите содержание отношений подростка со сверстниками.
  4. Что ждут подростки от близких и чужих людей?
  5. Что получают?
  6. Как у подростков проходит идентификация? 5. Какие жизненные задачи решают подростки?

Подростки почему-то должны постоянно оправдываться, что они не виноваты в том, что... В чем они виноваты, а в чем невиновны? Кто, как, когда создал эту ситуацию вины, трудности возраста? Может быть, это придумали взрослые, которые не умеют жить со своими детьми в той гармонии отношений, которая и есть счастье?

569


1 См. подробно: Фромм Э. Искусство любви. - 1990.
1 См. подробно: Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987; Рубинштейн М.М., Игнатьев B.C. Психология, педагогика и гигиена юности. - М., 1926. 18 Возрастная психология
1 Работы В.М. Бехтерева В.М., 3. Фрейда, А. Лазурского и др.
1 Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980; Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М., 1991; и др.
1 По материалам сборника: Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987.
2 Например: Донцов А.И., Сапожникова Л.С., Чеснокова И.И. и др.
1 См.: Из дневников современников. - М., 1965.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.